Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно! узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем! узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами! узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому! прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках... прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики. прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ... прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы. прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину... прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию... прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла... прочитать полностью >>
Переплавка производится в тех случаях, когда из имеющегося слитка золота нужно отлить какие-либо изделия или когда несколько слитков нужно соединить в один. Переплавка производится очень просто: помещают металл в тигель, засыпают его сверху небольшим количеством буры, закрывают тигель крышкой и ставят в раскаленный горн. Спустя некоторое время наблюдают, расплавился ли металл, и если расплавился, то хорошо перемешивают его деревянной палочкой, после чего тигель вынимают из горна и отливают металл в изложницу или в формы.
Бура предохраняет металл от окисления, которое может произойти, если в лигатуре находится медь. Вместо буры употребляют еще угольный порошок.
2. Плавка для лигировки
Положим, нам нужно чистое золото, т. е. 9б пробы, лигировать чистым серебром. Сначала расплавляют в тигле одно золото; при этом буры в тигель можно не класть, так как чистое золото само по себе не окисляется; по расплавлении золота в тигель кладут чистое серебро и засыпают сверху порошок древесного угля в таком количестве, чтобы металл покрыть тонким его слоем. Когда серебро расплавится, перемешивают металл деревянной палочкой и затем отливают в изложницу.
Покрышка из угольного порошка при плавке золота с серебром необходима ввиду того, что серебро в расплавленном состоянии обладает качеством поглощать значительное количество кислорода воздуха (около 22 объемов), а при охлаждении снова его выделять, причем металл частью разбрызгивается, и поверхность металла по застывании приобретает неровный вид. Уголь, засыпаемый в тигель, прекращает доступ воздуха к расплавленному серебру и, таким образом, поглощения кислорода не происходит.
Перед отливкой в тигель обыкновенно бросают кусочек воску или кусочек кирпича, пропитанного маслом. Это делается, с одной стороны, чтобы защитить металл от доступа воздуха, а с другой, чтобы не допустить быстрого охлаждения металла во время отливки.
Для лигировки золота медью берут всегда чистую красную медь; латунь не следует брать, так как золото получится хрупким. При плавке чистого золота с красной медью поступают так же, как и при плавке золота с серебром: расплавляют сначала золото, потом прибавляют медь и засыпают в тигель угольный порошок. Угольная покрышка и в этом случае нужна, потому что медь обладает свойством окисляться (т. е. соединяться с кислородом воздуха), при этом получается особое вещество окись меди; если бы угольной покрышки не было, то медь с поверхности перешла бы в окись меди, которая при помешивании расплавленного металла частью запуталась бы в его массе и металл по отливке получился бы хрупким. Угольная покрышка прекращает доступ воздуха к расплавленному металлу и, следовательно, медь не может окисляться.
Если золото нужно лигировать с серебром и медью, то расплавляют сначала золото, потом прибавляют серебро и, когда последнее расплавится, кладут в тигель медь. При плавке поступают во всем по предыдущему.
При лигировке золота с медью, серебром и кадмием кадмий кладется в тигель после того, как все прочие металлы расплавились. Так как кадмий легкоплавкий металл и легко окисляющийся, то его предварительно завертывают в бумагу и тогда уже кладут в тигель. После того как кадмий положен, тигель оставляют в горне одну или две минуты, затем перемешивают металл и приступают к отливке.
При плавке вместо древесно-угольного порошка применяют также буру, которая играет такую же роль, т. е. защищает ведь от окисления, а серебро - от поглощения кислорода воздуха.
При лигировке золота с сталью сначала расплавляют золото, а затем кладут сталь в виде мелких опилок или тонкой проволоки; плавку производят под слоем буры. Для расплавления стали требуется слишком сильный жар, и потому в этих случаях применяются горны с дутьем воздуха.
Вообще, при плавке золота с другими металлами должно обращать особое внимание на помешивание металла ,которое производится после расплавления каждого металла и, наконец, перед отливкой. Если металл плохо был перемешан, то слиток получится неоднородный, так что разница в содержании золота в разных частях слитка может быть в несколько проб.
Если для лигировки берется не чистое золото (96 пробы), а, например, 82, 72 и других проб, то одновременно с ним кладут в тигель буру или угольный порошок, так как иначе медь, входящая в лигатуру, могла бы окислиться.
Плавка на угле не может быть произведена с такою тщательностью, как плавка в тигле, так как расплавленный металл частью обнажается из-под буры и медь может окисляться, и, кроме того, перемешивание металла, производимое сотрясением угля, недостаточно для получения однородного слитка. При плавке на угле для защиты металла от доступа воздуха применяют только буру; угольный порошок в этом случае не годится, потому что при дутье паяльной трубкой он был бы рассеян.
ПЛABKA СЕРЕБРА И ЕГО СПЛАВОВ
Как переплавка серебряных сплавов, так и плавка серебра для лигировки с другими металлами производится с соблюдением правил, указанных в предыдущей статье. Здесь только заметим, что чистое серебро (96 пробы) нельзя плавить, подобно золоту, без покрышки из буры или угольного пдрошка, так как иначе расплавленное серебро будет поглощать кислород воздyхa.
Для лигировки чистого серебра с медью и цинком расплавляют в тигле сначала одно серебро, потом прибавляют медь, а когда последняя расплавится, кладут цинк (предварительно завернутый в бумагу).
Цинк - легкоплавкии металл и потому после присадки его тигель оставляют в горне недолго (минуты две), металл xopoшo перемешивают и вынимают тигель для отливки.Перед отливкой в тигель бросают кусок воску или кирпича, пропитанного маслом; воск или масло, сгорая, защищают металл от доступа воздуха, а также предупреждают быстрое его охлаждение.
ПЛАВКА ОПИЛОК
Золотые и серебряные опилки, собранные с верстака, сначала нужно прокалить, чтобы очистить ик от грязи и жира; для этого помещают опилки на железный лист с загнутыми краями и нагревают их на раскаленных углях в жаровне или в горне; в последнем случае наблюдают, чтобы тяга воздуха была незначительная, так как иначе мелкие опилки могут увлекаться тягой.
После прокаливания извлекают из опилок с помощью магнита железные и стальные частицы, которые всегда попадают от напильников, пил, лобзика и прочих инструментов, применяемых при обработке золотых и серебряных изделий. Затем опилки смешивают с поташом и бурой (вместо поташа можно брать соду) и помещают в тигель; сверху засыпают еще немного буры и ставят тигель в горн.
Когда металл расплавится, его хорошо перемешивают и затем отливают в изложницу. Если в опилки попали частицы серебряного припоя или оловянного, то полученныи слиток не будет годен для переработки в изделия, благодаря содержанию в нем цинка и олова, которые (особенно последнее) делают золото хрупким. В таком случае слиток подвергают очистительной плавке.
ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ПЛАВКА
Если золото и серебро хрупки, то это указывает, что они содержат вредные примеси, как, например: серу, сурьму, олово, цинк и проч. В таких случаях необходимо произвести очистку золота или серебра, что делается разными способами.
1. Плавка с селитрой
Очищаемый слиток плавят в тигле с селитрой, бурой и поташом {вместо поташа можно брать и соду); расплавленную массу нужно хорошо помешивать, чтобы селитра равномерно подействовала на все частицы металла. Вначале масса сильно волнуется, как бы кипит, но потом, когда действие селитры окончится, масса успокаивается и тогда тигель вынимают из горна. Действие селитры заключается в том, что она неблагородные металлы, как то: цинк, олово, медь и другие, окисляет; поташ же и бура растворяют образовавшиеся окиси металлов, при этом получается жидкий шлак. Таким образом золото и серебро очищаются не только от олова, цинка, но частью и от меди. Содержимое из тигля не выливают в изложницу, а дают тиглю охладится, после чего разбивают его, при этом на дне окажется слиток золота и серебра, а над ним хрупкий шлак, который легко отделяется ударами молотка.
Количество флюсов, т. е. селитры, поташа и буры, необходимых для очистки золота и серебра, изменяется в зависимости от количества примесей в последних: чем больше примесей, тем больше потребуется и флюсов.
Поташ и буру должно брать в избытке, так как в случае недостатка их, окиси металлов образуют густую массу, которую нельзя будет отделить от золота и серебра. Если флюсов взято было мало, то полученный слиток может опять сказаться хрупким и тогда его придется еще раз переплавлять с флюсами.
Небольшие количества золота и серебра мастера очищают плавкой на глине с селитрой. Поступают таким образом: берут кусок липового угля, вырезают в нем углубление, обмазывают последнее глиною и высушивают, затем кладут на глину золото с бурой и призводят плавку с помощью паяльной трубки. Когда золото pacплавится, прибавляют к нему селитры и хорошо с нею проплавляют. Такое продувание на глине нужно сделать иногда несколько раз, пока получится ковкое золото.
2. Плавка со свинцом
Помещают очищаемый слиток золота или серебра в тигель, засыпают сверху немного буры и ставят тигель в раскаленный горн. Когда слиток расплавится, кладут в тигель свинец (в виде зерен, полосок или небольших кусочков), после чего металл хорошо перемешивают и отливают в плоскую изложницу. Таким образом получают сплав со свинцом, так называемый "веркблей", который затем подвергается очистительной плавке в особых чашах из костяной золы. Эти чаши нетрудно самому приготовить: обжигают кости в горне; хорошо обожженные кости толкут в ступке в мелкий порошок и просеивают через волосяное сито; полученную костяную золу смачивают водой настолько, чтобы, сжатая в руке, она не рассьшалась, и затем набивают ее в железную чашку или круглую железную коробку (без крышки) доверху и плотно утрамбовывают; потом вырезают в набойке углубление и хорошо ее просушивают. Вместо костяной золы можно пользоваться древесною, которую просеивают через мелкое сито и затем в чугунном котле выщелачивают горячей водой (несколько раз меняя воду). Иногда костяную золу смешивают с древеснои в равных частях.
Очистительную плавку можно производить или в самодувном горне с боковым отверстием, или в кузнечном, причем в них вставляют глиняный муфель*, который затем обкладывают углем со вcex сторон, за исключением одной передней. Но удобнее плавку производить в муфельной печи.
*Муфель ставят не прямо на колосники или на под горна, а на подставки из огнеупорных кирпичей.
Чтобы дать понятие об устройстве муфельной печи, приводим на табл. I фиг. 4 и 5 изображение ее в двух разрезах.
Муфель m покоится передним концом своим на выступе лицевой стенки печи, а задним - на трех глиняных подкладках, которые лежат на пороге n . Кирпичи, на которых уложен муфель, обмазываются смесью глины и костяного пепла, чтобы дно муфеля не приставало к ним; Р - рабочее отверстие в наружной стенке печи; оно закрывается или открывается, смотря по надобности, или железной заслонкой, или кирпичами.
Топка производится через отверстие Т; К - чугунные колосники; 3 - зольник; Д - дымовая труба. Тяга воздуха управляется заслонкой в дымовой трубе и дверцами в зольнике. В небольших печах применяют муфель из огнеупорной глины; в больших же их выкладывают из огнеупорного кирпича. Описанное устройство муфельной печи относится и тому случаю, когда для топки применяется пламенный каменный уголь; для кокса же и древесного угля нужно устраивать печи так, чтобы засыпку топлива можно было делать сверху на муфель.
Теперь переходим к описанию очистительной плавки.
После того как горн или муфельная печь раскалены, открывают рабочее отверстие и вносят в муфель чашу с костяной набойкой.
Когда чаша накалится, кладут в нее веркблей и задают сильныи жар, закрывая окошко горна. После расплавления веркблея окошко открывают и наблюдают за плавкой. При этом происходят следующие явления: свинец веркблея окисляется воздухом в окись свинца- "глет", глет окисляет неблагородные металлы: олово, цинк, медь и другие; окиси этих металлов растворяются в избытке глета и образуют частью легкоплавкий шлак, который всасывается пористыми стенками набойки, частью трудноплавкую корку, которая собирается на поверхности расплавленного металла. Корку трудноплавких окислов (цинка и олова) нужно снимать железной ложечкой, так как иначе они могут покрыть собой всю поверхность расплавленного металла и прекратить к последнему доступ воздуха; если же таких окислов немного, то ограничиваются только тем, что их сгребают железной лопаточкой или крючком к краю. Корку, снятую с веркблея, выбрасывать не следует, потому что в ней может содержаться незначительное коли- чество золота и серебра; обыкновенно ее кладут в золотые сора или крецы, собираемые в каждои мастерской.
Во все время плавки веркблея происходит образование глета, который, как мы уже сказали, способствует окислению разных металлов и частью с ними всасывается стенками костяной набойки, частью же улетучивается в виде паров. Так что по мере плавки количество веркблея постепенно уменьшается и наконец появится блестящая поверхность чистого золота и серебра. После этого чашу вынимают из муфеля, дают металлу охладиться и выбивают его из костяной золы, пропитанной шлаком.
При очистке веркблея надо иметь в виду следующие обстоятельства: если количество веркблея велико, так что не может быть вмещено гнездом, сделанным в костяной набойке, то отрубают от него соответствующее количество, а именно: по весу не более, как в два раза против веса набойки; если веркблея будет взято слишком много, то может случиться, что набойка вся пропитается шлаками раньше, чем очистка закончится. Положим, вес набойки у нас 1 фунт, тогда на ней можно очистить около 2 фунтов веркблея, это количество его и отвешивают. Затем смотрят за величиной гнезда в набойке, может ли
в нем поместиться 2 фунта расплавленного веркблея; если гнездо достаточной величины, то отвешенное количество веркблея сразу кладут; если же гнездо мало, то отделяют такое количество, которое может в нем вместиться, и взвешивают его (положим, 1/2 фунта) и подвергают плавке только это количество, а затем во время плавки, когда освободится место в гнезде, добавляют понемногу свежего веркблея до тех пор, пока не выйдут все 2 фунта. Если в веркблее недостаточно свинца, то очистка не дойдет до конца; в этом случае отделение паров глета прекратится, а поверхность металла останется темною. Для довершения очистки придется вынуть чашу из муфеля, выбить металл из костяной набойки; наполнить чашу свежей набойкой и на последней продолжить очистку: кладут в нее металл и прибавляют новое количество свинца (положим, 1 фунт); задают сильный жар, закрывая горн, и когда металл и свинец расплавятся, открывают окошко горна и наблюдают за плавкой. Если свинца было прибавлено достаточно, то очистка дойдет до конца и получится чистое золото с серебром. Для переработки всего веркблея (положим, его осталось 8 фунтов) пришлось бы снова отделить два фунта, снова приготовить костяную набойку и очистку производить по-прежнему.
Если выяснилось при первей перечистке, что веркблей содержит недостаточное количество свинца, так что пришлось добавлять, как это выше описано, то лучше оставшиися веркблей (т. е. 8 фунтов) переплавить в тигле с новым количеством свинца. Так как на 2 фунта веркблея потребовалось прибавить 1 фунт свинца, то на 8 фунтов нужно будет добавить его еще 4 фунта. Переплавивши в тигле, получим 12 фунтов веркблея, в котором свинец содержится в достаточном для очистки количестве. Отделяя каждый раз по 2 фунта, переработаем все количество веркблея в шесть плавок.
Заметим еще, что при плавке веркблея надо следить, чтобы жар в горне был достаточен, так как иначе металл может застыть и тогда трудно будет снова его расплавить. Если жар достаточен, то пары глета быстро отделяются с поверхности металла вверх; если же жар слаб, то пары стелятся над расплавленным металлом.
Вместо того, чтобы золото сплавлять со свинцом в отдельном тигле, можно это сплавление производить прямо на костяной чаше, т. е. отвешенные количества золота и свинца кладут в чашу (последняя должна быть накалена в муфеле), закрывают рабочее отверстие муфельной печи заслонкой и задают сильный жар; через некоторое время, когда золото и свинец расплавятся, открывают заслонку и продолжают уже очистительную плавку, как выше описано.
Очистка со свинцом - довольно кропотливая работа, но зато удается получить чистое золото с серебром; если же серебра в очищаемом слитке не было, то получается одно чистое золото.
Описанным способом можно определить пробу слитка, содержащего золото или серебро (огневая проба). Для этого нужно отвесить 1 золотник стружек или мелких кусочков от слитка (стружки получают шаброванием, а кусочки выбиванием с помощью зубила) и очистить их плавкой со свинцом на костяной чаше; после этого получится зерно или, как говорят, "королек" чистого металла. Если королек будет желтого цвета, то это укажет, что в нашем слитке содержится много золота; если же королек белого цвета, то это значит, что в слитке или вовсе нет золота, или же его мало, а серебра - много. Если случилось бы, что после очистки на костяной чаше никакого королька не осталось, то это значило бы, что в слитке нет ни золота, ни серебра, а лишь неблагородные металлы: медь, цинк, олово и другие; наконец, если бы на чаше вместо блестящего королька получился темно-серого цвета горелый кусочек, то это указывало бы, что в слитке содержится какой-либо трудноплавкий металл: железо, никель или платина.
Похожим, у нас получился королек; этот королек надо снять с чаши плоскогубцами, очистить нижнюю его поверхность металлической щеткой от костяной золы и затем взвесить; пусть вec его будет 60 долей. Затем королек надо сплавить на древесном угле (с помощью паяльной трубки) с тройным по весу количеством чистого серебра*, т. е. последнего взять 180 долей 1 золотн. 84 доли, тогда получим слиток весом 2 золотн. 48 долей; этот слиток надо развальцевать в тонкую пластинку, свернуть последнюю в трубочку и затем ее поместить в фарфоровую чашку или колбу, в которую налить химически чистой азотной кислоты средней крепости (около 24' по ареометру Бомэ)**.
* Сплавление королька с серебром требуется ввиду того, что азотная кислота вытравляет серебро начисто только из таких сплавов, в которых на 1 ч. золота приходится 3 или более частей серебра; при меньшем содержании серебра азотная кислота только частью растворяет его, другая же часть остается в массе золота.
** Крепкая азотная кислота (например, в 30 по Бомэ) при нагревании кипит толчками; чтобы кипение сделать более спокойным, нужно вбросить в кислоту маленький кусочек древесного угля.
Для ускорения действия азотной кислоты надо ее нагревать, при этом серебро будет растворяться. Если кислоты взято было достаточно, то через некоторое время (положим, часа через два) все серебро растворится и в колбе останется только чистое золото, причем, если пластинка сильно разъедена кислотой, то золото получится в виде бурого порошка, в противном же случае оно получается в виде трубочки. После этого кислоту сливают прочь, золото промывают несколько раз дистиллированной водой, потом переводят его в фарфоровый тигелек, высушивают в последнем и взвешивают. Положим, вес полученного золота равняется 32 долям; следовательно, в нашем слитке содержится золота 32 пробы; вычитая 32 из 60 долек, т. е. из веса королька, который получился после очистки со свинцом, найдем, что в слитке, кроме того, содержится 60-32=28 проб серебра.
Если бы при разварке в азотной кислоте металлическая пластинка растворилась без остатка, то это указало бы на то, что в слитке золота вовсе нет, а серебра содержится 60 проб*.
2.Плавка с антимонией (сернистой сурьмой)
Для получения из низкопробного золота высокопробного мастера иногда применяют плавку с антимонией; причем поступают так: берут на 1 часть золота 3 части антимонии, сплавляют их на угле с помощью паяльной трубки и отливают в коническое гнездо, сделанное в камне, или в железную форму, имеющую вид рюмки (гнездо или форма должны быть перед отливкой смазаны маслом); при этом золото осядет на дно, а антимония соберется над ним; выбивают слиток из формы, отбивают антимонию от золота и затем продувают его еще раз на угле паяльной трубкой, чтобы выгнать оставшуюся в нем антимонию; последняя при продувке выгорает и улетучивается в виде дыма, а на угле остается очищенное золото. Для получения червонного золота обыкновенно приходится повторить переплавку с антимонией два или три раза.
Способ этот, хотя и применяется мастерами, но рекомендовать его нельзя, потому что при этом происходит значительная потеря (угар) золота.
*В Пробирных Управлениях для определения проб применяется специальный (пробирный) равновес, состоящий из пробирного фунта и подразделений последнего на золотники; пробирный фунт составляет 6 долей гражданского веса. На пробу берут стружки или кусочек металла в количестве 1 пробирного фунта. Для взвешивания применяются очень чувствительные весы (химические).
ПЯТАЯ ГЛАВА
ОТЛИВКА ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
1. Отливка в изложницы
Для получения слитков расплавленный металл выливается в особые сосуды, называемые изложницами или ингусами. Изложницы имеются в продаже, они делаются из железа или чугуна и имеют разную форму, смотря по тому, какого вида желают получить слитки.
Если изложница велика, а металла мало, то ее укорачивают вставкой пробки из глины,
Изложница перед отливкой металла нагревается и смазывается деревянным маслом, салом или воском.
2. Отливка в песчаные формы
Многие золотые и серебряные изделия приготовляются путем отливки. Такой способ выделки изделий стоит много дешевле ручной работы, потому что раз у нас приготовлена модель, то по этой модели можно отлить сколько угодно тождественных изделий. Для получения формы изделия модель оттискивается в особом формовочном песке. Так как редко случается, чтобы натуральный песок годился для формовки, то обыкновенно песок приготовляется искусственно: берут на 80 - 93 частей кварца 4 - 11 1/2 частей глины, 1 1/2 - 11 частей окиси железа и от 20 до 30 частей кирпичнои муки; означенные вещества смешивают, толкут в ступке и затем просеивают через мелкое сито. Полученный порошок смешивают с угольной пылью, сажей или ржаной мукой (на 3 части порошка - 1 часть).
Таким образом приготовленный формовочный песок смачивают какой-нибудь пенистой жидкостью (пивом или сахарным сиропом) и применяют в дело. Бывший в употреблении песок не выбрасывается, а смешивается с новым и опять идет для формовки. Если песок хорошо составлен, то при надавливании пальцем получается столь нежный оттиск, что заметны мельчайшие морщинки кожи.
Кроме формовочного песка применяют еще так называемый формовочный шпат, который приготовляют следующим образом.
Берут гипс, прокаливают его в закрытом тигле, потом охлаждают, измельчают и просеивают через мелкое сито; полученный порошок смачивают пивом, к которому прибавлено немного нашатыря (на 100 частей пива 1 часть нашатыря), хорошо замешивают, потом высушивают и обжигают. Иногда эти операции повторяют два или три раза. Перед употреблением формовочный шпат смачивается пивом (без прибавления нашатыря).
Для отливки очень нежных предметов вместо формовочного песка берут мелкий порошок трепела.
Модели, по которым производится отливка, приготовляются из дерева или из мягкого сплава (на 3 части свинца - 1 часть сурьмы, иногда с незначительной примесью олова). Чистый свинец для моделей не годится, так как слишком мягок, и модель, приготовленная из него, скоро бы стерлась. Формовочный песок помещается в особые ящики, называемые опоками; опоки делаются из латуни, железа или чугуна. На фиг. б табл 1 показан вид опоки сверху, на фиг. 7 вид сбоку; на фиг. 8 и 9 в вертикальном разрезе. На фиг. 7 показаны две опоки А и Б, наложенные одна на другую; чтобы опоки не могли сдвинуться, в одной имеется кольцо б, а в другой крючок в, д- отверстие для вливания металла; ж - формовочные доски, служащие для того, чтобы песок не вываливался из опок.
Если предмет, подлежащий отливке, имеет одну сторону выпуклую, а противоположную плоскую, то формовка производится следующим образом.
Положим, нужно отлить вещь, модель которой изображена на фиг. 10, 11 и 12 (вид спереди, сзади и сбоку). Кладут на формовочную доску опоку А (фиг. 8), внутрь вставляют модель так, чтобы она плоской стороной лежала на доске, и наполняют опоку формовочным песком доверху, причем его плотно утрамбовывают; накладывают сверху другую формовочную доску и опоку переворачивают; верхнюю доску снимают; накладывают на опоку А другую опоку,Б; присыпают поверхность песка, находящегося в опоке А, угольным порошком (тончайшим слоем) и наполняют верхнюю опоку формовочным песком (фиг. 9) и хорошо утрамбовывают; накладывают сверху доску, верхнюю опоку снимают и вынимают модель из нижней опоки; затем делают в песке канал "литник". Чтобы металл возможно скорее наполнял форму, литник разветвляют, так что одна часть его идет к середине формы, а ветви - к бокам; кроме того, к частям формы, изображающим цветочек, также проводят маленькие каналы. Когда модель удалена, опоки снова складывают, хорошо просушивают и затем приступают к отливке металла. Отлитое изделие получается с приливами металла в том месте, где были литники; эти приливы удаляются отпиливанием.
Обратим еще внимание на то, что, кроме литников, в формовочном песке необходимо делать в нескольких местах так называемые воздушные каналы, которые служат для выхода воздуха из формы, когда последняя наполняется металлом. Если воздушных каналов не будет сделано, то воздух, находящийся в форме, не позволит жидкому металлу наполнить все ее части и литье выйдет неполное и с пузырями.
Воздушные каналы получают, вставляя в массу песка палочки и затем их удаляя.
Если предмет, подлежащии отливке, имеет обе стороны выпуклые, то поступают следующим образом: наполняют нижнюю опоку формовочным песком и втискивают в него модель до половины, так чтобы одна выпуклая сторона была погружена в песок, для образования литников и воздушных каналов вставляют в песок в соответствующих местах кусочки дерева; затем припудривают опоку угольной пылью, накладывают верхнюю опоку, наполняют ее формовочным песком и плотно последний утрамбовывают. Наконец опоки разнимают, вынимают модель и кусочки дерева и опоки снова складывают.
При отливке изделий, имеющих сложную форму, устраивают или несколько литников, или один, но таким образом, чтобы металл наполнял форму одновременно с разных сторон, например: металл поступает сперва в круглый канал, откуда радиальными канальцами входит в форму со всех сторон.
При таком способе наполнение формы идет гораздо скорее, металл не успевает охладиться и хорошо заполняет самые тонкие части формы, отливка выходит нежная и отчетливая.
Многие изделия требуют для формовки три опоки. При отливке пустотелых предметов формовка производится по-прежнему, с тою только разницей, что в форму для образования полости вставляется глиняный вкладыш, или "керн", который должен иметь форму полости предмета; перед вставлением в форму вкладыш обжигается.
При отливке мелких изделий нет надобности брать для каждого из них особые опоки: несколько изделии можно формовать вместе, причем от главного литейного канала делают ответвления к отдельным формочкам разных изделий.
3. Отливка в осса-сепии
Осса-сепия представляет собою известковую раковину моллюска каракатицы; она весьма часто применяется мастерами для отливки мелких изделий: колец, перстней, брелоков и проч.
В этом случае формовка идет проще, чем в предыдущем, так как сама масса осса-сепии заменяет собою формовочный песок, она достаточно плотна и в то же время нежна. Берут два куска осса-сепии; опиливают их со всех сторон, так чтобы получились гладкие и плоские поверхности; затем в один из таких кусков вдавливают наполовину модель того предмета, который надо отлить (например, кольца); накладывают второй кусок осса-сепии и нажимают его на первый, так чтобы оба куска пришли в соприкосновение; делают на боковых сторонах ножиком несколько меток (царапин) и затем разнимают куски; модель удаляют, вырезают ножиком каналы - литник и воздушный и снова складывают тем же порядком оба куска осса-се-
*Осса-сепия продается в аптекарских магазинах.
пии, наблюдая, чтобы метки на боковых сторонах совпали. После этого куски скрепляют между собой железной проволокой, и форма для отливки готова. Вообще, при отливке в оссасепии соблюдаются те же правила, как и при отливке в песчаные формы.
Так как в осса-сепии отливаются лишь мелкие предметы, то необходимое для этой цели золото расплавляется обыкновенно на угле с помощью паяльной трубки. По расплавлении дают золоту несколько охладиться и затем отливают его в форму; слишком горячее золото не следует отливать, так как литье при этом получается с ноздринами.
1. Отливка с натуральных предметов (без модели)
При отливке изделий, имеющих вид насекомого, цветка или листка, особой модели не делают, а формовку производят, пользуясь натуральными предметами. Положим, нужно отлить изделие, имеющее вид жука. Берут насекомое (оно должно быть предварительно умерщвлено), расправляют его, ставят ножками на овальный кружочек из воска и прикрепляют их к воску. Затем жучок подвешивается с помощью тонких проволочек в середине деревянного или картонного сверху открытого ящика. В ящик помещают одну или несколько толстых проволок, которыми соединяют жучка со стенками ящика; эти проволоки кладутся для образования воздушных каналов. Над жучком укрепляют еще кусочек дерева формы усеченного конуса; этот конус впоследствии удаляется для образования литника. После этого все свободное пространство в ящике наполняется массой, состоящей из 3 частей обожженного гипса и 1 части тонкой кирпичной муки; масса эта предварительно должна быть хорошо перемешана и настолько смочена водой, в которой растворены в равных частях квасцы и нашатырь, чтобы имела вид кашицы. Сначала смазывают кашицей жучка, а затем уже осторожно наполняют ею весь ящик доверху. Когда масса затвердеет, ящик разбирают, стенки его удаля- ют, массу хорошо просушивают и прокаливают, при этом находящийся внутри массы жучок сгорит, и вместо него образуется пустота- "форма" жучка.
Прокаливание массы и затем охлаждение надо производить постепенно, потому что иначе она может дать трещины. Оставшуюся в форме от сгоревшего жучка золу удаляют таким образом: наливают в форму ртути и хорошо ее встряхивают, при этом зола всплывает наверх; тогда ртуть выливают; эту операцию повторяют несколько раз, пока вся зола не будет удалена. Перед отливкой проволоки, вложенные для образования воздушных каналов, вынимают; затем форму слегка прокаливают, потому что иначе металл быстро охладился бы и тонкие части, например ножки жучка, не вышли бы. После отливки охлаждают форму в воде и осторожно отбивают массу от металла. Наконец, остается отпилить с помощью лобзика лишний металл на месте литника, около ножек и воздушного канала и отшлифовать изделие.
2. Отливка мелких шариков
Иногда для украшения изделий напаивают на их поверхности друг подле друга ряд мелких шариков по известному рисунку. Такие шарики отливаются без модели следующим образом. Разрезают бляшу золотую или серебряную на очень маленькие квадратные кусочки или разрезают проволоку на короткие части; полученные кусочки помещают в плавильный тигель между угольным порошком так, чтобы они не соприкасались между собою (угольный порошок должен быть самый нежный).
Тигель помещают в плавильный горн и накаливают, при этом кусочки металла расплавляются и образуют маленькие шарики (капли). По охлаждении тигля отделяют угольный порошок от шариков; неправильной формы шарики выбирают, а правильные сортируют по величине просеиванием через металлическое сито.
ШЕСТАЯ ГЛАВА
КОВКА ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
Полученные после отливки бруски или плитки золота можно сразу подвергать вальцеванию, но лучше сначала их проковать.
Ковку производят осторожно: начинают слабыми ударами молотка и постепенно переходят к более сильным; по временам золото прокаливают и охлаждают в воде или, как говорят мастера, "отмачивают". Проковывают таким образом: сначала одну сторону слитка, потом противоположную и, наконец, ударами молотка притупляют острые ребра, углы; последнее делается во избежание образования плен при вальцевании. Проковка производится или только широкою частью молотка - "бойком", или, если желают слиток больше вытянуть, то под конец работают более узкой частью молотка. Описанным способом ковкость литого золота значительно увеличивается. Перед вальцеванием золото еще раз накаливается и охлаждается.
Вообще, надо помнить, что в раскаленном состоянии золото не следует ковать или прокатывать в вальцах, так как при этом оно дает трещины, и что ковкое золото при более или менее продолжительной механической обработке делается снова жестким и может дать трещины и рванины; поэтому при проковке, протягивании в вальцах или в циайзене золото необходимо время от времени прокаливать.
Если литое золото при обработке молотом, несмотря на неоднократные прокаливания, будет оставаться хрупким, то это значит, что в нем есть какая-либо вредная примесь (сера, олово, цинк, сурьма и др.); такое золото ни вальцевать в бляшки, ни тянуть в проволоку нельзя, так как оно будет рваться; его необходимо подвергнуть очистке.
Серебряные бруски и плитки требуют менее тщательной обработки, чем золотые; их накаливают, дают несколько охладиться и пускают в вальцы. Иногда перед прокаткой серебряные слитки подвергают проковке молотом, что делается с целью несколько расплющить слиток, сгладить неровности на нем, притупить острые ребра и углы и вообще придать слитку форму, удобную для вальцевания. При проковке надо время от времени серебро прокаливать, так как металл при продолжительной обработке становится жестким и прокаливание возвращает ему прежнюю мягкость. Серебро можно ковать и прокатывать в вальцах даже накаленное докрасна и потому нет надобности его отмачивать; наоборот, отмачивание делает серебро жестким и, следовательно, неудобным для проковки или прокатки.
Если золото и серебро отливалось не в металлические изложницы, а в песчаные формы, то слитки получаются нечистыми, а именно: на поверхности содержат мелкие частицы формовочного песка. Такие слитки перед проковкой или прокаткой необходимо очистить снаружи с помощью особого скребка, так как иначе частицы песка будут царапать валки.
Надо обращать внимание еще на следующее обстоятельство: прокаливание золота и серебра (в горне или на жаровне) производится всегда на чистом древесном угле; кокс отнюдь не следует брать, так как он содержит в себе серу, которая при прокаливании может частью перейти в золото и серебро, и металл получится хрупким.
СЕДЬМАЯ ГЛАВА
ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЯХ И ПОЛОС
Подготовленные вышеописанным способом бруски и плитки расплющиваются и протягиваются в бляхи и полосы с помощью особого прибора, называемого вальцами.
Для примера мы опишем весьма простые, и удобные вальцы, служащие для получения блях и полос (бляшечные вальцы). На фиг. 13 табл. 1 показан боковой вид, на фиг. 14 вид спереди. В станине утверждены два стальных цилиндра а и б, закаленных и гладко отполированных; эти цилиндры, как и весь прибор, называются вальцами или валками. Нижний валок б вращается в подушках, укрепленных в станинах А А неподвижно; верхний валок а может быть поднимаем и опускаем с помощью следующего устройства: в верхних частях станин А А имеются отверстия с винтовой нарезкой, в которых ходят винты в в ; на головки винтов сверху насажены железная планка д и зубчатые колеса к, последние зацепляются с средним колесом л, насаженным на стержень м и приводимым во вращение с помощью рукоятки н; от планки д идут железные тяги м, оканчивающиеся внизу хомутами п, обхватывающими ось валка а. Благодаря такому устройству при вращении рукоятки вращаются также зубчатые колеса к к (в одну сторону), и винты в в то поднимаются, то опускаются, смотря по тому, в какую сторону вращается рукоятка; вместе с этим получает движение и планка д. Для приведения валков во вращение служат зубчатые колеса р, насаженные на концах осей валков, и рукоятки Bb. Станины А А укрепляются с помощью болтов на прочном станке Б. Для уменьшения трения все вращающиеся части вальцов смазываются маслом или салом.
Вальцевание производят следующим образом: вращая рукоятку и, поднимают валок и настолько, чтобы расстояние между валками а и б было чуть-чуть меньше толщины плитки золота или серебра; вставляют плитку в промежуток между валками и несколько надавливают ею на валки в то время как последние приводят во вращение за рукоятки ВВ; вследствие трения плитка захватывается валками и постепенно проходит между ними, причем толщина ее уменьшается, а длина увеличивается.
Если верхний валок а установлен неправильно, так что промежуток между валками слишком узок, то плитка или вовсе не захватывается, или потребуется слишком большое усилие, чтобы она прошла между ними, причем получится полоса морщинистая и даже с порванными краями; при правильной установке валка и плитка легко захватывается и для прохождения ее между валками требуется незначительное усилие. После первого пропуска, поворачивая немного рукоятку н, несколько опускают верхний валок и снова прокатывают плитку, и так продолжают до тех пор, пока получится полоса или бляшка требуемой толщины. Весьма важно соблюдать условие, чтобы расстояние между валками после каждого пропуска уменьшалось постепенно; тогда полоса получится правильная, с совершенно гладкой поверхностью и валки сохраняются лучше. Кроме этого, как при прокатке золота, так и при прокатке серебра необходимо их неоднократно прокаливать, причем после каждого прокаливания золоту надо дать охладиться, прежде чем снова пускать в валки, серебро же можно вальцевать и горячим.
Вальцы делаются разной величины и с разными приспособлениями; крупные из них, служащие для прокатки толстых брусков и плит, приводятся в движение паровыми машинами. Для получения блях служат длинные валки, для получения полос - короткие (длиною от 1 до 4 вершков).
Кроме гладких полированных цилиндрических валков, применяются еще фигурные. Фигурными валками называются такие, в которых на поверхности имеется какой-либо рисунок (см. фиг. 18 табл. 1). При пропускании бляхи или полосы между такими валками рисунок оттискивается на металле.
Для примера опишем ручные фигурные вальцы. На фиг. 15, 16 и 17 табл. 1 изображены вальцы для нанесения рисунка на плоские или овально-выгнутые полоски (в последнем случае полоска для выгибания должна быть пропущена сначала через секенцуг). Фигурные валки б и в утверждаются в особом станочке; нижний валок приводится во вращение рукояткой р, а верхний в зто время нажимается на него с помощью ручки н; части А и Б станочка разборные, чтобы удобно было вставлять в них валки. Протягиваемая полоска движется по направлению, указанному стрелками, а чтобы она не отклонялась в сторону, служат направляющие пластинки м и н. Для правильности положения верхнего валка относительно нижнего в части .А имеется выступ д, который входит в соответственное гнездо части Б. Вкладывая в станок разные валки, можно получить полоски с разными рисунками.
Прибор для определения толщины блях и полос
(микрометр)
На фиг. 21 и 22 табл. 1 изображен прибор, с помощью которого можно очень точно определять толщину блях и полос. Он состоит из обоймицы а, имеющей втулку; последняя снабжена внутри винтовой нарезкой, а на внешней поверхности делениями; во втулке ходит винт в, головка которого представляет собой муфту, обхватывающую втулку; по окружности головки также нанесены деления. Для определения толщины кладут полоску в обоймицу и вращают винт до тех пор, пока он не зажмет ее, тогда смотрят, какое деление на втулке совпадает с нижним концом муфты винта (положим, 4-е) и какое деление муфты совпадает с вертикальной линией, находящейся на втулке (положим, 65-е); первое деление укажет число миллиметров, а второе-число сотых миллиметра (толщина полосы будет 4,65 миллиметра).
ВЫГИБАНИЕ ПОЛОС С ПОМОЩЬЮ ВАЛЬЦОВ
Для выгибания полос в цилиндрическую или коническую форму применяется особый станок, в котором утверждены три валка. Подробного рисунка такого станка мы не приводим, а ограничиваемся лишь схематическим изображением расположения валков (фиг. 19 табл. I). Валок б вращается с помощью особой ручки и, находясь в соединении с равным ему валком в, приводит последний также во вращение, как показано стрелками на фиг. 19. Полоса или бляха, пройдя через валки б и в, встречает третий валок г и, смотря по положению его, выгибается в большей или меньшей степени: если валок г поставлен близко к валку б, то лист, вышедший из валков б и в, пойдет по окружности валка б и, следовательно, выгнется в цилиндр с диаметром почти равным диаметру валка б; чем дальше валок г будет поставлен от валка б, тем большего диаметра он будет принимать кривизну. Если же ось валка г будет поставлена не параллельно осям валков б и в, то лист примет форму коническую.
Для большей возможности выгибания полос на одном и том же станке в цилиндры и конусы разного диаметра ось валка г утверждается таким образом, что ее по желанию можно приближать или удалять от оси валка б. Валки б и в делаются диаметром не менее 12 миллиметров, а длиною большей частью 5 сантиметров; диаметр же валка г делается или равным валкам б и в, или вдвое больше их.
ВЫГИБАНИЕ ПОЛОС С ПОМОЩЬЮ СЕКЕНЦУГОВ
Для выделки некоторых изделий, например: колец, браслетов и других, требуются иногда волнистого вида полоски, т. е. имеющие по длине углубления (желобки) и возвышения (валики). Такие полоски получаются протягиванием гладких полосок через "секенцуг" (фиг. 20 табл. I). Эта машинка состоит из прочной металлической рамы а а; в боковых частях рамы имеются пазы, в которые вкладываются стальные плашки д и е; плашка д имеет зазубрины, а e - маленькую выемку соответственно ширине обрабатываемой полосы. Золотая или серебряная полоса помещается своим концом между двумя плашками и зажимается винтом в; выходящий конец ее захватывается щипцами (цицангами) и протягивается вручную или при толстых полосах - с помощью цибанка, причем на верхней поверхности полосы получаются продольные дорожки (углубления), нижняя же поверхность остается плоскою.
Для получения волнистых полос берут плашки, из которых одна имеет выемки, а другая соответственной формы выступы. Вообще, смотря по форме, какую желают придать полосе, берут разные плашки и вставляют их в секенцуг. С помощью секенцуга приготовляются тоненькие узкие полоски, имеющие по длине валики и желобки; из таких полосок можно, например, сделать звенья для глидерных цепей, для чего полоски разрезают на части, выгибают их в кольца и спаивают.
Секенцуг весьма прочно укрепляется на особой подставке или на цибанке.
Кроме секенцугов, в некоторых случаях для выгибания полосок применяются особые машинки, например: машинка для загибания рантов у браслетов или машинка для выгибания царг к медальонам; последняя называется машинкой Бюллера (по имени ее изобретателя).
ВОСЬМАЯ ГЛАВА
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПPOBOЛOKИ
Проволока приготовляется из слитков золота и серебра с помощью протягивания их в вальцах и циайзенах. На фиг. 1 табл. II изображены обыкновенные ручные проволочные вальцы, применяемые в небольших мастерских. Устройство вальцов понятно из чертежа. На поверхности валков имеется ряд параллельных желобов, так что между ними образуются отверстия (ручьи), которые собственно и служат для пропуска металла. Ручьи делаются разнообразной формы: круглой, овальной, квадратной и других.
В больших мастерских и фабриках прокатку проволоки производят в нескольких парах валков или, как говорят, в нескольких станах, приводимых в движение паровой машиной. Сначала кус прокатывается в подготовительных вальцах, в которых он обжимается, вытягивается и, кроме того, постепенно принимает ту форму, какой желают иметь проволоку; затем прокатка продолжается в других вальцах (отделочных), имеющих ручьи одинаковой формы, но постепенно уменьшающиеся.
Как при машиннои, так и при ручной прокатке проволоки, нужно соблюдать следующие правила. Слиток, подлежащий переработке в проволоку, отливают в виде продолговатого бруска - "куса" большею частью квадратного сечения; кус предварительно прокаливается и проковывается молотом: если кус золотой, то ковка производится в холодном состоянии, серебряный же кус куется и горячим. Такая обработка делается с целью придать кусу по всей длине правильную форму и такие размеры, чтобы он был немного толще наибольшего отверстия (ручья) в валках и, кроме того, притупить острые ребра и углы. В маленьких мастерских, в которых обыкновенно имеются только вальцы с однообразными ручьями (например, квадратными), проковкой молотом придают кусу форму, соответствующую ручьям; затем его прокаливают и пропускают через вальцы. Надо еще заметить, что концы куса должны иметь правильную форму; если же этого нет, то их надо опилить или обрезать; кроме того, тот конец, которым кус вставляется в валки, должен быть слегка заострен, что делается ударами молотка.
Прокатку начинают с наибольшего ручья и последовательно проходят через все ручьи до наименьшего. При каждом пропускании куса он, благодаря уменьшению ручьев, делается тоньше и удлиняется, так что из последнего ручья выходит тонкая проволока (например,диаметром около 2 миллиметров = 1/10 дюйма). Если желают получить
проволоку еще тоньше, то это делается, подвергая ее так называемому
"волочению" в циайзенах. При последовательных пропусканиях проволоки через ручьи ее необходимо неоднократно прокаливать, так как иначе металл (т. е. золото и серебро) делается жестким и проволока может порваться. Золотая проволока после прокаливания каждый раз охлаждается и затем пускается в валки; серебряная же тянется и в горячем состоянии.
При протягивании больших кусов в тонкую проволоку последняя выходит значительной длины (в несколько десятков саженей), поэтому чтобы проволока не занимала много места и не перепутывалась, ее по выходе из вальцов наматывают на барабаны или катушки и таким образом получая правильные мотки.
Протягивание или "волочение проволоки" в циайзенах с помощью цибанка производится также довольно просто. Здесь мы опишем ручной цибанок хорошей конструкции (фиг. 2 табл. II).
На прочном станке утверждена чугунная или железная доска д с прорезом посредине, в котором движется бесконечная коленчатая цепь, перекинутая через два зубчатых колеса к; по поверхности доски д движутся клещи (цицанги) ц; клещи с помощью кольца б с крючком в соединяются с цепью и при движении последней в сторону, обозначенную стрелкой, получают ход в ту же сторону. Цепь приводится в движение от рукоятки р, при этом вращаются зубчатые колеса л, м, п; колесо п захватывает зубьями звенья цепи; стойки с служат для ухрепления в них так называемой волочильной доски, или циайзена; проволока одним концом пропускается через отверстие в циайзене и захватывается клещами.
Циайзен - волочильная доска* представляет собой плиту из твердого чугуна или закаленной стали. В каждом циайзене именуйся одно или несколько постепенно уменьшающихся отверстий (очки) разной формы, например: квадратной, круглой, полукруглой, звездчатой и проч. На фиг. 3 табл. II показан циайзен с круглыми отверстиями; на фиг. 4 изображена в увеличенном размере форма отверстий; отверстия, имеющие форму Б, служат для протягивания самой тонкой проволоки. Вставку проволоки в циайзен производят с расширенной стороны отверстий.
Иногда применяют циайзены с рубиновыми очками; рубины просверливают и вделывают в медные оправы, которые затем вставляются в стальные доски. С помощью таких циайзенов получается тонкая, ровная и однородная проволока.
После того как кус пропущен через все ручьи валков и получилась тонкая проволока, последнюю можно еще много раз протянуть через самые мелкие отверстия в циайзене и таким образом довести ее диаметр до 1 миллиметра и даже менее.
* Обыкновенно волочильными досками называют чугунные или стальные плиты, имеющие лишь одно отверстие; циайзенами же называют доски со многими отверстиями.
Из кусов можно получить тонкую проволоку, не применяя вальцов, а пользуясь лишь цибанком и волочильными досками. На канительных фабриках эту работу производят следующим образом: отлитый кус сначала проковывают под молотом до известной длины и толщины; после проковки кус, для придания ему правильной округленной формы, протаскивают через 3 или 4 отверстия, просверленные в толстых волочильных досках, и затем поверхность очищается от плен и заусенцов; в это время кус имеет диаметр около 43 миллиметров, т. е. около 2-х дюймов; его потом протягивают через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в циайзенах, причем кус удлиняется, а диаметр его уменьшается, и получают таким образом проволоку сначала в 15 - 6 мм, потом в 3 мм, в 1 мм, 1/4 мм и наконец 4/100 мм . Протяжка проволохи толщиною до 1 мм
производится с помощью паровой машины, а тоньше 1 мм может быть выполнена и вручную. Чтобы вытянуть кус диаметром в 43 мм в
проволоку в 4/100 мм, он пропускается чрез 111 отверстий.
При волочении как золотой, так и серебряной проволоки в циайзенах ее неоднократно надо прокаливать и после каждого прокаливания дать медленно охладиться.
Отверстия в циайзенах для уменьшения трения смазываются салом.
При волочении проволоки в ручном цибанке, который обыкновенно применяют в небольших мастерских, поступают таким образом: сначала кус проковывают и придают ему форму, соответствующую форме наибольшего отверстия в циайзене, вместе с этим и толщину куса уменьшают настолько, чтобы он был немногим толще наибольшего отверстия; затем один конец куса заостряется, чтобы его можно было пропустить через отверстие в циайзене. Перед пропуском кус накаливается и после охлаждения заостренным концом вставляется в циаизен, утвержденный в цибанке, и захватывается клещами; надевают крючок в (фиг. 2 табл. П) на бесконечную цепь и приводят последнюю в движение с помощью рукоятки; клещи при этом будут двигаться вдоль верхней доски цибанка и тянуть проволоку; когда клещи дойдут до крайнего положения, т. е. до колеса к, вращение рукоятки прекращают, снимают крючок с цепи, передвигают клещи к волочильной доске, захватывают здесь проволоку и снова надевают крючок на бесконечную цепь, которую затем приводят в движение, и так продолжают до тех пор, пока кус (или проволока) не будет весь протянут через циайзен. Работа, как видно из настоящего описания, идет с перехватами. Затем протяжку делают через все остальные отверстия циайзена, переходя последовательно от большего к меньшему до тех пор, пока получится проволока требуемой толщины. Время от времени проволока прокаливается, чтобы придать металлу мягкость.
Так как в циайзене делаются отверстия разной формы, то и проволоку получают, смотря по желанию: круглую, полукруглую, квадратную, прямоугольную, звездчатую и проч.
Можно с помощью циайзена с отверстиями одной формы, например круглыми, протягивать проволоку разной формы: круглой, полукруглой, вида желобчатой полоски и проч.; для этого вставляют в отверстия циайзена железные или стальные вкладыши (сердечники), как это показано на фиг. 5 табл. I I. Заменяя одни вкладыши другими, можно получать проволоку разной формы.
Очень тонкие проволоки (диаметром менее 1 миллиметра) легко протягиваются через циайзен и без цибанка; для этого нужно тольхо укрепить циайзен на верстаке или в тисках и затем, захватив конец проволоки, пропущенный через циайзен, цицангами (фиг. 6 табл. II), тянуть его от руки.
Для некоторых изящных изделий и так называемых филигранных часто требуется проволока рифленая, т. е. покрытая мелкими углублениями (бороздами), идущими по винтовой линии; такая проволока приготовляется с помощью особой машинки, называемой "кордир-машиной". На фиг. 7 табл. П она показана в двух видах: спереди и сбоку. Между пластинками а а вращается с помощью рукоятки б зубчатое колесо в, зацепляющееся с шестерней г; эта последняя имеет полую ось, на конце которой находится патрон д; в патроне имеется четырехугольная вырезка (гнездо), в которую вставляются две плашки е е; чтобы плашки не выпали из гнезда, на патрон накладывают кружок к и привинчивают последний; в плашках сделаны в центре вырезы, так что сложенные вместе они образуют отверстие для прохода проволоки; стенки этого отверстия снабжены винтовой нарезкой, благодаря чему, если проволоку тянуть, как показано стрелкой, и в то же время вращать рукоятку, то на проволоке получится бороздочка, идущая по винтовой линии. Смотря по толщине проволоки, вставляют плашки с большим или меньшим отверстием. Сжатие плашек производится с помощью винта л.
Кордир -машины применяются, кроме того, для свивания нескольких проволок в одну, имеющую вид шнурка; в этом случае вместо патрона д на оси шестерен наставляют другой патрон, в котором на передней стороне укреплен крючок. Закрепляют за крючок проволоки и натягивают их одной рукой, в то время как другой приводят машинку в движение: проволоки свиваются и образуют шнурок.
Описанная кордир-машина имеет большое распространение на фабриках и в мастерских в Пфорцгейме в Германии.
Для получения фасонной проволоки со сложным рельефом Р. Брукман с С-ми в Гейльброне в Германии предложил изобретенный им особый прибор, называемый "шайденцангами", на каковое изобретение взял патент за № 24726
Шайденцанги показаны на фиг. 8 табл. П (вид спереди и сбоку). За неимением подробного описания этого прибора ограничимся лишь следующими объяснениями: проволока п вставляется во втулку в шайденцангов и укрепляется на токарном станке; втулка снизу имеет щель, в которую при нажимании на рукоятку р входит нож н и нарезает на проволоке желаемую форму. Для одних и тех же шайденцангов делается целый набор ножей разной формы и таким образом, меняя ножи, можно получать проволоку любого фасона. Нарезку начинали с одного конца проволоки и по мере нарезания перемещают шайденцанги по длине проволоки; указатель у служит для определения, на какую величину надо подвинуть машинку, чтобы нарезка выходила правильно.
Конечно, с помощью таких шайденцангов можно отделывать только толстую проволоку (т. е. стержни или прутья), которую можно укрепить и вращать на токарном станке.
Прибор для определения толщины проволоки
Для определения толщины проволоки служит прибор, называемый дикмассом (фиг. 9 табл. П). Он представляет собою круглую или продолговатую стальную пластинку около 1/4 дюйма толщиною, имеющую ряд просверленных цилиндрических дыр различного диаметра, от которых к краям пластинки идут прорезы. Дыры служат для измерения толщины проволоки; каждая из них обозначена номером; разница в диаметрах двух смежных номеров составляет 1/10 миллиметра. Прорезы служат для измерения толщины полос и листов.
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках... прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада. прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные... прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры... прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система... прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности. прочитать полностью >>
Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере... прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении? прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями. прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску... прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности. прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала. прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей... прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом! узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом! узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас! узнать подробности >>