Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно! узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем! узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами! узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому! прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках... прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики. прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ... прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы. прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину... прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию... прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла... прочитать полностью >>
Трубочки из золота и серебра применяются для изготовления дутых браслетов, например фасона "порт-бонер", брошек фасона в одну или несколько палочек, дутых колец, цепей панцирных и глидерных, браслетов панцирных, шарниров в разных изделиях и во многих других случаях.
Узкие трубочки, т. е. малого диаметра, приготовляются таким образом: берут золотую или серебряную тонкую полосу, разрезают ее на части требуемой ширины и длины; края полученных узких полосок правильно опиливают; затем каждую такую полоску выгиба- ют в форму желобка, для чего служат особые железные плитки, на поверхности которых имеются желобообразные углубления; эти плитки называются секен аизенами или просто секами*; полоска кладется на желобок секи и ударами молотка вбивается в нее, причем постепенно выгибается по форме желобка. В выгнутую таким образом полоску помещается смазанная воском стальная проволока "дорн" или "вкладыш", после чего полоска ударами молотка сгибается в трубочку так, чтобы она обхватывала проволоку; эту трубочку вместе с проволокой протягивают через несколько отверстий циайзена. При этом протягивании металл нагревается и воск, находящийся на проволоке, тает, благодаря чему последнюю легко можно вытянуть из трубочки. Таким образом получаются трубочки с едва заметной по длине узкой щелью, называемой "фугой".
Трубочки получают также и без вкладывания проволоки или стержня, а именно: выгнутую желобком {в секе} полоску прямо протягивают через несколько постепенно уменьшающихся отверстий циайзена; при этом полоска все более и более выгибается и наконец замыкается в трубочку. По первому способу, т. е. протягиванием на проволоке, трубочки выходят более правильного вида.
При протягивании трубочки через циайзен весьма часто случается, что фуга выходит не по прямой линии, а винтообразно. Во избежание этого к циайзену прикрепляется крючок, который устанавливается таким образом, чтобы он кончиком входил в фугу трубочки, при таком приспособлении крючок служит для направления фуги и последняя выходит совершенно прямой.
Иногда требуется, чтобы трубочка с поверхности была покрыта бороздками, идущими по винтообразной линии; в этом случае трубочку с вложенной в ней стальной проволокой (или круглым стержнем) протягивают через такой циайзен, в котором отверстия имеют зазубрины, при этом получается трубочка с бороздами, идущими по прямой линии. Если же во время протягивания трубочки заставить циайзен вращаться около оси, то борозды выйдут по винтовой линии.
Для получения трубочек более или менее значительного диаметра поступают во всем по предыдущему, только вместо тонкой проволоки для вкладыша берут медный или стальной стержень.
Описанным способом получают не только круглые трубочки, но и другой формы, например: квадратные, прямоугольные, овальные, звездчатые; разница только в том, что секи берут с соответствующей формы желобками и для вкладышей пользуются не круглой проволокой (или стержнем), а квадратной, прямоугольной, овальной и проч., смотря по тому, какой формы требуется получить трубочку. Равным образом и отверстия в циайзене, через которые производятся протягивания, должны быть соответствующей формы.
*Желобки в севах могут быть разной формы (в поперечном разрезе): овальной, четырехгранной, шестигранной и других.
Конические трубочки также получаются с помощью протягивания через циайзен. Для этого полосу сгибают вокруг конического медного стержня; вынимают последний и запаивают фугу; затем полученный конус насаживают на тот же конический стержень и приступают к протягиванию через циайзен. Отверстие циайзена должно быть несколько шире большего диаметра конуса; в этом отверстии особым образом укрепляется подкладка из свинца, в которой также есть отверстие, но по величине соответствующее меньшему диаметру конуса. При протягивании конуса через такое отверстие свинец, как мягкий металл, постепенно сжимается и диаметр отверстия в нем увеличивается, вследствие чего конус, удлиняясь, сохраняет в то же время коническую форму. Подкладка из свинца после каждого протягивания меняется.
При изготовлении круглых дутых золотых браслетов фасона "порт-бонер", а также овальных и других форм, золотую полоску сгибают вокруг медного прута и протягивают вместе через отверстия циайзена несколько раз, пока не получат трубочку требуемого диа- метра. Затем трубочку распиливают на части соответственно размерам браслета; каждую часть сгибают в круглую или овальную форму и погружают в нагретую азотную кислоту (средней крепости), где держат до тех пор, пока вся медь вытравится; получают таким образом чистую золотую трубочку, имеющую вид браслета.
При изготовлении серебряных браслетов трубочку нельзя тянуть на медном пруте, потому что при травлении в азотной кислоте вместе с медью растворилось бы и серебро; поэтому серебряную трубочку протягивают на железном пруте и растворение производят не в азотной кислоте, а в слабой серной; горячую и крепкую серную кислоту нельзя брать, так как она растворяет серебро.
По другому способу - металлический прут не вытравляют кислотой, а просто вытаскивают его из трубочки с помощью цибанка, при этом поступают таким образом. Когда протянули через циайзен трубочку с медным прутом*, напаивают на том конце ее, из которого будет вытягиваться прут, медное колечко; затем плотно обматывают трубочку по всеи длине "биндратом", т. е. тонкой железной проволокой, так чтобы завиток прикасался к завитку, и пожигают (прокаливают); по охлаждении выгибают трубочку в форму овала браслета, после чего снова ее пожигают и горячую погружают ее в деревянное масло. Наконец, вынимают трубочку из масла и приступают к вытаскиванию прута. На фиг. 10 табл. П показана трубочка, обмотанная биндратом и изогнутая по форме овала браслета; б - тот конец трубочки, который захватывался клещами при протягивании ее через циайзен; в - свободный конец, из которого выходит медный прут п; к - медное колечко, напаянное на трубочку. Чтобы удалить прут из
*Прут следует брать из красной меди.
трубочки, свободный конец его п вставляют в циайзен, захватывают здесь клещами цибанка и тянут; колечко к служит как бы упором для трубочки и потому последняя не сминается. После того ках прут вытянут, колечко к отпаивают, трубочку пожигают, концы ее б и в спаивают и получают таким образом цельный овал браслета. Тогда приступают к вставке шарнира*; для этого на месте спайки выпиливают в овале соответственное гнездо, снова здесь разрезают овал и затем к частям б и в последнего припаивают шарнир. Наконец, разрезают овал на противоположной стороне, т. е. в точке д, и припаивают здесь шнапор.
Чтобы получить витой браслет, натягивают трубочку на медном пруте (квадратного сечения), обвивают ее плотно по длине биндратом, пожигают и затем, зажав один конец трубочки в верстачных тисках, а другой - в ручных, скручивают ее справа налево; потом снова пожигают и горячую кладут в масло; наконец, приступают к удалению прута, для чего пропускают eгo через циайзен и, захватив здесь клещами, тянут oт руки, одновременно с этим поворачивая справа налево (так как трубочка витая). Иногда, однако, прут настолько плотно засядет, что его не удается вытянуть, в таком случае приходится погрузить трубочку в азотную кислоту (средней крепости) и, после того как последняя частью разъест медный прут, его окончательно уже удаляют вытягиванием.
Золотые дутые панцирные браслеты и цепи также приготовляются из трубочки, протянутой через циайзен на медном пруте. Такую трубочку навивают на круглый или овальный железный стержень- "ригель", пожигают и затем распиливают спираль по длине, при этом получают кольца; задевают их друг за друга; спаивают каждое на месте разреза и затем, захватив крайние плоскогубцами, скручивают их, потом надевают следующие кольца (по одному); спаивают их также и выгибают, и так продолжают до тех пор, пока все кольца по длине цепи или браслета будут собраны и вьгнуты. Затем приготовленную ленту (панцирь) погружают в азотную кислоту (средней крепости); последняя через не запаянную фургу проникнет внутрь колец и выест медь. Таким образом получится чистая золотая лента, из которой уже легко сделать браслет или цепь.
При выделке серебряных браслетов трубочку надо протягивать не на медном, а на железном пруте и вытравление производить не в азотной, а в слабой серной кислоте.
*Шарнир приготовляется отдельно от браслета; он составляется нз двух коротких трубочек, из коих одна входит в другую. Трубочка меньшего диаметра разрезается поперек на три части, так чтобы средняя часть была короче крайних, широкая трубочка, т. е. большего диаметра, разрезается по длине на две половины, к одной из них припаивается средняя часть узкой трубочки, а к другой две крайних. Широкая трубочка вставляется в гнездо, выпиленное в овале браслета, и принаивается здесь к частям его б и в (фиг. 10 табл. П).
Для получения трубочки без фуги и спайки приготовляют массивный цилиндр из золота или серебра, просверливают ceo насквозь по длине и таким образом получают внутри цилиндра канал, в который затем вкладывают медный (при золоте) или железный (при серебре) стержень и вместе их протягивают через отверстия в циайзене до тех пор, пока получится трубочка требуемого диаметра; затем ее разрезают на части надлежащей длины, выгибают каждую часть в желаемую форму и вытравляют медь в азотной, а железо в серной кислоте, как раньше сказано.
Вместо просверливания золотых и серебряных цилиндров их можно отливать в формы, в которые вставлены медные или железные цилиндры меньшего диаметра; тогда по отливке получаются золотые цилиндры с медными вкладышами, а серебряные с железными; их протягивают через циайзен и для удаления меди или железа травят в азотной или серной кислоте.
Г. Рау в Пфорцгейме в Германии взял патент за № 13690 на приготовление трубочек без фуги и спайки. По его способу приготовляются круглые шайбы - кружки из золота или серебра, которые пропускают последовательно через 6 штук особых штампов; кружок по выходе из-под первого штампа принимает вид блюдечка, из-под второго - вид чашки, после третьего - вид стаканчика, после четвертого - трубочки, стенки которой при дальнейшем штамповании еще более удлиняются. В полученную таким способом трубочку вкладывают медную (при золоте) или железную (при серебре) проволоку, сверху ее припаивают и затем трубочку вместе с проволокой протягивают через циайзен; медь или железо потом вытравляют в азотной или серной кислоте. Приготовление рифленых трубочек
Рифленые трубочки, т. е. покрытые продольными дорожками, приготовляются с помощью особой машинки, называемой рифельбанком. На фиг. 11 табл. П изображена такая машинка; б - стальной цилиндр, покрытый продольными полукруглыми или овальными воз вышениями; он неподвижно укреплен винтами б в стойках с. Гладкую трубочку надевают на этот цилиндр так, чтобы она одним концом упиралась в стойку с; затем берут стальное гладило г, нажимают его на трубочку среднею частью, где имеются два углубления л, и водят им вдоль трубочки. Таким образом на последней получаются два валика с одной между ними дорожкой. Потом трубочку немного поворачивают на цилиндре и гладилом оттискивают новую дорожку, и так продолжают до тех пор, пока не обожмут трубочку по всей окружности.
По другому способу поступают так: приготовляют с помощью секи требуемой формы трубочку с медным вкладышем и протягивают ее через отверстия пиайзена, имеющие соответствующую форму, или же через секенцуг, в котором вставлены плашки с надлежащей формы вырезами; затем вкладыш удаляют из трубочки или вытягиванием, или вытравлением в азотной кислоте.
ДЕСЯТАЯ ГЛАВА
ВЫДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
С ПОМОЩЬЮ МОЛОТКА И НАКОВАЛЬНИ
Бляхи и полосы можно выгибать с помощью молотков и наковален в самые разнообразные формы.
Общие правила, которые необходимо соблюдать при работе молотками, следующие.
1) Когда нужно получить из бляхи изделие, имеющее круглое или овальное углубление, например: блюдо, поднос, тарелку, удары молотком начинают делать с середины бляхи и постепенно идут к краям.
2) Когда нужно оттянуть бляху, сделать расширение и выгибание ее краев, работу начинают вблизи края; но отнюдь не с самого края.
3) При работе молотком бляху или полосу из золота и серебра необходимо время от времени прокаливать (пожигать), и если бляха золотая, то после прокаливания надо дать ей медленно остыть, серебряная же бляха может обрабатываться и горячая.
Молотки и наковальни, применяемые для выделки изделий, могут быть самой разнообразной формы и величины. Мы опишем только некоторые из них, употребляемые главным образом для выделки посуды. Молотки
Молотки для обработки золота и серебра применяются стальные, железные, деревянные и роговые. В железных молотках ударяющие концы (бой и лоб) навариваются сталью, закаливаются и полируются. Деревянные и роговые молотки употребляются в тех случаях, когда требуется произвести одно лишь сгибание бляшки или полосы, например: деревянными молотками сгибают полоски, протянутые в вальцах, в обручальные кольца; в этом случае железные или стальные молотки не годятся, так как овальная выпуклость полоски от ударов такими молотками сплющивалась бы; роговые молотки действуют еще нежнее деревянных и применяются для выправления уже отделанных изделии.
На таблице II изображены разные молотки:
1) Роговой молоток (фиг. 12) - ударяющая часть молотка а овальная и несколько выпуклая; лоб молотка, т. е. ударяющий хонец б, узкий и закругленный.
2) Лощильный молоток (фиг. 13) - ударяющая часть и круглая и несколько выпуклая; употребляется для выравнивания и наведения глянца на поверхности бляшки.
3) Правильный молотох подобен лощильному, только бой молотка менее выпуклый.
4) Гладильный молоток (фиг. 14} имеет два почти совершенно плоских боя, круглых или квадратных (а и 6); служит для так же цели, что и лощильный молоток.
5) Разбивкой молоток (фиг. 15) служит для выправления выгнутых бляшек.
6) Молоток для выгибания (фиг. 16).
7) Разгонный молоток (фиг. 17) имеет два полушарообразных выпуклых боя а и б; служит для получения вогнутых поверхностей.
8) Вытяжной молоток (фиг. 18) имеет два узких закругленных и наклоненных к ручке бойка.
9) Пружинный молоток (фиг. 19) - стержень (ручка) с этого молотка вращается на оси о, утвержденной между двумя стойками; сам молоток м подвешен к стальной пружине п, прикрепленной к станку А, на котором находится стальная плита н (наковальня). В спокойном состоянии молоток висит на пружине, как изображено на чертеже; если же оттянуть пружину вверх и затем пустить, то молоток сам собой будет делать частые и равномерные удары.
Этот молоток применяется в тех случаях, когда требуются частые и слабые удары; он удобен в том отношении, что действует сам собой и, следовательно, руки у мастера свободны. На фабриках, вырабатывающих цепи, этот молоток с удобством применяется для выправления звеньев цепей.
Кроме описанных молотков, в практике применяются еще и другие, смотря по надобности. Наковальни
Наковальнями называются, вообще, всякого рода подкладки, служащие при обработке металла молотком. Чаще всего они делаются из железа или стали и могут быть самой разнообразной формы.
1) Шлягшток - плоская наковальня, служащая для обработки блях и полос.
2) Полиршток (фиг. 20 табл. II) - наковальня, в которой верхняя поверхность слегка выпуклая, а края а и б несколько закругленные; острым концом с наковальня утверждается в деревянной колоде.
3) Шпаншток - правильная наковальня (фиг. 21 табл.II ) подобна полирштоку: одна сторона ее овально-закругленная.
Плиты, полирштоки и шпанштоки служат главным образом для выравнивания плоских и слегка выпуклык блях и полос.
4) Шпергорн (фиг. 22 табл. П) имеет два цилиндрическик или конических рога б и в, сверху отполированных, неодинаковой толщины.
На шпергорне бляха или полоса обрабатывается обыкновенно деревянными молотками; когда она выгнется в цилиндр, ее выравнивают и выглаживают на том же шпергорне правильным или гладильным молотком, причем концы б и в шпергорна обертывают в кожу, сукно или картон. Все круглые или овальные сосуды, как например: чашки, подстаканники, бокалы, стаканчики, рюмки и проч., можно выковывать из бляшки на шпергорне.
Для загибаний малого диаметра применяют просто стальной цилиндрический или конический стержень, укрепленный в шраубштоке * или в тисках.
5) Умшлаг-айзек (фиг. 23 табл. II) служит для загибаний под острым углом.
6) Бертель-аизен (фиг. 24 табл. П) служит для закругленных загибаний; например: ранты у донышек подстаканников, кружек, бокалов и проч. выгибаются на этой наковальне.
7) Зикеншток (фиг. 25 табл. П) служит для получения на бляхе желобчатых углублений. На верхней плоскости этой наковальни имеются полукруглые или овальные разного размера желобки. Бляха кладется на наковальню и обрабатывается вытяжным молотком, ударяющая часть которого уже желобков; по мере того как желобки выходят, бляха подвигается.
Есть также наковальни, в которых на поверхности вместо желобков сделаны полукруглые или овальные возвышения (канты).
8) Корнзикеншток (фиг. 1 табл. П1) служит для получения желобков на отогнутом крае кружек, рюмок и др. сосудов.
9) Швайфшток или швайфгорн (фиг. 2 табл. III) служит для получения расширяющихся в виде воронок краев у разных сосудов; один конец этой наковальни конический заостренный, другой почти цилиндрический, наискось срезанный.
Чтобы пояснить применение швайфштока, приведем следующий пример: положим, нам нужно приготовить подставку под вазу; берут круглую бляху б (фиг. 3 табл. Ш), в центре ее вырезают соответст вующей величины отверстие; затем с помощью молотка для выгибания (фиг. 16 табл. П) на закругленных краях полирштока загибают края бляхи вокруг отверстия и таким образом ей придают вид, изображенный на фиг. 4 табл. III. Потом бляху отверстием надевают на шваифшток и ударами молотка при постепенном поворачивании
* Шраубшток представляет собой железный или стальной, цилиндрический или конический стержень, внизу оканчивающийся винтом, которым он укрепляется в деревянной колоде, и вверху - кольцом, в которое вставляется тот илн другой стержень, служащий как наковальня.
выгибают ее в требуемую форму, изображенную на фиг. 5 табл. Ш. Окончательно подставку отделывают на том же швайфштоке с помощью разбивного молотка (фиг. 15 табл. П). Многие посудные вещи нельзя выковать без спайки из цельной бляхи; в таких случаях выгибают бляху на шпергорне в цилиндр или конус, спаивают последние по длине, а затем на швайфштоке выгибают края надлежащим образом. В сложных изделиях разные части (подставка, корпус, ранты, ручки и проч.) выковываются отдельно и затем спаиваются.
10. Подкладки из свинца и дерева применяются в тех случаях, когда из бляхи нужно выковать круглый или овальный предмет с широким углублением, например: блюдечко, тарелку, поднос и проч. В подкладке делают соответствующей величины и формы углубление, кладут на нее бляху и ударами молотка (разбивного или разгонного), начиная с середины бляхи, выбивают на ней углубление. Окончательную форму бляхе придают на стальных наховальнях, имеющих разнообразные формы и величину и называемых трайбштоками. В тех случаях, когда требуется приготовить не одно, а несколько однооб- разных изделий (тарелок, блюдечек и проч.), для ускорения работы берут несколько блях, накладывают их одна на другую и обрабатывают их молотком вместе. Чтобы бляхи не сдвинулись между собой, в нижней делают выступающие края - зубья (фиг. 6 табл. Ш), которые загибают вверх и обхватывают таким образом с боков все бляхи.
11. Кулаки имеют разнообразную форму и величину; они применяются для обработки глубоких полых предметов; в этих случаях проковку изнутри производить неудобно и потому предмет насаживается на соответствующий кулак и проковка производится снаружи. На фиг. 7 табл. Ш изображен кулак с прямым стержнем с. Имеются также кулаки с искривленным стержнем, на последних удобно обрабатывать не только дно, но и боковые стенки и края сосудов.
12. Гайсфусс - особая наковальня, удобная в том отношении, что на ней можно устанавливать разные кулаки, смотря по требованию. На фиг. 8 табл. Ш изображен гайсфусс, в отверстие которого на верхней плоскости вставлен кулак а. Смотря по надобности, вместо кулака а вставляются другие, например изображенные на фиг. 9 и 10 табл. Ш.
13. Вазен-горн (фиг. 17). Эта наковальня служит для выделки ваз и вообще выпуклых и глубоких предметов; часть наковальни бб хорошо отполирована, на ней именно и производится ковка.
14. Трайбштоки имеют разную форму и величину. На фиг. 12, 13 и 14 изображены три образца трайбштоков. Эти наковальни средней частью - "шейкой" укрепляются неподвижно на шраубштоке.
ОДИННАДЦАТАЯ ГЛАВА
ШТАМПОВАНИЕ
Штампование заключается в том, что бляху помещают на особую наковальню, так называемую матрицу, в которой сделано той или другой формы углубление; затем берут стальной или медный стержень, конец которого имеет форму, соответствующую углублению в матрице; наставляют этот стержень, называемый штемпелем, точно над отверстием матрицы и ударяют по верхнему его концу молотком или, как зто бывает в больших штампах, прикрепляют штемпель к тяжелой чугунной массе, называемой молотом или "бабой", и заставляют последнюю падать с высоты; как в том, так и в другом случае бляха под влиянием силы удара вдавится в углубление матрицы и примет с наружной стороны форму этого углубления, а с внутренней форму штемпеля.
Описанным способом производится штампование полых предметов (разная посуда), а также и некоторых галантерейных изделий (броши, части браслетов, серег и проч.).
Штампование массивных изделий производится подобным же образом с тою только разницей, что штемпель берется особой от матрицы формы; например: при штамповании медалей одна сторона их оттискивается в углублениях матрицы, а другая - в углублениях на штемпеле; при штамповании жетонов, в которых одна сторона должна быть гладкая, а другая выпуклая с каким-нибудь изображением, штемпель берется снизу гладкий и плоский, а матрица с углублениями.
Штампование - весьма распространенный способ получения изделий; он имеет значительные преимущества пред способами выковывания изделий с помощью молотков и наковален и выдавливания на токарном станке, потому что в последних случаях бляха или полоса постепенно принимает желаемую форму и, следовательно, требуется более или менее продолжительная и тщательная обработка, штампованием же многие изделия выходят сразу, т. е. с одного удара и, следовательно, получается сбережение во времени и труде, почему, конечно, и цена изделий удешевляется.
При штамповании надо иметь в виду следующие обстоятельства: 1) глубокие изделия (бокалы, рюмки и т. п.) нельзя штамповать в один прием, т. е. с одного удара, так как бляха может порваться; в этих случаях штампование ведется в нескольких штампах, а именно: вдавливают бляху сначала в более мелкую матрицу, а потом в более глубокие; 2) изделия, расширяющиеся книзу, нельзя штамповать из одного куска (бляхи или полосы), так как после штампования невозможно было бы вынуть изделие из матрицы, такие изделия штампуются частями, и отдельные части затем спаиваются.
Матрицы приготовляются обыкновенно из стали или железа, сверху наваренного сталью; для тонких бляшек применяются также матрицы, сделанные из более мягких металлов: латуни, меди, олова, свинца и даже из дерева.
Кармарш советует для тонких бляшек делать матрицы из пушечного сплава (9 ч. меди и 1 ч. олова). Матрицу и штемпель, требуемые для штампования полых изделий, делают обыкновенно вместе, т. е. или сначала приготовляют матрицу, а по ней уже формуют штемпель, или наоборот; если нужно по матрице сделать штемпель, то его приготовляют из более мягкого металла, например: при железной или стальной матрице штемпель делается латунный или медный; форма штемпеля получается или отливкой металла в углублении матрицы, или вдавливанием или вбиванием его; если наоборот, по штемпелю нужно сделать матрицу, то для нее берут более мягкий металл и штемпелем выбивают соответственное углубление. Для штампования массивных изделий матрицы и штемпель приготовляются отдельно друг от друга, так как они имеют разную форму.
Смотря по величине приготовляемых изделий, штампование производится различно, а именно: 1) вручную, 2) с помощью особых машинок - "шлягверков", 3) с помощью особых станков - "фальверков" и, наконец, 4) с помощью прессов. Для выделки малых изделий из тонких блях применяются первые два способа, для крупных изделий, а также приготовляемых из толстых блях - последние два способа.
1. Штампование вручную
Здесь мы опишем самый простои штамп для ручной работы, называемый анкою; он состоит из четырехугольной железной, стальной или латунной плитки, в которой сделаны разной величины полушарообразные углубления; каждому углублению соответствует особый стальной, железный или латунный пест; для штампования очень тонких бляшек пользуются даже деревянными пестами. На фиг. 15 табл. III изображена анка (матрица) (вид сверху и разрез), на фиг. 16 - пест (штемпель). Штампование производится следующим образом: круглую бляшку кладут на анку над углублением соответст веннои величины, затем легкими ударами молотка вбивают бляшку в углубление так, чтобы она немного вдавилась; после этого наставляют пест (штемпель) и ударом молотка вгоняют его в углубление анки, при этом бляшка вдавится в последнее и получит полушарообразную форму. Таким образом в анке из пластинки выштамповывают полушария, которые затем можно спаять попарно и получить дутые шарики, применяемые, как украшения, для браслетов и брошей.
Вообще, в практике применяется очень много штампов, подобных анке и отличающихся от последней только формами песта и углублений в матрице.
При штамповании изделий с мелхими нежными узорами полъзуются одной матрицей (без штемпеля), при этом поступают так: на матрицу кладут бляшку, покрывают ее свинцовой пластинкой и сверху еще железной и по последней производят удары молотком, при этом бляха вдавится в мелкие углубления матрицы и получит соответственное украшение; или поступают наоборот, т. е. пользуются одним лишь штемпелем, при этом бляху кладут на ровную свинцовую пластинку (подкладку) и ударами молотка по штемпелю оттискивают на бляхе требуемый рисунок.
2. Штампование при помоши шлягверков
Штамповапие в шлягверках удобнее ручного штампования в том отношении, что не представляется надобности каждыи раз устанавливать штемпель над матрицей и держать его рукой.
Мы опишем здесь несколько шлягверков.
На фиг.17 табл. III изображен довольно удобный шлягверк. В станине с утверждена матрица м; штемпель ш насажен на конце штанги а, которая движется вертикально в муфте б. Этот станок употребляется при обработке выпуклых предметов небольшого раз- мера (солонки, чарки, кружечки и проч.). Предмет устанавливается на матрице, а по верхнему концу штанги а, на которой укреплен штемпель, ударяют молотком; затем предмет немного поворачивают и снова по штанге ударяют молотком и таким образом обрабатывают предмет по всей окружности.
Смотря по форме, которую нужно получить, закрепляют в станине и на штанге разные матрицы и штемпеля. Чтобы получить чашечку, изображенную на фиг. 18.табл. III, сначала выштамповывают часть сосуда, лежащую выше линии лл: затем матрицу и штемпель заменяют другими для штампования нижней части.
На фиг. 19 табл. Ш изображены особые щипцы - гольбицанги, служащие для получения маленьких колечек, овально изогнутых по окружности (как показано на фиг. 20 табл. Ш). Такие колечки часто требуются для некоторых глидерных цепей.
В нижней части гольбицангов имеется овальное углубление, а в верхней соответственное возвышение (выпуклость). Кольцо, сделанное из плоской проволоки, надевается на верхнюю часть гольбицангов и зажимается нижней, как это показано в разрезе на фиг. 19; затем кольцо немного поворачивается и снова зажимается и так далее, пока оно по всей окружности не обожмется.
В гольбицангах роль матрицы играет нижняя часть щипцов, а штемпеля - верхняя.
На фиг. 21 табл. Ш изображен штамп для тонких бляшек. Прибор утверждается неподвижно на особой стойке или верстаке с помощью лап л. Верхняя часть прибора, в которои с помощью винта в укреплен штемпель ш, вращается на оси о; в нижней части к утверждается матрица м. Бляха помещается на матрицу и ударом молотка по штемпелю оттискивается на ней та или другая форма. После каждого удара бляха подвигается и на ней делаются новые оттиски; для того чтобы оттиски шли правильным рядом, служит направляющий стержень п, к которому бляха одним краем прикладывается. Описанный прибор может быть применяем для штампования разнообразных изделий: нужно только переменять матрицы и штемпеля.
На фиг. 22 табл. Ш изображен штамп - рингклюп для выделки колец с полукруглой или овальной выпуклостью по окружности. Рингклюп состоит из двух частей а и б; нижняя - а неподвижна, верхняя же - б вращается на оси о; прибор укрепляется или на особой стойке или на верстаке. Плоское кольцо помещается на одном из полукруглых возвышений, затем верхняя часть рингклюпа опускается и по ней ударяют молотком; потом кольцо поворачивают и снова ударяют молотком и продолжают таким образом до тех пор, пока кольцо обожмется по всей окружности.
3. Штампование с помощью фальверков
Фальверками называются особые станки, применяемые для штампования более или менее крупных предметов. Мы опишем здесь только один такой станок, изображенный на фиг. 23, 24 и 25 табл. III.
На прочном фундаменте утверждена железная или чугунная колода к на верхней плоскости которой с помощью винтов в (фиг. 25) неподвижно укреплена матрица м. Штемпель ш прикреплен к железной или чугунной массе Б, которая называется молотом (или бабой) и движется между двумя направляющими брусьями А. Молот подве- шивается на канате, который перекинут через шкив н и оканчивается петлей. При значительной тяжести молота его поднимают несколько человек, при малой же - подъем производит один рабочий. Винты л служат для правильной установки направляющих брусьев, чтобы штемпель приходился как раз над матрицей. Штампование производится следующим образом: молот поднимание на некоторую высоту, кладут на матрицу бляху и затем отпускают канат: молот падает и с более или менее значительной силой втискивает бляху в матрицу; если предмет не очень глубок, то штампование оканчивается одним ударом. Высота подъема молота должна быть соразмерена с его тяжестью и толщиной бляхи.
Матрицы делают стальными, а штемпеля - стальными, медными и даже свинцовыми, смотря по тому, с какою силой надо производить штампование; например: для штампования из тонких блях берутся медные или свинцовые штемпеля, потому что при употреблении стального тонкая бляха может порваться.
Если форма штемпеля должна соответствовать углублению в матрице, то такой штемпель легко приготовить самому: берут правильной формы кусок меди, накаливают его и сильными частыми ударами молотка вбивают в матрицу, причем кусок меди в нижней части примет форму ее углубления. Свинцовые штемпеля можно приготовить таким образом: матрицу обкладывают сверху кругом глиной, так что образуется полый цилиндр, дном которого служит верхняя плоскость матрицы. В этот цилиндр наливают расплавленный свинец, дают ему остыть, глину удаляют и получают свинцовый цилиндр, который в нижней части будет иметь форму, соответствующую углублению матрицы; его затем и применяют как штемпель.
При штамповании неглубоких предметов часто случается, что молот после удара слегка подскакивает и снова делает более слабый удар, причем если после первого удара бляха немного сдвинулась, то второй, т. е. возвратный удар, сделает оттиск, не совпадающий с оттиском от первого, и вещь будет испорчена; чтобы избежать этого явления, канат вслед за ударом молота быстро натягивают. При тяжелых молотах станки устраивают таким образом, что молот сам собой не может сделать возвратного удара, а именно: к направляющим брусьям привинчивают зубчатые рейки, а молот снабжают кулаками; после удара особые пружины выпирают кулаки, которые попадут в зубья реек, и молот повиснет в воздухе.
Штампование в фальверках применяется для выделки более или менее крупных и массивных предметов, например: ложек, вилок и т. п. На фиг. 26 и 27 табл. Ш показаны матрица и штемпель для штампования ложек; на фиг. 28 - они же в разрезе. При штамповании ложек штемпель укрепляется на фундаменте станка, а матрица к молоту.
При штамповании вилок в бляхе предварительно вырезаются зубья.
В больших фальверках подъем молота иногда производят от парового или водяного двигателя.
В заключение об ударном штамповании скажем еще, что бляхи, листы или полосы перед штампованием необходимо прокалить, чтобы сделать их более мягкими; глубокие предметы штампуются в нескольких матрицах, начиная с более мелкой; если при этом бляха очень тонка,то штампование производят сначала свинцовым штемпелем и заканчивают медным; после нескольких ударов бляху необходимо снова прокалить. При соблюдении этих правил штампование идет чисто, не получается ни складок, ни рванин. 4. Штампование с помощью прессов (прессование)
Прессование изделий производится с помощью особых машин, называемых винтовыми прессами. На фиг. 29 табл. Ш изображен такой пресс, приводимый в движение руками. В станине А, прочно утвержденной на фундаменте, в верхней части ухреплена латунная гайка, в которой вращается винт в; на нижнем конце ш винта насаживается штемпель, матрица же неподвижно укрепляется на плите м (на чертеже матрица не показана); винт в вращается рычагом р с помощью ручки н.
При работе таким прессом необходимо по крайней мере двое рабочих, при этом один кладет прессуемые листы, бляхи и другие предметы на матрицу и наблюдает за действием пресса, другой же рабочий вращает винт.
Этот же пресс может служить и вместо дыропробивной машины, т. е. с его помощью можно делать отверстия в плитам и листах; для этой цели на плите м укрепляется, как матрица, стальная доска с отверстиями, а вместо штемпеля на конце винта в наставляется стальной пробойник; размер и форма пробойника и отверстия в доске, конечно, должны соответствовать величине и форме отверстий, кои требуется пробивать в плите или бляхе.
В тех случаях, когда нужна значительная сила, применяют прессы, приводимые в движение от паровой машины.
В прессах выдавливаются: ложки, вилки, тарелки и т. п. предметы, а также монеты, медали и жетоны.
ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА
Пунцы-чеканы (пунсоны) представляют собою прямые стальные стерженьки от 5 до 10 сантиметров длиною, большей частью квадратные (от 3 до 5 миллиметров толщиною); нижний конец у пунцов, которыми производится работа, закаливается и отпускается до желтого цвета; этот конец делается самой разнообразной формы. Работа пунцами или чеканка заключается в том, что на бляху наносят рисунок (контур) с помощью стальной иглы и затем разными пунцами делают все возвышения и углубления, кои требуйся для придания рисунку рельефного вида; пунцы при этом ставят вертикально или наклонно на бляху, а по верхнему концу ударяют гладким молотком; смотря по надобности, берут то один пунц, то другой.
При обработке пунцами тонкой бляхи на наружной ее стороне получаются те или другие углубления, а на обратной - соответственной формы выпуклости; если же бляха массивная, то ее обратная сторона остается плоской.
Работа пунцами применяется только для получения изящных украшений и, вообще, рисунков сложного содержания; для получения же более простых украшений прибегают к штампованию, что делается гораздо скорее и, конечно, дешевле.
Иногда на одном и том же изделии применяют ту и другую работу, т. е. более простые украшения выштамповывают, а сложные и мелкие наносят пунцами.
На фиг. 30 табл. Ш изображены острия обыкновенных пунцов. а и б - прямоугольные; в - ромбическое, г - треугольное; д и е- овальные; ж и з - полулунные; и - круглое; i - круглое с углублением (ямочкой) в центре; к - ромбическое из нескольких бороздок; л имеет вид ряда жемчуга;м - сердцеобразное;н - узкий кант;п - ряд четырехугольных плоских зубков.
На фиг. 31 табл. III показаны также разные пунцы в натуральную величину, из них каждый имеет особое название.
1) Ципунцы (на фиг. а б в) применяются для получения общего очертания рисунка; при употреблении после каждого удара молоточком пунц немного подвигается. Острие таких пунцов состоит из двух поверхностей, соединенных под тупым углом, так что в а образуется прямолинейное острие, в б и в - изогнутое.
2) Матовые ципунцы (г и д): пунц г имеет узкую и выпукло-закругленную (по ширине) поверхность; пунц д состоит из двух поверхностей, как и пунц а; оба пунца г и д имеют шероховатые (матовые) поверхности, почему и называются матовыми.
3) Люпфер-пунц такой же, как г, но только не с матовой, а с полированной поверхностью; он служит для получения желобообразных углублений.
4) Гохуар-пунц (е) с двумя полированными вогнутыми поверхностями, под тупым углом сходящимися.
5) Плянуар-пунцы (ж и з) с овальными полированными поверхностями, которые или ровны, или выпуклы.
б) Матовые пунцы (u): острие их овальное, более или менее выпуклое или совершенно ровное и покрыто маленькими неправильными возвышениями (точками). Они употребляются, чтобы получать на предмете самый тонкий мат (пыльный мат).
7) Фризуар-пунц (i): нижняя поверхность его овально заостренная или ромбообразная, покрытая крайне мелкими полукруглыми ямочками, которые простым глазом едва можно различать; такие пунцы также служат для получения мата.
8) Гар-пунцы (волосяные пунцы) (к, л, м, н, о): острие их покрыто мелкими полосками (бороздами); оно или овально и плоско (к), или овально и по ширине выпукло (л и м), или четырехугольно и выпукло (н), или сердцеобразно и по ширине округленно (о).
9) Пуанто-пунц (п): острие выпукло, почти полушарообразно и отполировано.
10) Сюрлюар-нунц (p): острие с полированным углублением вида отрезка шара (ямочкой).
11) Розен-пунц (c): острие имеет коническое углубление с ребрами (от 4 до 6 штук),
расположенными по окружности.
12) Грен-пунцы (m и y): поверхность острия их покрыта мелкими полушарообразными выпуклыми точками (m) или выпуклыми перекрещивающимися линиями (y).
Перечисленные пунцы применяются, вообще, для мелких работ. Подлежащая чеканке серебряная бляшка* пожигается в жаровне, потом погружается в слабую серную кислоту, где держится до тех пор, пока примет белый цвет серебра; тогда вынимается из кислоты и промывается в воде. Подготовленная таким способом бляшка укрепляется на особой подставке - трайб-кугель, который представляет собой железный, стальной или деревянный полушар диаметром до 20 сантиметров; выпуклой поверхностью он кладется на железное кольцо, чтобы его удобно было поворачивать и наклонять по желанию. Верхнюю поверхность трайб-кугеля покрывают смолистой массой - трайб-киттом**, который составляется из 2 ч. черной смолы, 1 ч. мелкой кирпичной муки и немного сала, воска или терпентина (вещества эти сплавляются вместе). На трайб-китт накладывают ли- цевой стороной бляшку, причем эта сторона смазывается деревянным маслом, китт же размягчают*** легким нагреванием с помощью жаровни из древесных углей. Накладывание производят постепенно, так как иначе между киттом и бляшкой останется воздух (пузыри). Чтобы бляшка не могла сдвинуться во время работы, по краям ее еще вбивают маленькие гвоздики.
На укрепленную таким образом бляшку наносят с помощью острого пунца (иглы) контур рисунка и затем более крупными пунцами выбивают все части, которые с лица должны быть выпуклыми. После этого китт разогревают, бляшку снимают и пожигают, потом ее погружают на некоторое время в слабую, слегка нагретую серную кислоту, вынимают и промывают в воде.
По окончании этой работы смазывают обратную сторону бляшки деревянным маслом, заполняют все вычеканенные углубления расплавленным киттом, размягчают нагреванием китт, находящийся на трайб-кугеле, и тогда снова накладывают на китт бляшку. На обращенной теперь кверху лицевой стороне бляшки выбивают разными пунцами те части, которые должны быть вогнутыми, и производят отделку мелких украшений.
*Название бляшки здесь употреблено вообще, в смысле изделия, имеющего плоскую форму, например: накладка на какой-нибудь предмет, крышка, маленькая розочка и проч.
** Для покрывания трайб-кугеля китт сначала расплавляют.
***Размягчение требуется, если китт после покрывания успел затвердеть.
Наконец бляшку снимают с китта, пожигают, протравляют в слабой серной кислоте, промывают в воде, и работа чеканки окончена.
Для чеканки очень мелких изделий применяется трайб-кугель, изображенный на фиг. 32 табл. Ш; наверху в нем имеется четырехугольное углубление, в котором с помощью винтов укрепляется неподвижно стальная, железная или деревянная подставка, вверху плоская или закругленная, так называемыи "китт-шток"; на последнем уже с помощью трайб-китта* укрепляется предмет, подлежащий чеканке .
Кита-штоки делаются разнообразной формы и величины; для чеканки на бляшках берут китт-шток, имеющий на верхнем конце плоскую поверхность; для чеканки же на выпуклых предметах применяется китт -шток с соответственной выпуклостью. Один и тот же трайб-кугель может служить для укрепления разных китт-штоков.
На сосудах (жбаны, кувшины и проч.) чеканка производится только с одной наружной стороны, при этом внутренность их наполняется киттом.
Для чеканки на очень маленьких пустотелых предметах (печатки, перстни и проч.) их наполняют трайб-киттом, а по окончании чеканки намазывают салом и на огне нагревают, при этом китт вытекает из полости дутых предметов. Для наполнения киттом пустотелых изделий А. Неллингер в Пфорцгейме изобрел особую машинку, называемую "китт- машиной", с помощью которой такая работа производится весьма скоро и удобно.
Для чеканки более крупных изделий, например: подносов, риз и т. п., применяется другой способ укрепления изделий и, кроме мелких чеканов, требуются еще более крупные.
Для примера мы вкратце опишем чеканку риз.
В этом случае употребляются разные чеканы; главнейшие из них следующие:
1) Комфарник (фиг. 1 табл. VI) - это острый чекан вроде шила, только несколько толще; служит для нанесения контура рисунка.
2) Широт (фиг. 2 табл. VI) - работающий конец его продолговатый, узкий и слегка по ширине закругленный; применяется для обвода каймы (к ризе).
3) Бортовик (фиг. 3 табл. VI) - работающий конец у него шире, чем у предыдущего чекана; применяется для выбивания бортов.
4) Порушник (фиг. 4 табл. VI) - работающий его конец полушарообразный; этот чекан применяется для выбивания соответственной формы выпуклостей.
5) Овальный лощатый - подушка (фиг. 5 табл. VI) - работающий его конец представляет прямоугольную, несколько выпуклую по
*В этом случае вместо трайб-китта можно применять также воск.
длине поверхность; служит для выбивания широких выпуклостей.
6) Косоватый подходник (фиг. 6) - работающий его конец
состоит из двух поверхностей (одна вогнутая, а другая выпуклая), сходящихся под тупым углом, так что образуется закругленное ребро; применяется для выбивания выпуклых украшений (например, цветов в бордюрах риз).
7) Лучевой (фиг. 7) похож на бортовик, только шире eгo; служит для выбивания складок - "гвентов" (в одежде на ризе).
Перечисленные чеканы могут быть разной величины; они применяются для работы с обратной стороны (изнанки) бляхи.
Для работы же с лицевой стороны служат нижеследующие:
8) Косоватый расходник (фиг. 18) - такой же формы, как и подходник, только поострее, это очень важный чекан; им обходят контуры всех изображений, которые должны быть выпуклыми.
9) Прямой расходник отличается от предыдущего прямым ребром.
10) Плоский лощатый (фиг. 8) отличается от овального плоскою
поверхностью; применяется для выравнивания и сглаживания.
Кроме этих трех чеканов применяются: лучевые - для выбивания складок одежды с лицевой стороны и порушники - для выбивания полушарообразных поверхностей.
После работы расходниками, лощатыми, лучевыми и порушниками применяются чеканы для отделки:
П) Широтик (фиг. 9) - такой же формы, как и широт, только малых размеров и поострее; служит для обхода контура украшений, например, цветочков, листиков и для нанесения штрихов.
12) Двойной и тройной широтики (фиг. 10) заключают в одном пунсоне два или три широтика; служат для нанесения штрихов.
13) Поперечник (фиг. 11 табл. VI) - работающий конец у него продолговатый, узкий, плоский или по ширине выпуклый с поперечными зубьями; служит для тушевания и штриховки.
14) Звездочка (фиг. 12) - работающий конец у этого чекана формы звездочки.
15) Треугольничек (фиг. 13) - работающий конец формы треугольника.
16) Трубочка (фиг. 14) - работающий конец имеет вид трубочки; служит для выбивания шариков - бус.
17) Полускорник (фиг. 15) - работающий конец имеет форму полутрубочки; служит для выбивания завитков и бус.
18) Перевивочник (фиг. 16) - работающий его конец острый, узкий и вогнутый; служит для выбивания бахромы.
19) Матовые имеют разную насечку на их поверхности; служат для нанесения мата; они имеют работающий конец плоский выпуклый или вогнутый.
20) Сечка подобна широтику, только острее; служит для выбивания лица, рук и ног.
Вообще, чеканы для отделки могут быть самой разнообразной формы, и мастера, смотря по надобности, сами выделывают их* .
При работе чеканами применяется так называемый чеканный молоток (фиг. 17 табл.VI); нижняя его поверхность плоская, служит для удара по чекану, верхняя же имеет полушарообразную форму и применяется вместо порушника для выбивания крупных выпуклостей в бляхе.
Серебряная бляха, подлежащая чеканке, пожигается в углях**, потом погружается в нагретую слабую серную кислоту и промывается а воде. Затем бляху кладут на стол так, чтобы обратная ее сторона (изнанка) была обращена кверху; накладывают на нее бумагу, на которой нанесен рисунок, и с помощью комфарника выбивают этот рисунок на бляхе. После этого бляху смазывают с лицевой стороны деревянным маслом или сырою смолою и накладывают этой стороной на горячую "смолу", помещенную в невысокий деревянный, сверху открытый, ящик; смола составляется из 1 ч. вара,1 /2 ч. сырой смолы и кирпичной муки или земляной пыли; сначала нагревают вар и смешивают его с кирпичной мукой, чтобы получилась густая масса, потом прибавляют сырой смолы и перемешивают массу.
Накладывание бляхи производят не сразу, т. е. бляху ставят на смолу наклонно и затем постепенно опускают.
Чтобы бляха не сдвинулась при работе, по краям ее вбивают костыли или гвозди. По наложении бляхи, пока смола не затвердела, выбивают закругленным концом чеканного молотка или крупными чеканами, например порушником и подушкой, главнейшие выпуклости; выбивание каждой выпуклости начинают всегда с середины и идут к краям.
Если смола затвердела, а работа выбивания выпуклостей еще не закончена, то смолу разогревают, поднося сверху или просто ставя на бляху жаровню с древесными углями. Если заметят, что серебро стало от обработки чеканами жестким (как говорят мастера, нагартовалось), то бляху нужно снять со смолы, потом пожечь, протравить в слабой серной кислоте и промыть в воде; после чего, смазав ту же сторону, т. е. лицевую, деревянным маслом и заполнив все вычеканенные углубления расплавленной смолой, наложить снова бляху на находящуюся в ящике смолу, предварительно хорошо разогретую с помощью жаровни. Тогда продолжают выбивание остальных выпуклостей (более мелкие выпуклости можно выбивать на холодной, т. е. затвердевшей смоле).
*Из перечисленных чеканов многие соответствуют указанным на страницах 57 и 58 пуицам, например: ципунцы - то же самое, что маленькие расходники; люпфер-пунцы подобны бортовику; плянуар-пунцы соответствуют лощатым; пуанто-пунц представляет собой маленький порушник; сюрлюар-пунц подобен трубочке.
** Пожигание производят, помещая бляху на раскаленные древесные угли и обкладывая ее сверху ровным слоем древесных углей
По окончании этой работы бляху снимают со смолы и, подготовив ее пожиганием и травлением, снова накладывают на смолу так, чтобы она лицевой стороной была обращена кверху; затем с этой стороны выбивают разными чеканами те части рисунка, которые должны быть вогнутыми; придают изображениям отчетливый вид и производят окончательную отделку (мат, тушовку и проч.).
В заключение бляху снимают со смолы, пожигают, погружают в серную кислоту и промывают в воде.
Что касается чеканки на меди, то она производится тем же порядком, что и на серебре, с тою лишь разницей, что работа в этом случае грубее; требуется только два пожигания: при переворачивании бляхи на смоле и в конце работы; после травления медной бляхи в серной кислоте производится чистка медной щеткой.
ТРИНАДЦАТАЯ ГЛАВА
ОБТАЧИВАНИЕ, РЕНДЕРИРОВАНИЕ
И ВЫДАВЛИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ
1.Обтачивание изделий
Обтачивание круглых или овальных предметов производится на токарном станке. Токарные станки делаются разной величины и с разными приспособлениями, смотря по тому, какой величины и какие предметы (т. е. деревянные или металлические) на них обрабатывают. Большие токарные станки приводят в движение паровой машиной, обыкновенные же станки - давлением ноги рабочего на особую педаль. Кроме того, в практике применяются маленькие токарные станки (ручные).
На фиг. 1 табл. IV изображен ручной токарный станок. Он состоит из железного или стального бруска М с отверстиями 1, 2 для заклепок, с помощью которых прикрепляются к нему латунные пластинки; последние служат для более прочного зажатия его в тисках, а - неподвижная подставка, называемая "бабкой", через нее проходит винт е; В - стальной шпиндель, который с левой стороны конической частью входит в соответственное гнездо в подвижной бабке в, а другим концом упирается в острие винта е; с - также подвижная бабка, она употребляется в дело при обтачивании более или менее длинных круглых предметов; к - салазки (супорт), на которых укрепляется подставка р для опоры инструмента, коим производят обточку. Бабки в и с могут быть закреплены по желанию винтами о и о, а салазки - винтом т; подставку р можно поднимать и опускать и в каждом положении зажать винтом н. Шпиндель имеет 2 ролика,из которых меньший и выточен с ним из одного куска, а больший В - деревянный, неподвижно насажен. Для приведения в вращение шпинделя устанавливают в стороне от станка особое колесо с желобом по окружности и с рукояткой и перекидывают через это колесо и ролик В ременную струну. С левой стороны шпиндель имеет по оси углубление, в которое вставляются цапфы патронов; последние закрепляются в шпиндель особым винтом.
На фиг. 1 табл. IV изображен патрон к, имеющий по оси чашеобразное углубление, которое наполняется киттом, состоящим из канифоли, кирпичной муки и немного терпентина, и служит для укрепления в патроне маленьких предметов, подлежащих обточке.
На фиг. 2 табл. IV изображена особая цапфа, на которую можно навинчивать тот или другой формы патрон.
На фиг. 3 табл. IV изображена цапфа - "цвирль"; она служит для укрепления более или менее длинных деревянных стержней, которые применяются при обточке колец, трубочек и тому подобных предметов (эти изделия плотно насаживаются на деревянный стержень и на нем обтачиваются).
В часовом деле часто применяется ручной токарный станок, подобный описанному, но меньших размеров, для обточки осей часовых колес. В этом случае вместо ролика В (фиг. 1 табл. IV) укрепляется на станке маленький (диаметром около 1 сантиметра) стальной ролик с узким желобком по окружности, снабженный двумя плашками, между которыми зажимается одним концом ось часового колеса.
В виду очень тонкой работы, станок приводится в движение не с помощью ременной передачи, а особым волосяным смычком, причем петлей волоска обхватывают ролик станка и смычком двигают то вверх, то вниз.
Для работы на токарном станке применяются инструменты:
1) Грабштихель (фиг. 4 табл. IV) представляет собой стальной стержень квадратного или ромбического сечения, на конце наискось срезанный и хорошо закаленный, этот инструмент чаще всего применяется для обточки разных металлических изделий.
2) Гакенштихель (фиг. 5 табл. IV) отличается от грабштихеля изогнутым стержнем.
3) Круглый штикель (на фиг. 6 и 9 табл. IV) употребляется для выточки закругленных углублений.
4) Штихель (фиг. 7. табл. IV) употребляется для выточки углублений с плоским дном и прямыми стенками.
Смотря по роду обточки, применяются штихели разной формы. 2. Рендерирование изделий
Рендерирование (накатка) заключается в том, что на утвержденном и вращающемся на токарном станке изделии оттискивают то или другое украшение с помощью особого стального колесика, по окружности которого сделан какой-либо узор (ряд точек, звездочек, черточек и прочее). На фиг. 8 табл. IV изображен особый инструмент- "рендельгабелл"; этим инструментом производится надавливание колесика на поверхность изделия; он представляет собой рукоятку, на одном конце которой на штифте глухо насажено колесико, служащее для рендерирования. На фиг. 10 табл. IV изображен другой рендельгабель, отличающийся от предыдущего, во-первых, тем, что он согнут, а во-вторых, что в нем нижняя часть представляет собой пружину, которую, передвигая колечко, можно приблизить или удалить от верхней части и таким образом колесико, служащее для рендерирования, возможно вынуть и заменить другим. Этот рендельгабель удобен для накатки узора на внутренней поверхности полых изделий. На фиг. 11 табл. IV изображен рендельгабель, подобный первому, но имеющий выступ, благодаря чему инструмент можно прочно опереть на супорт токарного станка.
Как на образец обработки изделий рендерированием можно указать на наперстки: поверхность этих изделий обыкновенно покрывается мелкими ямочками, что производится именно этим способом. 3. Выдавливание изделий
Выдавливание изделий на токарном станке применяется весьма часто для изготовления посуды, как например: чайников, сахарниц, стаканов и проч. На фиг. 57 и 58 табл. IV показано, как посредством давления бляха последовательно принимает разные формы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и получается наконец корпус чайника. На шпиндель ш токарного станка навинчивают деревянный патрон п; кружок к, вырезанный из бляхи, подлежащей обработке, прикладывают центром к патрону п и прочно затем к нему прижимают винтом в правой бабки через посредство деревянной подкладки б. Станок приводится в быстрое вращение, и мастер "давильщик" слегка нажимает на бляху концом особого инструмента д, называемого давильником, и ведет его понемногу к окружности, поддерживая при этом край бляхи деревянной палочкой н. Под влиянием давления бляха сначала принимает форму 2, потом 3 и наконец 4, когда она, как говорят, "наведена" на патрон. Тогда патрон вывинчивают со шпинделя и заменяют другим, изображенным на фиг. 58; снова зажимают бляху и, работая крючковатым давильником i, завертывают ее край, при этом она принимает форму, изображенную на чертеже 6 (фиг. 58); наконец наводят край бляхи на цилиндрическую часть патрона, причем бляха окончательно примет форму конуса чайника (чертеж 7 фиг. 58). Серебро после двух-трех проходов давильником становится жестким и при дальнейшей обработке может дать трещины и складки; во избежание этого бляху надо подвергать частым пожиганиям.
Способом выдавливания на токарном станке довольно скоро
изготовляются вышеозначенные изделия и, следовательно, стоимость работы обходится дешево*
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ГЛАВА
ГРАВИРОВАНИЕ РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
На поверхности металлического предмета часто вырезается тот или другой рисунок и делаются надписи; работа эта, называемая гравированием производится разными инструментами: сначала обводят контур рисунка острым инструментом - "радирной иглой", а затем уже воспроизводят рисунок со всеми подробностями разными штихелями. Инструменты
1) Радирные иглы.
На фиг. 12 табл. IV изображена обыкновенная радирная игла: а - стальная игла, б - деревянная ручка.
На фиг. 13 табл. IV такая же игла, но двусторонняя: ее держат посередине и работают одним или другим концом.
На фиг. 16 табл. IV показана рукоятка, в которой легко заменить одну иглу другой; в рукоятке имеется поперечное отверстие i и щель п. Игла на толстом конце сплющена, так что, будучи вложена в щель и, при употреблении не может вращаться; через отверстие i игла легко выбивается из гнезда и на ее место можно вставить другую.
На фиг. 14 табл. IV рукоятка состоит из двух свинчивающихся частей а и б; радирная игла вставляется в нее как в футляр.
На фиг. 15 табл. IV рукоятка имеет щель е; игла вставляется в нее, а затем надевается втулка в, которая и зажимает иглу в гнезде.
Радарные иглы должны иметь правильно заостренное острие, так как в противном случае гравируемые линии получались бы неодинаковой ширины; для работы необходимо иметь целый комплект разных игл. Чаще всего употребляются радирные иглы с круглыми остриями, хотя бывают и с гранеными.
2) Грабштихель (фиг. 17 табл. IV представляет собой квадратного сечения стальной закаленный стерженек, на одном конце наискось срезанный, а другим концом вделанный в ручку. Длина штихеля около 10 сантиметров, размеры поперечного сечения от 2 до 5 миллиметров в стороне. Этот инструмент применяется после радирной иглы для вырезаний на металлической поверхности главных очертаний рисунка
3) Ромбический грабштихель имеет стержень ромбического сече-
*По давильному мастерству на русском юбке имеется отдельная книга "Металлодавильное дело Тейшля и Цоффа.
ния; этим штихелем можно вырезать линии более тощие, чем предыдущим.
4) Мессерцайгер (фиг. 18 табл. IV) имеет клинообразное сечение (треугольное), напоминающее нож, почему он служит для вырезания очень тонких линий и узких углублений.
5) Шпицштихель (фиг. 19 табл. IV) похож на предыдущий, только одна боковая поверхность его имеет выпуклый вид.
6) Овальный шпицштихель (фиг. 20 табл. IV).
7) Юстирцайгер (фиг. 21 табл. IV) несколько отличается от овального шпицштихеля, именно - положением нижней плоскости, которая срезает штихель сбоку; он часто употребляется ювелирами при выработке кастов для закрепления камней.
8) Фляхштихель - плоский штихель (фиг. 22 табл. IV) с узким режущим острием; служит для вырезания углублений с плоским и узким дном.
9) Треугольный штихель (фиг. 23 табл. IV) с широким режущим лезвием, а на фиг. 24 - с режущим острием.
10) Болтштихель (фиг. 25 табл. IV) похож на фляхштихель, только нижняя сторона несколько выпукла, почему режущий край имеет дугообразную форму*.
11) Круглый штихель (фиг. 26 табл. 1У) имеет поперечное сечение - круг, режущий край штихеля дугообразный.
12) Овальный штихель (фиг. 27 табл. IV) - поперечное сечение его овальное.
Последние 3 штихеля служат для вырезания закругленных углублений.
13) Пунктирштихель (фиг. 28 табл. IV) похож на фляхштихель, только вместо ровного режущего края у него имеется два заостренных зуба, благодаря чему им вырезают прерывистые линии, т. е. пунктирные.
l4) Цанъайзен (фиг. 29 и 30 табл IV) служит для нарезания на металлической поверхности параллельных линий или для придания поверхности матового вида; инструментом водят сначала в одном направлении, а затем в другом, и получают ряд перекрещивающихся параллельных линий, отчего поверхность приобретает матовый вид.
15) Фаденштихель представляет собой обыкновенный штихель, но режущий край его состоит из мелких зубков; он также служит для нарезания параллельных линий.
16) Зубила употребляются при гравировке для вырубания в металле более или менее значительных углублений; они имеют вид грабштихеля, болтштихеля или фляхштикеля, только больше размером.
17) Пунцы при гравировании также необходимы; они употребляются для нанесения на металлические поверхности очень мелких углублений одинаковой величины. Гравировальные пунцы отличаются
*На чертеже режущий край ошибочно показан не дугообразных, а прямых.
от пунцов для чеканных работ тем, что они состоят не только из одинаковых элементов (линии, точки и проч.), но часто из более или менее сложных рисунков (цифры, буквы, звездочки, крестики и т.п.), благодаря чему гравировка штихелем значительно сокращается.
18) Шабера применяются при гравировании в тех случаях, когда требуется неудачно выгравированное место снова выровнять, или если нужно удалить с металлической поверхности закраины, которые всегда получаются после гравирования.
На фиг. 31 табл. 1V представлен обыкновенный стальной шабер треугольного сечения с деревянной ручкой; этот шабер с тремя лезвиями, сходящимися в одной точкe; часто грани делают вогнутыми, так что шабер имеет сечение формы, изображенной на фиг. 3.
19) Боронила (полировники, гладила) употребляются для полирования тех мест, кои выравнивались шабером; они делаются из стали, должны быть сильно закалены и хopoшo отполированы. При полировании металлическая поверхность слегка смачивается мыльной водой или слабым уксусом, благодаря чему гладило не так скоро нагревается и лучше скользит по поверхности.
На фиг. 32 табл. IV изображен инструмент, состоящий на одном конце из шабера А, а на другом из гладила Б.
На фиг. 33 - подобный же инструмент с гладилом Б, имеющим кривую поверхность.
Гравируемые плиты и бляхи кладутся или прямо на рабочии стол, или под них подкладывают кожаную подушечку; маленькие предметы закрепляют или в шраубцангах, или на китт-кугель*.
На фиг. 34 табл. IV изображены деревянные шраубцанги; гравируемый предмет в них зажимается между щеками а и в с помощью винта.
На кинг-кугель предметы укрепляются с помощью китта, состоящего из смеси смолы, кирпичной муки и терпентина.
В заключение о гравировании режущими инструментами скажем еще, что в некоторых случаях применяются гравировальная и гильоширная машины.
20) Гравировальные машины употребляются в тех случаях, когда на металлической поверхности требуется нанести ряд параллельных линий; при этом работа идет несравненно скорее, чем от руки с помощью радирной иглы, грабштихеля или цанъайзена.
21) Гильоширные машины служат для нанесения на поверхность изделия узора, состоящего из разного рода линий, повторяющихся в правильной последовательности, каковы, например, общеупотребительные узоры на крышках карманных часов. Эти машины имеют очень сложное устройство и, благодаря дороговизне, применяются только на больших фабриках. Впрочем, гильоширование можно также
*Китт-кугель - то же самое, что и трайб-кугель
производить на обыкновенном токарном станке, на котором в таком случае укрепляют особого вида патроны.
ГРАВИРОВАНИЕ ВЫТРАВЛИВАНИЕМ
Гравирование по способу вытравливания заключается в следующем: покрывают металлическую поверхность особой массой - грунтом; на последнем делают острием радирной иглы требуемый рисунок и после этого обливают поверхность слабой кислотой; кислота будет действовать только на те части металла, которые были обнажены острием. Спустя некоторое время, кислоту сливают и изделие хорошо промывают в воде. По удалении грунта получают на гладкой поверхности изделия вытравленный рисунок.
Обычно грунт готовят так: берут 3 ч. белого воска, 2 ч. канифоли и 4 ч. асфальта или 4 ч. воска, 4 ч. асфальта и 2 ч. черной смолы.
Названные вещества сплавляют вместе, кроме асфальта, который прибавляется после того, как остальные расплавились. Расплавленную и хорошо перемешанную массу выливают в теплую воду и формуют из нее руками цилиндрики или шарики.
Перед употреблением грунт завертывают в полотно, а затем в нежную тафту и полученным клубком водят по нагретой металлической поверхности; при этом грунт слегка тает и, просачиваясь через поры полотна и тафты, покрывает тонким слоем металл; дают затем грунту охладиться, после чего на нем можно делать рисунок. Если рисунок не сложный, то вместо грунта можно пользоваться одним белым воском, которым в таком случае покрывают металлическую поверхность. По краям поверхности, покрытой грунтом, всегда делают бортик (закраины) из воска*, чтобы кислота, наливаемая на поверхность, удерживалась на ней. Для серебра берут слабую азотную кислоту, для золота же разбавленную водой царскую водку. Кислоте дают действовать более или менее продолжительное время; затем ее сливают, промывают предмет в чистой воде и грунт смывают терпентинным маслом.
Если одни линии рисунка должны быть более углубленными, чем другие, то травление производят в несколько приемов, причем после каждого травления покрывают грунтом те части рисунка, кои должно предохранить от дальнейшего действия кислоты. Поступая таким образом, получают на металлической поверхности изображения, состоящие из линий разной ширины и разно углубленных, как бы произведенные гравированием штихелями. Работа эта требует от мастера большого искусства и внимания.
Так как от руки трудно наносить рисунок на грунт, то лучше переводить его с бумаги, что делается так: грунт, нанесенный на
*К воску при этом прибавляют немного терпентина
металлическую поверхность, покрывают сажей, для получения чего водят поверхность над пламенем свечи; (вместо черного фона делают иногда белый, для этого грунт покрывают с помощью кисточки равномерным слоем свинцовых белил с клеевой водой); затем берут веленевую бумагу, натирают ее красным карандашом или графитом (конечно, при черном фоне бумагу надо натирать красным карандашом, при белом же фоне безразлично - карандашом или графитом) и натертой стороной кладут на грунт, а сверху на нее накладывают бумагу, на которой нанесен требуемый рисунок; наконец, маленькой, с заостренным концом деревянной палочкой обводят, слегка надавливая на бумагу, означенный рисунок. По снятии бумаги получают оттиснутыи на грунте рисунок.
Гравирование вытравливанием можно производить на серебре, золоте, а также на меди и других металлах.
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках... прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада. прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные... прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры... прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система... прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности. прочитать полностью >>
Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере... прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении? прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями. прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску... прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности. прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала. прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей... прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом! узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом! узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас! узнать подробности >>