Чернение металла востребовано в различных сферах производства, однако чаще всего используется для декоративных целей в ювелирном деле и различных ремеслах.
Оцинковка металла является наиболее простым и дешевым способом его защиты от образования ржавчины. Наиболее популярным является метод горячей оцинковки.
Отдельные токоведущие части и устройства контактных машин, сильно нагревающиеся в процессе сварки, охлаждаются водой. Вода из водопроводной сети проходит через каналы охлаждаемых частей и сливается в канализацию. Охлаждающая вода расходуется непрерывно в больших количествах.
Внутренние поверхности каналов со временем покрываются слоем отложений (солей), что ухудшает теплоотдачу стенок и уменьшает проходное сечение каналов. В некоторых случаях отдельные устройства недопустимо переохлаждаются или, наоборот, перегреваются. Это объясняется несовершенством устройства системы охлаждения и отсутствием терморегулирования.
Исследования работы систем охлаждения точечных машин типа МТП, проведенные одним из авторов, показали, что из общего количества поступающей воды расходуется 33—38% в трансформаторе, 34—42% в игнитронном контакторе и 10—14% в каждом электроде. Температура воды на сливе из трансформатора и игнитронного контактора на 5—10° ниже температуры окружающего воздуха. Температура воды на сливе из ветвей электродов выше температуры окружающего воздуха на 8° и более. Такой температурный режим не способствует нормальной работе указанных устройств.
Переохлаждение трансформатора и ламп игнитронного контактора, как уже было сказано выше, ведет к нарушению нормальной работы машины. Для нормальной работы трансформатора температура его не должна превышать атмосферную, а для игнитронов +20° С. Максимальный допустимый нагрев трансформатора и игнитронных ламп можно принять равным 50° С. Недостаточное охлаждение электродов снижает их стойкость, повышает расход электродного металла и ухудшает качество сварки. Наилучший температурный режим для электродов — максимально возможное охлаждение.
Из общей коллекторной трубки вода беспрепятственно проходит в каналы охлаждения электродов. На выходе из игнитронного контактора и трансформатора установлены сильфонные термостатические клапаны (из системы охлаждения автомобиля), отрегулированные на открытие при температуре воды не ниже 40—50° С. В начальный период работы вода из трансформатора и контактора почти не сливается; для ее выхода открыты небольшие отверстия в стенке клапана. После нагрева до указанной температуры термостатические клапаны полностью открываются и начинается более интенсивная циркуляция воды. При ограниченном сливе воды из трансформатора и контактора значительно увеличиваются напор и количество воды, охлаждающей электроды; вместе с тем снижается расход воды, особенно в зимнее время.
Второй вариант модернизированной системы охлаждения. В этом случае применен замкнутый цикл охлаждения трансформатора и контактора. Из бака емкостью 150 л вода подается в контактор и трансформатор при помощи электропомпы (применяется для перекачки охлаждающей эмульсии в металлорежущих станках) и поступает на слив обратно в бак. Температура воды в баке всегда несколько выше температуры окружающего воздуха, что обеспечивает нормальный температурный режим для трансформатора и контактора. Охлаждение электродов при этом варианте обычное, от водопроводной сети со сливом в канализацию. При замкнутой системе охлаждения уменьшается расход воды, кроме того, можно применять умягченную и даже дистиллированную воду, что исключает отложение солей на стенках каналов охлаждения.
Наиболее эффективным вариантом является система охлаждения контактной машины с применением холодильной установки. В этом варианте предусмотрена замкнутая система охлаждения для трансформатора и игнитронного контактора с температурой охлаждающей воды, равной или несколько большей температуры окружающего воздуха. Для охлаждения электродов применен холодильный агрегат от бытового фреонового холодильника. Испаритель агрегата находится в двухстенном термоизолированном баке, наполненном охлаждающей жидкостью. Из бака жидкость с температурой —5° С перекачивается электропомпой в каналы охлаждения электродов и возвращается обратно в бак.
Капитальные затраты на оборудование сварочной машины холодильной установкой компенсируются улучшением качества сварки, экономией не менее 30% электродного металла и снижением расхода воды. Методы модернизации системы охлаждения точечных машин можно распространить и на систему внутреннего охлаждения шовных машин.
В некоторых случаях, при интенсивной работе, для шовных машин становится недостаточным внутреннее охлаждение вала электродов-роликов и возникает необходимость наружного охлаждения поверхности роликов методом душирования. Как показал опыт, наилучшим способом внешнего охлаждения электродов-роликов является не струйное душирование, а охлаждение распыленной жидкостью. Вода или эмульсия, распыленная сжатым воздухом, попадая на нагретую поверхность ролика, быстро испаряется, поглощая большое количество тепла. Более интенсивному охлаждению способствует также высокая скорость охлаждаемых частиц жидкости (в 300 раз больше, чем при свободно падающей струе), а также более низкая температура струи распыленных частиц (от 0 до +5° С).
Применение метода наружного охлаждения распыленной жидкостью повышает стойкость электродов-роликов, снижает расход электродного металла, дает значительную экономию охлаждающей жидкости, позволяет вместо воды использовать более эффективную охлаждающую жидкость—эмульсию. При работе на шовных машинах с охлаждением распыленной жидкостью на руки сварщика не попадает вода, поэтому устраняется возможность ревматических заболеваний.
Применение охлаждения распыленной жидкостью при шовной сварке деталей испарителя холодильника «ЗИЛ» в свое время решило одну из важных технологических проблем — устранило попадание в него излишней влаги.
Часто во время осуществления сварки или пайки металлов и их сплавов возникают неожиданные проблемы. О многих из них мы и поговорим в разделе «вопросы и
ответы»
Эмалирование металлов – технология, которая позволяет наносить на поверхность изделий из стали специальный защитный слой, отличающийся великолепными эстетическими
свойствами.