Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

РУКОВОДСТВО ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРСТВА



Составил Нижегородский Губернский пробирер, Горный инженер А.И.Андрющенко.
Нижний Новгород. Типография Губернского правления, 1904.

Все схемы и рисунки, о которых говорится в книге, находятся в RAR-архиве (423 кб), вы можете его скачать с нашего сайта по этой ссылке:
Рисунки к книге, скачать...


Предисловие

Насколько мне известно, на русском языке нет специального руководства по золотых и серебряных дел мастерству. Разные сведения, относящиеся к выделке золотых и серебряных изделий, разбросаны во многих изданиях, например: сведения о лигировании золотых и серебряных сплавов и о их свойствах изложены в книге горного инженера Фан-дер-Флааса - "O сплавах золота и серебра"; сведения о спайке золотых и серебряных изделий помещены в механической технологии профессора Ледебура, а также в специальных руководствах по паянию; сведения о золочении и серебрении изделий находим во многих руководствах по гальванопластике.
Собрание таких сведений по разным руководствам представляет крайнее затруднение; кроме того, в большинстве случаев книги, в которых золотых и серебряных дел мастера могли бы найти полезные указания, изложены недостаточно популярно, а следовательно, не всегда доступны пониманию мастеров. Вот причины, по которым русские мастера лишены возможности получать сведения по мастерству из книг и приобретают их почти исключительно на практике.
Подобный способ изучения мастерства, как односторонний, нельзя признать рациональным. Этим объясняется у мастеров рутина и отсутствие сознательного отношения к тем или другим техническим приемам; благодаря последнему мастера нередко становятся в затруднение.
Сравнительно в лучших условиях находятся мастера, проживающие в столицах и вообще в крупных центрах, где имеются хорошо оборудованные мастерские или фабрики золотых и серебряных изделий; особенно же мастера, которые прошли курс ученичества на таких фабриках или в мастерских; здесь мастера по крайней мере получают хорошую практическую подготовку, а в дальнейшем имеют возможность приобретать еще новые сведения.
Провинциальные же мастера и особенно кустари поставлены в крайне неблагоприятные условия; пройдя весь курс ученичества в малых, плохо оборудованных мастерских, они усваивают самые элементарные технические приемы, с которыми весьма часто так и остаются навсегда. Мне приходилось встречать мастеров, которые не умеют паять золотых изделий золотым припоем или не умеют составить открас. Для провинциальных мастеров и особенно кустарей крайне необходимо устройство учебно-показательных выставок и мастерских, а также технических школ; кроме того, нобходимы руководства по золотых и серебряных дел мастерству.
Цель настоящей книги - дать мастерам главнейшие сведения по мастерству золотых и серебряных изделий, а именно: 1) о сплавах золота и серебра и способах выделки золотых и серебряных изделий, 2) о паянии, 3) о способах отделки изделий, 4) о золочении и серебрении и 5) об извлечении золота и серебра из разных побочных продуктов, получаемых в мастерских. Означенные сведения изложены в специальной части книги, кроме того, во 2 части "Приложения" помещены краткие сведения о химических материалах, применяемых в мастерских золотых и серебряных изделий.
Я нашел нужным ввести этот отдел в объем книги, исходя из того соображения, что сознательное применение химических материалов возможно только в том случае, когда известны свойства этих материалов. В конце книги еще имеется отдел дополнительных сведений, которые по разным причинам были пропущены при печатании книги. В изложении я старался, насколько мог, быть популярным.
Сознавая, что в настоящей книге найдутся недосмотры и погрешности, надеюсь, что к изданию отнесутся без излишней строгости и беспристрастно укажут мне на недостатки книги, принимая во внимание, что этот труд представляет собой первый опыт руководства по золотых и серебряных дел мастерству.
Заранее приношу мою благодарность всем, кто сделает мне указания относительно погрешностей и недосмотров, допущенных в книге, а также и относительно того, каких существенных сведений в ней не достает.
Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность управляющему Московским пробирным округом горному инженеру И. С. Лебедкину за полезные указания, а также за нравственную поддержку при составлении настоящего издания.
Главнейшими источниками при составлении предлагаемого руководства служили следующие издания:

R. von Kulmer. Hahdbuch fur Gold-und Silberarbeiter, 2-te verbesserte Auflage von D-r E. Eichler,1887.
А. Wagner. Gold, Silber und Edelsteine. Handbuch fur Gold und Silberarbeiter. Zweite Auflage. 1895.
J. Pritslaff "Goldschmied" Ein praktisches Hand-und Hilfsbuch fur Juwelior, Gold- und Silberschmied. Vierte verbesserte und vermehrte Auflage.
А. Розелер. Гальванопластика. Перевод с 5 издания П. Ф. Симоненко. 1894 г.
Г. Лангбейн. Полное руководство к осаждению металлов гальваническим путем. Перевод с 3 издания С. Н. Сазонова. 1896 г.
Л. Симонов. Паяние и покрытие одних металлов другими. Издание второе. 1900 г.
Р.Кайзер. Практическое руководство к обработке металлов химическим путем. Перевод со 2-го издания А.С.Комаровского, 1897 год.
Г.Эдвинсонг. Руководство спайки и лужения. Перевод инженера-технолога Ф.А.Данилова, 1894 год.
А.Фан-дер-Флаас. О сплавах золота и серебра, 1889 год.
Р.Фрезениус. Минеральный количественный анализ.Перевод с 6-го издания Н.Тавилдарова, 1875 год.
Н.С.Курнаков. Лекции пробирного искусства, читанные в Горном институте.
Д.И.Менделеев. Основы химии, 7-е издание, 1903 год.
И.С.Лебедкин. Об организации пробирного дела во Франции и желательности некоторых изменений в постановке этого дела в России. 1901 год.
А.А.Мурашкинцев.Золотые, серебряные и ювелирные изделия. ("Производительные силы России". Издание министерства финансов, составленное под общею редакцией директора Департамента торговли и мануфактуры В.И.Ковалевского).

А.Андрющенко

ОГЛАВЛЕНИЕ


Специальная часть

Сплавы золота и серебра и способы выделки золотых и серебряных изделий

Первая глава


Золото
Серебро
Сплавы золота
Сплавы серебра

Вторая глава

Расчет лигировки

Третья глава

Проба золотых сплавов на камне
Проба серебряных сплавов на камне

Четвертая глава

Плавка металлов
Плавка золота и его сплавов
Переплавка
Плавка для лигировки
Плавка серебра и его сплавов
Плавка опилок
Очистительная плавка
Плавка с селитрой
Плавка со свинцом
Плавка с антимонией (сернистой сурьмой)

Пятая глава

Отливка золота и серебра
Отливка в изложницы
Отливка в песчаные формы
Отливка в осса-сепии
Отливка с натуральных предметов (без модели)
Отливка мелких шариков

Шестая глава

Ковка золота и серебра

Седьмая глава

Приготовление блях и полос
Выгибание полос с помощью вальцов
Выгибание полос с помощью секенцугов

Восьмая глава

Приготовление проволоки

Девятая глава

Приготовление трубочек

Десятая глава

Выделка изделий с помощью молотка и наковальни
Молотки
Наковальни

Одиннадцатая глава

Штампование
Штампование вручную
Штампование при помощи шлягверков
Штампование с помощью фальверков
Штампование с помощью прессов

Двенадцатая глава

Чеканка

Тринадцатая глава

Обтачивание, рендерирование и выдавливание изделий на токарном станке
Обтачивание изделий (токарный станок и инструменты)
Рендерирование изделий
Выдавливание изделий

Четырнадцатая глава

Гравирование режущими инструментами
Инструменты
Гравирование вытравливанием

Пятнадцатая глава

Пробивание отверстий(просечка) в бляхах и полосах

Шестнадцатая глава

Инструменты для разрезания металла

Семнадцатая глава

Разные инструменты
Главнейшие виды закрепки камней

II. Паяние

Первая глава


Общие понятия и правила

Вторая глава

Состав припоев
Плавка припоев

Третья глава

Приборы и инструменты,применяемые при паянии

Четвертая глава

Работа спайки твердыми припоями
Паяние мягкими припоями
Распаивание

III. Способы отделки золотых и серебряных изделий

Первая глава


Отбеливание золотых и серебряных изделий

Вторая глава

Открашивание золотых изделий

Третья глава

Матировка золотых и серебряных изделий

Четвертая глава

Шлифование

Пятая глава

Полирование

Шестая глава

Эмалирование

Седьмая глава

Наложение на серебряные изделия черни
Оксидирование серебряных изделий
Придание изделиям старинного вида

Восьмая глава

Чистка золотых и серебряных изделий

IV. Золочение и серебрение изделий

Первая глава


Способы золочения и серебрения
Подготовка изделий к серебрению и золочению

Вторая глава

Золочение и серебрение натиранием
Золочение и серебрение погружением
Золочение и серебрение через огонь

Третья глава

Гальваническое серебрение и золочение

Четвертая глава

Золочение и серебрение пузырями

Пятая глава

Окрашивание изделий в радужные цвета(иризировка)
Инкрустирование

V. Извлечение золота и серебра из разных побочных продуктов

Первая глава


Обработка соров
Обработка шлифов и шламов

Вторая глава

Извлечение золота и серебра из ванн
Извлечение золота и серебра из старых предметов

Третья глава

Разделение слитков

Приложения

Металлы
Щелочи
Кислоты
Углекислые соли
Сернокислые соли
Азотнокислые соли
Хлористые соли
Хлорные соли
Цианистые соли
Бура
Понятие об удельном весе
Промывание осадков
Понятие о растворах
Китты
Дополнения

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.Сплавы золота и серебра и способы выделки золотых и серебряных изделий.

ПЕРВАЯ ГЛАВА

ЗОЛОТО

Золото представляет собой металл золотисто-желтого цвета, очень мягкий и тягучий; его можно расплющивать в тончайшие листики, в продаже такое золото называется сусальным или листовым, оно настолько тонко, что пропускает лучи света (зеленые); равным образом золото можно протягивать в тончайшую проволоку. Золото плавится при 1100', удельный вес его 19,5 , это значит, что золото в 19,5 раз тяжелее воды, взятой в равном объеме; с кислородом воздуха* оно не соединяется ни при обыкновенной температуре, ни в сильном жару, сплавы золота с медью при прокаливании покрываются налетом серовато-черного цвета, что происходит вследствие окисления меди; низкопробное золото (т. е. сплав чистого золота с большим количеством меди) даже при обыкновенной температуре со временем принимает некрасивый темный цвет. Чистое золото не растворяется в кислотах, и только одна царская водка (смесь соляной и азотной кислоты) действует на него, при этом оно превращается в хлорное золото, растворимое в воде. Если к раствору хлорного золота прибавить железного купороса, то из раствора выделяется металлическое золото в виде буроватого порошка. В промышленности золото применяется главным образом для выделки изделий - предметов роскоши и для чеканки монет.

СЕРЕБРО

Металл белого цвета, весьма ковкий и тягучий, плющится подобно золоту на тончайшие листы, называемые сусальным серебром; протягивается в весьма тонкую проволоку, из которой производятся так

* Воздух представляет собой смесь газов: кислорода н азота и незначительных количеств углекислоты, аммиака и водяных паров. Кислород действует на большинство металлов, при этом образуются особые соединения, называемые окисями металлов, например: окись меди, окись железа и прочее. Если такое соединение происходит при обыкновенной температуре, то говорят, что металл окисляется или ржавеет; если же оно происходит при прокаливании, то говорят, что металл горит.

называемые канительные изделия; плавится при температуре около 1000, а при нагревании свыше 1500' кипит; удельный вес его 10,5 , т. е. серебро в 10,5 раз тяжелее воды, взятой в равном объеме. Серебро хорошо растворяется в азотной кислоте, при этом получается азотнокислое серебро или ляпис, которое при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов; в соляной кислоте серебро не растворяется; в крепкой серной кислоте при нагревании растворяется, при этом получается сернокислое серебро, которое при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов; в слабой серной кислоте серебро не растворяется. Если к раствору азотно-кислого или сернокислого серебра прилить соляной кислоты или раствора поваренной соли в воде, то образуется хлористое серебро; последнее не растворимо ни в воде, ни в кислотах, а потому выделяется из раствора в виде белого осадка. В царской водке серебро не растворяется, вследствии образования нерастворимого хлористого серебра.С кислородом воздуха серебро не соединяется. Расплавленное серебро поглощает значительное количество кислорода, при застывании же кислород снова выделяется; при этом происходит бурное кипение и разбрызгивание металла.
Чтобы предохранить серебро от поглощения кислорода, при плавке засыпают в тигель угольного порошка или буры. Сплавы серебра с медью, подобно золотым сплавам, при прокаливании покрываются темным налетом вследствие окисления меди.
Серебро при нагревании соединяется с серой, при этом образуется особое вещество черного цвета - сернистое серебро; на этом свойстве основано чернение серебра (наложение чернети или ниэлло). От действия серной печени* серебро покрывается налетом серовато-черного цвета вследствие образования на поверхности металла сернистого серебра; на этом основано оксидирование изделий**. Серебро идет на приготовление монеты и разных изделий.

СПЛАВЫ ЗОЛОТА

Чистое золото слишком мягко и легко истирается, почему для выделки изделий оно предварительно сплавляется с другими металлами, чаще с медью и серебром, в редких случаях с платиной, палладием, сталью и кадмием. Сплавы золота с висмутом, сурьмой, свинцом, оловом и цинком вовсе не применяются для выделки изделий, потому что такие сплавы отличаются хрупкостью и, следовательно, не поддаются обработке молотом или в вальцах. Сплавы золота с медью и

*Серная печень представляет собою твердое вещество зеленовато-желтого цвета,растворимое в воде; оно имеется в продаже в аптекарских магазинах.
** Оксидирование серебра - название неправильное, потому что оно основано на образовании не окиси серебра, а сернистого.


серебром хорошо куются и прокатываются, но требуют при этом периодического прокаливания, так как металл при такой обработке делается очень твердым; прокаливание или, как говорят мастера, пожигание возвращает металлу мягкость, после чего он снова может подвергаться проковке или прокатке. Сплавы золота с серебром и медью тверже чистого золота, но плавятся легче последнего. Сплавы золота с платиной, сталью и палладием отличаются большой твердостью и тугоплавкостью, почему и применяются очень редко. Сплавы золота с кадмием довольно легкоплавки, но, благодаря хрупкости, также применяются редко.
Посторонние металлы в золотом сплаве называются лигатурой. Достоинство золотого сплава в России определяется "пробой", то есть указанием: сколько в каждом золотнике* золотого сплава содержится долей чистого золота; например, говорят: золото 56 пробы; это значит, что в каждом золотнике сплава содержится 56 долей чистого золота и 40 долей лигатуры (меди, серебра и других металлов); золото 72 пробы составляется таким образом, что в каждом золотнике сплава заключается 72 доли чистого золота и 24 доли лигатуры; золото 96 пробы будет чистое золото, то есть без лигатуры.
Узаконенными пробами в России считаются для золотых изделий 56-я, 72, 82, 92 и 94-я; для изделий золотобойного производства от 87 до 96-й включительно. Во Франции проба указывает, сколько в 1000 весовых частях сплава содержится чистого золота; например, говорят: золото 583 пробы; это значит, что каждая тысяча частей сплава состоит из 583 частей чистого золота и 417 частей лигатуры (583+417=1000).
Золото 583 пробы соответствует 56 русской пробе, золото 750 пробы соответствует 72 русской пробе. Нетрудно каждый раз вычислить русскую пробу, если известна нам французская; например, если нам дана 800 проба, то, чтобы узнать, сколько это составляет русских проб, надо 800 умножить на 96 (800х96=76800) и полученное произведение разделить на 1000, получим 76,8 русских проб.
Наоборот, зная русскую пробу, можно определить соответствующую французскую; для этого число, выражающее русскую пробу, надо умножить на 1000 и полученное произведение разделить на 96; например: если русская проба 60-я, то французская будет: 60х1000=60000; 60000:96=625.
В Германии достоинство золотого сплава определяется каратами; каждый карат соответствует 4 русским пробам, так что золото 14 каратов будет 14x4=56 русской пробы, 18 каратов - 18х4=72 русской пробы, 24 каратов - 24х4=96 русской пробы.
От качества лигатуры зависит цвет золота. Чем больше в лигатуре меди, тем золото краснее; содержание в лигатуре серебра делает

* Золотник - русская мера веса, равная 1/96 фунта, т. е. около 4,26 г.-Прим. издателя.

золото бледно-желтым, зеленым и даже почти белым; кадмий сообщает золоту зеленый цвет; сталь придает золоту серый, синевато-серый и даже синий цвет; платина - белый цвет, наконец, палладий- бурый цвет.
Применяя разные сплавы золота, получают изделия с разноцветными украшениями.
Приводим здесь состав разных сплавов золота.
Сплавы желтого цвета
14 частей чистого золота, 7 частей чистого серебра, 3 части красной меди (сплав 56 пробы).
14 частей чистого золота, 6 частей чистого серебра, 4 части красной меди (сплав 56 пробы).
18 частей чистого золота, 3 1/2 части чистого серебра, 2 1/2 части красной меди (сплав 72 пробы).

Сплавы красноватого цвета
14 частей чистого золота, 3 части чистого серебра, красной меди (сплав 56 пробы).
14 частей чистого золота, 2 части чистого серебра, красной меди (сплав 56 пробы).

Сплавы красного цвета
14 частей чистого золота, 1 часть чистого серебра, красной меди (сплав 56 пробы).
14 частей чистого золота, 10 частей красной меди, 7 частей 8 частей 9 частей (сплав 56 пробы).

Сплавы зеленого цвета
2 части чистого золота и 1 часть чистого серебра (сплав 64 пробы).
9 частей чистого золота, 2 части чистого серебра и 1 часть кадмия (сплав 72 пробы).
75 частей чистого золота, 11 1/2 частей чистого серебра, 4 1/2 части кадмия и 9 частей красной меди (сплав 72 пробы).
75 частей чистого золота, 12 1/2 частей чистого серебра и 12 1/2 частей кадмия (сплав 72 пробы).

Сплавы серого цвета
30 частей чистого золота, 8 частей чистого серебра и 2 части стали (сплав 72 пробы).
4 части чистого золота и 1 часть стали (сплав 77 пробы).

Сплавы синего цвета
3 части чистого золота и 1 часть стали (сплав 72 пробы). 2 части чистого золота и 1 часть стали (сплав 64 пробы).

Сплав белого цвета
11 частей чистого золота и 1 часть платины (сплав 88 пробы).

Сплав буровато-красного цвета
18 частей чистого золота, 11 частей чистого серебра, 13 частей красной меди и 6 частей палладия (сплав 36 пробы).
Этот сплав очень тверд и употребляется для подкладок под цапфы осей в механизмах часов.
Сплавы червонного золота
82 части золота, 10 частей серебра, 4 части красной меди (сплав 82 пробы).
82 части чистого золота, 4 части чистого серебра и 10 частей красной меди (сплав 82 пробы).
92 части чистого золота, 2 части чистого серебра и 2 части красной меди (сплав 92 пробы).
94 части чистого золота, 1 часть чистого серебра и 1 часть краснои меди (сплав 94 пробы).
Сплав червонного золота иногда составляют вовсе без серебра, т. е. с одной медью.

СПЛАВЫ СЕРЕБРА

Чистое серебро очень мягко, поэтому для выделки изделий его обыкновенно сплавляют с другими металлами, чаще всего с медью, иногда с медью и цинком и редко с кадмием, никелем и алюминием. Сплавы серебра с висмутом, сурьмой, оловом и свинцом не применяются для выделки изделий, благодаря их хрупкости. Сплавы серебра с медью тверже чистого серебра, но плавятся легче последнего; они хорошо куются и прокатываются, но при этом металл должно периодически прокаливать.
Сплавы серебра с никелем очень трудноплавки; чтобы облегчить плавку этих металлов, прибавляют в тигель немного фосфористой бронзы; никелевые сплавы серебра обыкновенно составляют из серебра, меди и никеля, а иногда еще и цинка; эти сплавы отличаются значительной твердостью и трудноплавкостью, поэтому редко применяются.
Сплавы серебра с медью и цинком хорошо обрабатываются молотом и в вальцах и довольно легкоплавки; сплавы серебра с медью и кадмием также отличаются хорошими качествами, они особенно пригодны для приготовления проволоки.
Металлы, входящие в сплав с серебром, называются лигатурой. Достоинство серебряных сплавов определяется, как и в золотых сплавах, пробой Узаконенными пробами в России считаются для серебряных изделий: 84, 88, 91 и 95, для листового (сусального) серебра от 87 до 96 пробы включительно, для изделий канительного производства из цельного серебра 94, 95 и 96, для изделий канительного производства из нового (сверленого) серебра от 14 4/10 до 86 4/10 пробы и для изделий канительного производства из накладного (вальцованного) серебра от 1 9/10 до 14 4/10 пробы включительно.
Во Франции достоинство серебряных сплавов определяется подобно золотым, т. е. указанием, сколько частей чистого серебра содержится в 1000 частях сплава. Русская 84 проба соответствует 875 французской пробе (84х1000=84000; 84000:96 875).
В Германии содержание серебра в сплаве определяется лотами; каждый лот соответствует 6 русским пробам, так что серебро 14 лотов будет 14х6=84 пробы, серебро 12 лотов - 12хб= 72 пробы, серебро 16 лотов - 16х6= 96 пробы.
Приводим здесь состав некоторых сплавов серебра.
Сплавы серебра с медью
84 части чистого серебра, 12 частей красной меди (сплав 84 пробы).
88 частей чистого серебра, 8 частей красной меди (сплав 88 пробы).
91 часть чистого серебра, 5 частей красной меди (сплав 91 пробы).
95 частей чистого серебра, 1 часть красной меди (сплав 95 пробы).

Сплав серебра с медью и цинком
84 части чистого серебра, 5 частей красной меди, 7 частей цинка (сплав 84 пробы).

Сплав серебра с медью и кадмием
84 части чистого серебра, 2 части красной меди, 10 частей кадмия (сплав 84 пробы).

Цвет всех перечисленных сплавов серебряно-белый. Кадмиевые сплавы, несмотря на хорошие их качества, редко применяются, благодаря дороговизне кадмия.

ВТОРАЯ ГЛАВА


РАСЧЕТ ЛИГИРОВКИ

Сплав золота с другими металлами называется лигированным золотом. Чтобы получить золото определенной пробы, необходимо вычислить, сколько по весу нужно взять каждого металла, входящего в сплав. Здесь на примерах мы покажем, как производится расчет лигировки.
1. Из сплава низшей пробы через прибавление сплава высшей пробы требуется получить сплав желаемой средней пробы.
Задача. Имеется 60 золотников серебра 70 пробы: спрашивается, сколько нужно прибавить чистоты, т. е. серебра 96 пробы, чтобы получить серебро 84 пробы?
Для простоты будем называть металл более низкой пробы- низшим сортом, металл более высокой пробы - высшим сортом, металл средней пробы - средним сортом. Решение задачи располагаем таким образом
вес низшего сорта
б0 золотн.

проба низшего сорта
70
проба среднего сорта
84

проба высшего сорта
96

84-70=14
96 - 84=12
(60х14):12=70 золотн.
Ответ: 70 золотников чистоты.
Правило: Вес низшего сорта надо умножить на разницу между пробой, которую желают получить, и пробой низшего сорта и произведение разделить на разницу между пробой высшего сорта и желаемой пробой.
Согласно этому же правилу решается и такая задача:
Имеется 60 золотников меди (или вообще лигатуры); спрашивается, сколько нужно взять золота 92 пробы, чтобы получить золото 56 пробы?
Эта задача отличается от предыдущей только тем, что вместо сплава низшей пробы взята медь (или лигатура), т. е. металл, вовсе не содержащий золота; в таких случаях проба обозначается 0 и решение задачи располагается по предыдущему:
вес низшего сорта
60 золотн.
проба низшего сорта
0
проба среднего сорта
56
проба высшего сорта
92

56 - 0=56
92-56= 36
Ответ: (60х56):36=93 1 /3 золотника

2. Из сплава высшей пробы через прибавление сплава низшей пробы требуется получить сплав желаемой средней пробы.
Задачи. Имеется 60 золотников золота 82 пробы; спрашивается, сколько нужно прибавить золота 48 пробы, чтобы получить золото 56 пробы?
вес высшего сорта
60 золотн.
проба нижнего сорта
48
проба среднего сорта
56
проба высшего сорта
82

56-48=8
82-56=26
Ответ: (60х26):8=195 золотников
Задача. Имеется 60 золотников золота 92 пробы; спрашивается, сколько нужно добавить лигатуры, чтобы получить золото 56 пробы?
Лигатура не содержит в себе золота и потому проба ее равна О.
вес высшего сорта
60 золотн.
проба низшего сорта
0
проба среднего сорта
56
проба высшего сорта
92

56-0=56
92-56=36

Ответ: (60х36):56=35 1/2 золотника.
Следовательно, лигатуры нужно прибавить 35 1/3 золотника. Зная общий вес лигатуры, легко вычислить, сколько нужно взять каждого металла, входящего в состав лигатуры, например: меди, серебра и других.
Правило: Вес высшего сорта надо умножить на разницу между пробами высшего сорта и среднего и произведение разделить на разницу между пробами среднего сорта и низшего.
Из двух сплавов разных проб приготовить определенное количество третьего сплава желаемой пробы.
Задача. Имеется два сорта золота 48 пробы и 72 пробы; спрашивается, сколько золотников нужно взять того и другого, чтобы получить 10 золотников золота 56 пробы?
вес среднего сорта
10 золотн.
проба низшего сорта
48
проба среднего сорта
56
проба высшего сорта
72

56-48=8
72-48=24
(10х8):24=3 1/3 золотника высшего сорта. 10 - 3 1/3= 6 2/3 золотников низшего сорта.

Задача. Из лигатуры и золота 72 пробы составить 40 золотников золота 56 пробы?
Вес среднего сорта
40
проба низшего сорта
0
проба среднего сорта
56
проба высшего сорта
72

56-0= 56
72 - 0= 72
(40х56):72=31 1 /9 золотника золота 72 пробы.
40 - 31 1/9 =8 8/9 золотников лигатуры.

Правило: Вес среднего сорта (т. е. того, который желают получить) надо умножить на разницу между пробами среднего и низшего сорта и полученное произведение разделить на разницу между пробами высшего и низшего сорта; частное укажет, сколько нужно взять высшего сорта; вычитая это число из веса, который желают получить, определяют, сколько нужно взять низшего сорта.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА


ПРОБА ЗОЛОТЫХ СПЛАВОВ НА КАМНЕ

Так как наименьшая допускаемая в России проба для золотых изделий 56-я и самые распространенные изделия 56 пробы, то мастерам постоянно приходится определять достоинство слитков в отношении того: ниже они 56 пробы или выше. Такое испытание очень просто и скоро делается с помощью пробирного камня, при этом мастер должен иметь следующие принадлежности:
1) пробирный камень, 2) пробирные иглы и 3) химический состав для производства пробы.
Пробирные камни имеются в продаже в специальных магазинах, производящих торговлю разными принадлежностями для золотых и серебряных дел мастеров; эти камни продаются в виде небольших правильной формы брусков ценою от 1 рубля и дороже, смотря по величине бруска. Хороший пробирный камень должен быть однородного черного цвета, однородного сложения, т. е. без прослоек и должен быть хорошо отшлифован. Перед употреблением камень слегка смазывается миндальным маслом и затем вытирается чистой тряпочкой; загрязненный камень очищается натиранием куском пемзы (с водой), причем, конечно, кусок пемзы должен быть отшлифован, чтобы не поцарапать камень.
Пробирными иглами называются маленькие пластинки, приготовленные из разных золотых сплавов; например: для сплавов 56 пробы делают пластинки из красного золота, т. е. лигированного одной медью, потом из золота, в лигатуру которого входит, кроме меди, и серебро (на 1 ч. серебра 3 ч. меди; на 1 ч. серебра 2 ч. меди и на 1 ч. серебра 1 ч. меди).
Проба игл должна быть точно определена. Мастера вместо пробирных игл обыкновенно пользуются клеймеными 56 пробы золотыми изделиями; чтобы не впасть в ошибку и в этом случае, нужно принимать в расчет цвет золота.
Химический состав для пробы золота приготовляется различно. Самый распространенный состав представляет собою раствор хлорного золота в воде. Чтобы получить такой состав для испытания золотых сплавов относительно 56 пробы, следует взять 1 грамм* кристаллического хлорного золота** и растворить его в 50 кубиче-

*Грамм представляет собою французскую единицу веса; он равняется 22 долям.
** Хлорное золото продается в аптекарских магазинах и в аптеках в стеклянных капсюлях по цене от 1 р. до 1 р. 30 к. за 1 грамм.


ских сантиметрах дистиллированной (т. е. перегнанной) воды. Полученный раствор надо держать в стеклянной закупоренной банке; для употребления его наливают в маленький флакончик с притертой и оттянутой в виде палочки стеклянной пробкой.
Другой состав для испытания сплавов на 56 пробу приготовляется так: берут на 150 ч. дистил. воды 98 частей (по весу) химически чистой азотной кислоты (удельного веса 1,4, или 42' по ареометру Бомэ) и 2 части химически чистой соляной кислоты (удельного веса 1,173, или 21' по Бомэ)** и смешивают кислоты с водой.
Производство пробы на камне делается таким образом: натирают на камне черту испытуемым золотом (делают при этом определенное число натираний, например 50), затем рядом делают такую же черту пробирной иглой подходящего цвета (таким же числом натираний) и с помощью стеклянной палочки смачивают обе черты каплей состава; дают действовать составу на черты около 1 минуты, затем снимают каплю состава пропускной бумагой и смотрят, на какую черту состав подействовал сильнее; если на испытуемом золоте получилось более темное пятно, чем на пробирной игле, то это укажет, что оно ниже ее; если наоборот - на пробирной игле пятно темнее, то испытуемое золото выше, т. е. более высокой пробы; если пятна одинаковы, то и пробы сплавов одинаковы. Заметим еще, что если золото отбелено или окрашено, то для испытания его на камне необходимо сначала удалить с поверхности слой отбела или откраса шаброванием, так как иначе можно впасть в ошибку и определить достоинство золота значительно выше действительного. Испытание золота на камне настолько точный способ, что разница в одну пробу (например, золото 55 и 56 пробы) уже различается.
Первый состав, т; е. раствор хлорного золота, применяется для пробы сплавов разного цвета, причем чем больше в лигатуре серебра, т. е. чем сплав бледнее, тем действие состава сильнее (пятно получается темнее); для красных сплавов, т. е. легированных одной медью, этот состав не следует применять, так как на них получается пятно светло-желтого цвета и низкопробное золото можно принять за высокопробное; в этом случае нужно применять второй состав, т. е. кислотный.
Приведем в заключение еще рецепты составов для испытания золота на 48 и 72 пробу. Составом на 48 пробу служит химически чистая азотная кислота уд. веса 1,4, т. е. 42' по Бомэ; такая кислота на золото выше 48 пробы не оказывает влияния, а на золото ниже 48

* В аптекарских магазинах имеются в продаже особые стаканчики с делениями в 1 куб. сантиметр каждое; таким стаканчиком легко отмерить требуемое количество жидкости.
** В продаже имеются кислоты разной крепости; крепость их определяется или удельным весом или числом градусов по ареометру Бомэ.


пробы действует, причем на камне получается пятно более или менее темное.
Состав для испытания золота на 72 пробу приготовляется из 98 ч. химически чистой азотной кислоты удельного веса 1,34, или в 37 по Бомэ, 2 ч. химически чистой соляной кислоты удельного веса 1,173 и 25 частей (по весу) дистиллированной воды.
Имея составы для 48, 56 и 72 проб и иглы этих проб, можно ближе определять достоинство данного сплава, например: если проба на камне укажет, что сплав ниже 56 пробы, то, произведя испытание еще составом на 48 пробу, можно определить, выше или ниже он 48 пробы.
Точная проба золотых сплавов определяется огневым способом, для чего берут стружки от сплава и подвергают их плавке со свинцом на особых чашечках из костяной золы в муфельной печи, как это описано в главе "Плавка со свинцом".

ПРОБА СЕРЕБРЯНЫХ СПЛАВОВ НА КАМНЕ

Так как в серебряные сплавы обыкновенно входит медь, то достоинство их можно определять приблизительно по цвету; для этого нужно иметь по крайней мере три пробирные иглы: 48, 72 и 84 пробы; натирают на камне черту испытуемым сплавом и рядом такую же черту иглой и сравнивают их цвета; если, например, черта от сплава белее черты от иглы 48 пробы, но желтее черты 72 пробы, то это укажет, что содержание серебра в сплаве выше 48 пробы, но ниже 72 пробы.
Надо, однако, иметь в виду, что есть сплавы, не содержащие серебра, но по цвету подходящие к нему, поэтому, чтобы не впасть в ошибку, нужно сначала определить, есть ли серебро в данном сплаве, а затем уже по цвету черты на камне можно судить и о пробе. Для отличия серебряных сплавов от композиции, т. е. сплавов, не содержащих серебра, применяется такой состав: берут на 32 ч. дистил. воды 4 ч. крепкой серной кислоты и 3 ч. (по весу) двухромовокислого калия. Поверхность сплава обмывают винным спиртом, потом водой и затем смачивают ее каплей означенного состава; если серебро в сплаве имеется, то от капли получается кровяно-красное пятно; можно также натереть черту на камне и смочить ее каплей того же состава- получается такое же пятно; если серебра в сплаве нет, то пятно получится черного или желтого цвета.
Если сплав серебра выше 72 пробы, то с помощью особого состава можно еще определить, выше или ниже он 84 пробы.
Такой состав можно приготовить из ляписа: взять один грамм кристаллического ляписа, растворить его в 50 кубических сантиметрах дистиллированной воды, затем добавить к раствору несколько капель химически чистой азотной кислоты и хорошо взболтнуть полученную жидкость. Если на камне натереть черты серебром 84 пробы и, например, 80 пробы и смочить эти черты каплей состава, то получится очень заметная разница, а именно: на серебре 84 пробы проявится слабое белое пятно, тогда как на серебре 80 пробы - густое белое пятно.

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА


ПЛАВКА METAЛЛОB

Плавка более или менее значительнык количеств золота и серебра производится или в обыкновенных кузнечных горнах, или в особых плавильных горнах, или, наконец, в газовых печах. Плавка малых количеств золота и серебра (например, несколько золотников) производится на куске древесного угля с помощью паяльной трубки. Для получения высокого жара в горнах употребляется древесный уголь или еще лучше - смесь угля с коксом. Газовые печи имеются в продаже; они очень удобны для плавки, но могут быть применяемы только там, где проведен газ. Мы ограничимся здесь описанием устройства неподвижного самодувного горна и Зефштремского горна с дутьем.
На фиг. 1, таблицы 1 показан вертикальный разрез самодувного горна: А - рабочее пространство, куда засыпается уголь и ставится тигель с металлом, оно делается квадратного или круглого сечения, к - чугунные колосники, Б - зольник, В - боровок, Д - дымовая труба, К - крышка, которою закрывается рабочее пространство горна (она показана отдельно), крышка состоит из железной рамы, выложенной снизу огнеупорным кирпичом; она на шарнире может подниматься и опускаться с помощью блока, М - фундамент. Внутренние стенки рабочего пространства и боровка выкладываются из огнеупорного кирпича. Чтобы управлять тягой воздуха, в боровке или в дымовой трубе устраивают заслонку, а зольник снабжают дверкою.
Размеры горна зависят от количества металла, которое желают расплавлять в один прием. Задаются наибольшим количеством проплавляемого металла и определяют, какой величины потребуется для этого тигель, а по размерам тигля уже определяют размеры горна. Поперечные размеры рабочего пространства должны быть по крайней мере в два раза более диаметра тигля, чтобы тигель был окружен достаточной толщины слоем угля; но слишком широким рабочее пространство не следует делать, так как в этом случае много угля будет сгорать непроизводительно. Поперечное сечение боровка и трубы делается равным половине сечения рабочего пространства, дверцы зольника такого же размера. Вновь выложенный горн должно сначала хорошо просушить и только потом можно нагревать его до красного каления; если горн недостаточно просушен, то при сильном нагревании он легко может дать трещины. В самодувном горне сильнейший жар получается не непосредственно у самых колосников, а несколько выше, а именно: на высоте около двух вершков над колосниками. Поэтому тигли никогда не следует ставить прямо на колосники, а на подставку из огнеупорного кирпича. Задувают горн сначала древесными углями, а когда последние раскалятся, забрасывают кокс.
Самодувные горны делаются иногда с боковым отверстием для вставки тиглей; в таком случае сверху рабочее пространство закрывается сводом.
В самодувном горне легко плавятся: золото, серебро, медь и другие металлы; но не удается сплавить трудноплавкие металлы, каковы: платина, никель, железо; для последней цели применяются горны с дутьем, в которых развивается более сильный жар, чем в самодувном горне.
Здесь мы опишем только горн Зефштрема (фиг. 2 - разрез вертикальный; фиг. 3 - разрез горизонтальный, табл. I). Он состоит из двух цилиндров а и б (из котельного железа), вставленных один в другой и наглухо между собою соединенных; внутренний цилиндр выложен внутри огнеупорным кирпичом (из смеси 1 ч. огнеупорной глины с 3 - 4 ч. толченого кварца). В пространстве между двумя цилиндрами В притекает по трубке m воздух, нагревающийся здесь и входящий в горн по 8 фурмам Ф (конические трубки из листового железа). Тигель ставится на подставку из огнеупорной глины и обсыпается кругом древесными углями или смесью углей с коксом.
В этом горне хорошо плавится железо, никель, сталь и сплавы их с золотом и серебром; но платину трудно расплавить; для плавки платины лучше применять печи Сен-Клер-Девиля, в которых пользуются пламенем гремучего газа (смесь газов водорода и кислорода).
Металл, подлежащий плавке, помещается в тигель. В продаже имеются глиняные, графитовые и известковые тигли. Хороший тигель не должен иметь никаких трещин, равным образом не должен давать трещин при накаливании в жару. Во всяком случае новый тигель не следует сразу ставить в сильный жар, а должно предварительно его постепенно прокалить, и если при этом он не даст трещин, то может быть подвергаем более или менее скорым и сильным накаливаниям. Графитовые тигли обыкновенно применяются для переплавки золота или серебра в слитки (например, для плавки лома золота или серебра) и для плавки золота и серебра с другими металлами для получения лигированных слитков;
для последней цели графитовые тигли особенно пригодны, так как стенки их гладки и потому металлические частицы при отливке не задерживаются на них. Глиняные тигли обыкновенно применяют в тех случаях, когда плавка производится с целью очистки золота или серебра от вредных примесей, так как при этом металл плавится с селитрой, а последняя сильно разъедает стенки у графитовых тиглей. При переплавке жидкий металл выливается из тигля в изложницу и тигель может снова служить; хороший графитовый тигель может перенести около 10 плавок. При очисти- тельной плавке металл не выливается из тигля, а последний охлаждают и затем разбивают, при этом наверху окажется хрупкий шлак, а на дне тигля - металл; шлак удаляется простым отбиванием. Таким образом, глиняные тигли обыкновенно служат только на одну плавку. Известковые тигли применяются для плавки платины, как более огнестойкие.
Плавку незначительных количеств золота и серебра производят на куске древесного угля; для этого берут плотный уголь (лучше липовый), вырезают в нем углубление и прокаливают с помощью паяльной трубки; прокаливание делается, чтобы очистить уголь от серы, которая в незначительном количестве всегда входит в состав угля, а также чтобы убедиться, что уголь не растрескивается при прокаливании.
В углубление помещают металл и затем уголь накрывают другим углем (крышкой), последнему придают такую форму, чтобы он с передней стороны, откуда будет производиться дутье паяльной трубкой, не закрывал собою металл. Верхний уголь не допускает притока холодного воздуха к металлу, и, кроме того, он накаливается одновременно с нижним углем, благодаря чему развивается сильный жар.
Нижний уголь часто обмазывают толстым слоем глины, чтобы предохранить его от растрескивания. Что касается паяльной трубки и ламп, применяемых для плавки на угле, то они описаны ниже в главе "Паяние".

продолжение книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна