Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. О ЖИЛИЩНОЙ АРХИТЕКТУРЕ


Если мы обратимся к истории, то не найдем — как бы бедна ни была эпоха - ни одной частной постройки, которая не отвечала бы потребностям возведшей ее цивилизации. В античности, в Азии, как и на Западе, а также на протяжении средних веков жилища действительно представляли собой как бы наружную оболочку нравов, привычек и жизненного уклада их обитателей. Нужно дойти до нашей эпохи, запутавшейся во всем, чтобы найти часто явное и всегда необъяснимое противоречие между повседневными действиями и потребностями людей и их постройками. Я не буду исследовать, почему, в результате какого последовательного ряда ложных идей, мы дошли до этого; достаточно констатировать тот факт, что в девяти случаях из десяти построенные нами жилища не соответствуют нашим потребвостям. Это легко доказать.
Прежде всего, нужно различать среди них разные типы жилища.
В городах встречаются: 1) особняки, 2) дома среднего достоинства, 3) доходные дома, составляющие большинство частных построек в Париже. Загородные дома разделяются на: 1) виллы, 2) дачи. Мы оставляем в стороне замки, так, как они уже рассматривались в этом труде. Нет необходимости говорить о том, что программы этих различных жилищ существенно разнятся между собой и, следовательно, их наружный вид должен быть отнюдь не одинаков.
Но начнем издалека, не углубляясь, впрочем, в античность, о которой мы к тому же достаточно распространились в наших беседах; тем более, что хотя у нас и имеются точные данные относительно жилищ в маленьких провинциальных античных городах, каковы Помпеи, хотя мы знаем, что в Риме существовали дома в несколько этажей, в которых сдавались квартиры. Но о последних видах жилищ мы располагаем лишь весьма неопределенными сведениями.
Большой доходный дом представляет собой постройку недавнего происхождения: до ХVI ве во Франции в каждом доме жила только одна семья. Люди, у которых не было своего дома, жили в гостиницах или в группах домов, принадлежавших феодальным сеньорам, капитулам, монастырям, сдававшим эти помещения часто с мебелью. Фактически для сдававшихся в наем жилых помещений особой планировки не существовало. Обычай строить дома с этой целью появился не ранее ХVII века. Хорошо ли выполнялась программа? Конечно, нет; и в этом отношении наши новые дома лучше планированы в соответствии с программой, чем дома во времена Людовика ХIII. Сказано ли этим, что они вполне удовлетворяют современным потребностям? Еще нет. Разрешима ли эта проблема? Разумеется. Но нужно отбросить рутину и художественные традиции, которые здесь не причем. Но будем следовать намеченному нами порядку, — начнем с особняков.
Особняк обычно стоит изолированно, т. е. он, как здание, не имеет никакой общей стены с соседними или по крайней мере общность владения ограничивается лишь маловажными пунктами. В силу этого у него имеются свои собственные дворы, подъезды и часто свой сад. В ХVI, ХVII и ХVIII веках было построено множество особняков.
Особняк был построен между двором и садом, все его окна прорезаны с внутренней стороны, а со стороны улиц, в те времена часто весьма узких, находились только двери и службы. Эти постройки очень редко имели вглубину две комнаты, и главные помещения выходили, таким образом, окнами во двор и в сад. Внутренняя планировка была проста: вестибюль, выходящий на главную лестницу, комната, в которой проводили время члены семьи; затем передняя (предспальня), которая действительно предшествовала спальням с их уборными и гардеробными. В этом еще сказывались остатки планировки жилищ сеньоров, жилищ, всегда разделенных на дне обособленные части, предоставленную посевителям, и часть, отведенную под жилье в собственном смысле слова. Можно даже сказать, что этот обычай восходит еще к античности. В крыльях — службы, кухни, людская, кладовые и т. п. Кухни устроены насколько возможно дальше от комнат И хорошо проветриваются. В особняке — множество служебных лестниц, всегда расположенных так, чтобы прислуге был обеспечен быстрый доступ в комнаты верхних этажей. Особняк Лионн, построенный Лево на улице Пти-Шан, является типичным образцом этого рода жилищ ХVII века. План этого особняка имеется в большом Маро.*
Хорошо расположен садовый фасад с фланкирующими его частями, дающими разнообразие видов и возможность лучше использовать солнце. Удачна общая планировка, обеспечивающая наличие необходимого количества окон для каждого служебного помещения, остроумно расположение внутренних перегородок, при котором избегаются слишком большие пролеты. Что касается фасадов, то орнаментация их скупа, а линии удачно найдены.
Мы строим теперь особняки, которые в отношении размеров и значительности не уступают особняку, взятому нами в качестве примера среди сотни других. Дадут ли эти новые постройки будущим поколениям вполне точное представление о привычках нашего высшего общества? Боюсь, что нет. Много реминисценций из прошлого, своеобразная аффектация роскоши, а способы выполнения часто посредственные. Монументальный внешний вид, за которым открываются буржуазные привычки, которые я отнюдь не порицаю, но которые и не следовало бы скрывать. Несколько мизерный «комфорт», который кое-как ютится под наружностью, простой, величественной и пренебрегающей тем тесным уютом, который наиболее ценит наше общество. Ни одной формы, которая была бы правдивым отражением наших современных нравов, и мало изобретательности.
Англичане, несколько менее тщеславные, чем мы, и более практичные, лучше нас справляются с программами особняков. По крайней мере они редко придают своим зданиям монументальный внешний вид, так мало гармонирующий с обычаями частной жизни нашего времени.
Десять раз можно пройти в Лондоне мимо особняков, пышных внутри, не подозревая, что за этими простыми фасадами, лишенными всякой архитектонической претензии, скрываются превосходная распланировка и украшенные помещения, в которых живется удобно и легко.
У каждого народа свои вкусы, и мы отнюдь не настаиваем на том, чтобы внешности наших особняков придавалась пуританская простота, чуждая вашим вкусам, но по крайней мере не будем же лишать всякого здравого смысла (который никогда ничего не портит) наши жилища, хотя бы княжеские, и постараемся, раз мы ценим внешний вид, чтобы этот внешний вид отвечал внуреннему расположению помещений.
Если мы отправимся на Канале Гранде в Венеции, дворцы, построенные в одну и ту же эпоху, поразят нас своим сходством.
Нет необходимости входить в эти жилища, чтобы тотчас же угадать их внутреннюю планировку. Никогда программа не выполнялась с такой правдивостью. Всем известно, что венецианские особняки или дворцы обычно обращены одной стороной к каналу, а другой выходят на «саllе», или улицы для пешеходов. Длинный вестибюль проходит через все здание и имеет один или два выхода на канал и один выход на улицу. Направо и налево расположены служебные помещения: комната привратника, людские, кухня, буфетная, чуланы и т. д. С одной стороны вестибюля, а иногда в конце его, проходит парадная лестница, приводящая в большой зал второго этажа, соответствующий вестибюлю. Направо и налево в него выходят жилые комнаты. Это расположение повторяется и в других этажах.
Планы на рис. 45 дают общее представление о том, с какой последовательностью выполнена программа.* Передний фасад этого дворца выходит на широкий канал, его задний фасад—на «саllе», одна из его сторон— на маленький канал. Такая планировка часто встречается.

*Этот план является, так сказать, типовым для целого ряда жилищ начала ХV века, в основе композиции которых лежит идентичный замысел, выполненный в большем или меньшем масштабе.

В А — крытая площадка, служащая пристанью. За ней вестибюль В, ведущий прямо к парадной лестнице. В С открывается служебная дверь на «саllе»; в Р — дверка на маленький канал, по которому в лодке привозят провизию. В F —дворик с цистерной, в которую стекает вода с крыш. В Е — буфетная, а в D — кухня. Комната привратника находится в I. В Н — людские, кладовые, чуланы и т. д. Служебная лестница проходит в G.
Во втором этаже К обозначает большой зал, М — кабинет или маленькую гостиную, а L — спальни с гардеробными.
Чтобы дать более ясное понятие об общем впечатлении, производимом выбранным здесь архитектурным решением, на табл. ХIV приведен разрез здания по аb, показывающий, как ясно выявлена снаружи внутренняя планировка.
Венеции важно было не потерять даром ни одной пяди земли. В этом городе, где каждый участок приходится отвоевывать у лагуны, нельзя было думать об устройстве дворов или садов.
Здание всегда должно было представлять собой в плане совокупность нескольких построек, — то, что мы называем «павильонной системой». Этот большой внутренний воздушный резервуар, щедро освещенный с одного конца, прохладный летом, когда жара в городе невыносима, теплый зимой, когда бывают довольно сильные холода, обладал преимуществами, которых не мог дать двор; кроме того, он использовался, а самое главное было использовать всю площадь этого участка, приобретаемого такой дорогой ценой. К концу ХVI века венецианцы, не отступая от основных расположений плана, пожелали, следуя моде того времени, возводить симметричные фасады, представлявшие собой ничем непрерываемые на всем протяжении архитектурные ордера.
Поэтому, из любви к ордерам, они исказили свою программу. Как в центральном зале, так и в боковых помещениях были прорезаны оконные проемы одинакавой величины и формы, что было бессмысленно; но не нам упрекать их за это, поскольку мы каждый день делаем то же самое.
В этих венецианских дворцах выходы удобны и многочисленны, и эти выходы на сушу и на воду позволяли обитателям выходить и входить в здание, не привлекая ничьего внимания.
Римский дворец ХVI века устроен совсем иным образом. В Риме не было недостатка в площади, античные традиции были более жизнеспособны. Римский дворец состоит обычно из внутреннего двора с портиками и расположенных вокруг него помещений, которые занимают всю ширину здания и двери которых выходят в портики, повторяющиеся в каждом этаже. Это — расположение imрluvim'а античного дома. Здесь мы также находим большой зал; но это — «галлерея», назначение которой уже иное, чем венецианского большого зала. Галлерея — это уже дань тщеславию. Здесь происходят торжественные приемы, здесь даются празднества. Семья в ней не собирается, галлерея не занимает центрального места, она, наоборот, расположена возможно дальше от жилых комнат. Пышные лестницы занимают относительно большие пространства; симметричным, лишенньм выступов фасадам можно поставить в упрек утомительную монотонность.
Та же программа и во Флоренции и в большинстве южных итальянских городов, — никакого комфорта, но вполне ясное стремление к внешнему великолепию... И действительно, все эти жилища имеют горделивый вид. Но их можно упрекнуть в том, что в них не видно отпечатка привычек их прежних обитателей. В то время как кажется, что живешь одной жизнью с гражданами Помпей, и что достаточно нескольких часов, чтобы узнать их повседневные привычки, дворцы нового Рима как будто всегда были необитаемы. Это обширные, иногда великолепные здания; они как будто ждут поколения людей, которое едва ли когда-нибудь явится, чтобы наложить на их стены тот человеческий отпечаток, без которого всякое здание оставляет вас холодным и равнодушным.
Нельзя отрицать того, что одно из самых сильных очарований искусства прошлого заключается именно в том, чтобы заставить зрителя зажить той цивилизацией, которая его создала. Добрая часть произведений искусства привлекает и глубоко волнует нас потому, что напоминает нам об обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и что, разглядывая их, мы как бы видим, как проходят длинной чередой все поколения, которые внимательно разглядывали их до нас. Лишите его этого очарования (хотя это невозможно), и произведение, как бы оно ни было прекрасно, потеряет значительную долю своей прелести. Вот почему подделки, как бы замечательно они ни были сделаны, производят лишь очень слабое впечатление и волнуют душу так же мало, как апокрифические мемуары.
По-моему, в жилых домах, построенных французскими архитекторами до ХVII века, пленяет то, что эти художники никогда не насиловали свою природу. Они наивно, самыми простыми средствами, удовлетворяли запросы своего времени. Но, чтобы быть наивным и простым в искусстве, нужно обладать силой, а все богатства, заимствуемые во славу нашей эпохи, утонченный эклектизм, скрывают, в сущности, по меньшей мере неизлечимую слабость, а часто глубокое невежество.
Одним из наиболее интересных для изучения произведений является книга Пьера ле Мюэ. Этот архитектор начинает с описания дома мелкого буржуа, дома с фасадом в одно окно; последовательно он доходит сначала до небольшого, а затем до больших особняков, подобных особняку Дано, построенному им на улице Сент-Авуа. В этих жилищах, предназначенных для людей различных состояний, от самого незначительного вплоть до княжеского, мы находим верный отпечаток обычаев того времени. Целое общество, от нижних до верхних ступеней, отражается в этом остроумном подборе построек. Все связано между собой, каждому образцу отведено то место, которое он должен занимать в действительности, и поэтому он получает соответственное значение. Здания обычно глубиной в одну комнату; широкое расположение, уже не подходящее для наших привычек, но в точности удовлетворявшее условиям программ того времени.
Напомним, что здания глубиной в одну комнату — а таковы до конца ХVII века обычно были наши особняки — обладали тем преимуществом, что их легко было проветривать. Это представляло трудности в отношении плаyировки внутренних подсобных помещений, но нужно признать, что прежние архитекторы в своих планах искусно выходили из положения и не теряли попусту площадь, которую мы теперь принуждены отводить под темные, непроветриваемые и в общем весьма мрачные коридоры и переходы. Изучая эти старые планы, мы видим, что они точно воспроизводили программы, выдвинутые привычками высшего класса. Когда к началу ХVII века архитекторы подчинились моде на симметрично расположенные проемы и осевые решения, им легко было удовлетворить эти новые требования благодаря простоте планов. Постройки глубиной в одну комнату, естественно, нетрудно было приопособить к этому симметричному расположению и хотя архитекторы часто прибегали к ухищрениям, чтобы удовлетворить художественные требования, но дело никогда не доходило до насилия над планом и до искажения внутреннего расположения помещений.
Эти планировки мало изменяются в течение ХVI и ХVII веков; мы их находим в особняках Клюни, ла-Тремуай, относящихся к концу ХV века, и в особняках, построенных в царствование Людовика ХV.
План на рис. 46 является типичным примером планировки особняков на севере Франции: главное здание по возможности стоит между двором и садом, сбоку расположены служебные дворы, непосредственно сообщающиеся с парадным двором.
Широкий вестибюль А имеет вход по оси двора. В этот вестибюль вносили портшезы. С одной стороны находятся главная лестница и комната а, в которой принимали людей, пришедших по делу. С другой стороны, в В, помещается то, что называли приемной, т. е. комната для ожидания, предшествовавшая жилым аппартаментам. Далее, в С — комната, служившая интимной гостиной.В D— столовая с кладовой Е. Кухня помещается в F, а в G — людская, соответствующая современной буфетной. В Н— комната с большим альковом, уборные и гардеробные.
На черный двор выходили каретные сараи R и конюшни I. Рядом с кухнями, в К— кладовая для провизии; в L — сарай для карет и портшезов. ожидающих гостей, в М — привратницкая.
Таким образом, первый этаж занимали аппартаменты хозяев. Большой зал для приемов отсутствует; столовая невелика, ибо тогда, за исключением особых случаев, приглашали к обеду только близких.
Комнаты для приема гостей расположены во втором этаже. Они состоят (рис. 47) из так называемых: зала А и приемной В, которая фактически служила комнатой, где гости обычно ожидали хозяйку, а также гостиной, предназначенной для приемов в торжественные дни; затем галлерея G с часовней С. Два аппартамента в D выходили в приемные комнаты и имели отдельные подсобные помещения. Другие жилые номнаты были расположены в Е над помещениями при входе и предназначались для домашних. Слуги жили в чердачных помещениях, а конюхи — над конюшнями.
Мы видим, что эта планировка с незначительны вариантами применяется в большинстве особняков ХVII века. Существует резкое различие между помещениями, отведенными для сношений с внешним миром, и жилыми комнатами, в которых протекает частная жизнь обитателей особняка.
Имеются служебные лестницы для всех аппартаментов, а во втором этаже большие приемные обеспечивают сообщение между жилыми аппартаментами. Со стороны улицы расположены подсобные помещения и людские. Аппартаменты хозяев и залы, предназначенные для приема гостей, выходят только в сад и на парадный двор. Все это просто, ясно, а большие симметрические композиции, принятые в ХVII веке, гармонируют с этой простотой плана.
Труды ле Мюэ и Маро доступны всем архитекторам; поэтому легко составить себе ясное представление о внушительном стиле этих жилищ, и нет нужды подробно распространяться о планировке особняков ХVII века.
Чтобы приспособить приведенные нами планы к современным нуждам, в них, разумеется, пришлось бы внести значительные изменения.
Симметрия часто служит крайней помехой в наших современных постройках, принуждая насиловать планы, применять неудобное и фальшивое расположение помещений и терять драгоценную площадь. Когда по фасаду были расположены комнаты почти одинаковых размеров, было естественно, например, освещать эти комнаты окнами одинаковой величины; но когда нужды обитателей особняков требуют смежного расположения очень больших и очень маленьких комнат, то не только смешно, но и чрезвычайно неудобно пробивать во всех этих помещениях окна равного размера и делать эти помещения одинаковой вышины. Этот принцип, значение и ценность которого нельзя оспаривать, открыто применялся в ХVI веке; в то времи допускалось размещение очень больших зал рядом с очень узкими кабинетами. Действуя с похвальной свободой, в то время не отказывались ни от выступов, ни от ломаных планов (что давало разнообразие видов и благо приятную ориентацию), ни от открытых или закрытых лоджий, ни от антресолей, ясно выявленных снаружи, ни от проемов, которые пробивались в комнатах не ради осей, а ради удобства сообщения или освещения. Такая свобода значительно облегчила бы задачу архитекторов, занятых постройкой особняков, если бы они пожелали воспользоваться ею и если бы их клиенты не стремились больше всего выставлять напоказ величественно - симметричную наружную архитектуру.
Должен еще прибавить, что при этих условиях можно было бы построить лучшие и менее дорогие здания, чем те, которые без всякого основания принято строить в наши дни.
Я понимаю, что для многих честных людей забыть так называемые законы симметрии равносильно своего рода кощунству, презрению к древним и здоровым традициям, как будто самые древние традиции — и следовательно, самые уважаемые в глазах людей, верящих в уважение к традициям — не находятся в явном противоречии с этими мнимыми законами, которые к тому же в общем весьма недавнего происхождения.
В архитектуре же искусство состоит именно в том, чтобы облечь всякий предмет в формы, подходящие к этому предмету, а не в том, чтобы построить монументальную коробку и задним числом ломать себе голову, как расположить предметы в этой коробке.
Для каждого архитектора, достойного этого звания, хорошо составленная ясная программа, не дающая повода к ложной интерпретации, — это уже наполовину найденный проект, однако при том условии, что он подчинится ей во всех пунктах, выполнит все ее требования, полностью не удовлетворится ничем приблизительным и не постарается скрыть невыполнение некоторых условий под соблазнительвой внешностью архитектурвото ордера.
Хотя в современном особняке сочетание служебных помещений сложно и планировка его куда более диференцирована, чем прежде, он все же подчиняется тем же условиям, которые изначально предъявлялись к такого рода жилым постройкам. Одна его половина отведена для приемов, для сношения с внешним миром, другая предназначается для домашней жизни. Если в некоторых случаях обе эти половины и сообщаются между собой, то в повседневной жизни они совершенно обособлены. Их разграничение вдвойне выгодно, и в отношении обслуживания, и с точки зрения экономики. Нужно заметить, что в старых особняках программы первоначально вырабатывались по этому принципу, в наше время, может быть, более властному, чем в прежнее. Делят ли особняк на две ясно различимые части, — одну, заключающую в себе аппартаменты для приемов, и другую — жилые комнаты, отводят ли один этаж под первые, а другой — под вторые, такое деление остается, повидимому, главным условием. Но со строительной точки зрения всегда неудобно и затруднительно помещать сравнительно небольшие комнаты и лабиринт служебных помещений над большими комнатами. Это одна из причин, которые, вероятно, вызвали в планах старых особняков расположение парадных аппартаментов во втором этаже, а жилых комнат в первом. Конструктивные условия требовали расположения сравнительно легкой постройки над той, которая была более тяжелой вследствие многочисленных перегородок. Однако трубы каминов, необходимых во множестве комнат первого этажа, не легко провести через значительно более крупные помещения, расположенные над ними. Кроме того, для наших современных привычек удобнее, когда жилые комнаты помещаются во втором, а не в первом этаже; ибо весьма немногие особняки располагают обширными дворами и садами, скрашивающими жизнь в первом этаже. Следовательно, нужно ожидать, что в девяти случаях из десяти программа, данная архитектору потребует устройства парадных аппартаментов в первом этаже и жилых комнат в верхних этажах. Современные требования вызывают необходимость в зданиях с глубиной в две комнаты; с другой стороны, для жилого дома эти очень глубокие здания связаны с большими неудобствами; остаются комнаты, или по меньшей мере коридоры, лишенные света и воздуха; создаются ориентации, вредные для здоровья, и появляются бесполезные площади, которые скрывают в проектах под названием переходов.
Всякий раз, как вы увидите в плане слово переход, насторожитесь! Этим словом обычно обозначается площадь, для которой не находят полезного применения. Если бы соединить всю площадь, занятую этими переходами в особняках Парижа и других городов, то можно было бы поместить на ней сотни семейств, и во всяком случае жилые помещения в этих особняках были бы значительно улучшены, если бы эта площадь была разумно использована.
Из этого краткого обзора явствует, что по выполнению программа особняка, в котором парадные помещения расположены в первом этаже, а жилые комнаты в верхних этажах, представляет довольно большие трудности вследствие того, что несомая часть совершенно непохожа на несущую не только по планировке, но и по конструкции.
Не изучение помпейских домов, имевших лишь один первый этаж, поможет нам разрешить эту проблему, но и не копирование архитектуры последних столетий, ибо нетрудно заметить, что планы на рис. 46 и 47 не могут удовлетворить наших современных запросов. Следовательно, для разрешения этой проблемы мы должны обратиться к нашему здравому смыслу, к нашему рассудку, поступая так же мудро, как и наши предшественники, т. е. подчиняясь новым программам, не заботясь о формах, применявшихся в других программах, при других условиях, не похожих на те, которые предъявляются нам.
Хотя можно назвать значительное количество особняков в Париже и в провинции, свидетельствующих о талантливости и усердии строивших их архитекторов, но все же проблема современного особняка еще не решена; и даже среди лучших из них нельзя назвать ни одного, где постройка освободилась бы от очень стеснительных в наше время традиций, которые ничто не обязывает нас уважать.
Практичные англичане очень часто применяют планировку, могущую представлять некоторые преимущества. Это — большой центральный зал, освещаемый сверху, вокруг которого группируются аппартаменты и службы. Это крытый «раtio» мавританского дома.
Центральный зал сообщается с жилыми комнатами через верхние галлереи и балконы, и, таким образом, он видим всем домочадцам замка или особняка. Это «холл», «зал», двор — место, доступное и открытое для всех. Такой холл трудно согласовать с нашими французскими обычаями; кроме того, большие нефы, освещаемые сверху, мрачны, отчасти напоминают тюрьму, а потом мы, люди любопытные, хотим видеть, что творится на улице; и первое, о чем мы думаем, очутившись в четырех стенах без окон, выходящих наружу на высоте наших глаз, это уйти отсюда как можно скорее. Итак, хотя планировка английских особняков и заслуживает изучения и в ней можно найти некоторые детали, достойные подражания, она не отвечает нашим обычаям.
В строительстве наших особняков нужно считаться с одним важным условием, которое не всегда легко удовлетворить, — это ориентация. В нашем климате обе ориентации, на север и на юг, представляют серьезные неудобства. Невыносимая жара в течение нескольких месяцев — с южной стороны; холод и полное отсутствие солнца в течение остальных месяцев — с северной. Но архитектор которому дают участок, не властен выбирать подобающую ориентацию для своей постройки в городе, где участок нередко тесен, где размещение входов диктуется улицами.
Однако можно проявить изобретательность и найти такие комбинации плана, которые позволят использовать выгоды и избежать неудобства той или иной ориентации. Если глубокий участок одним концом выходит на север, а другим на юг, то ясно, что в здании, построенном по его ширине, например между двором и садом, один фасад будет лишен солнца девять месяцев в году, а другой испытывать действие его лучей с 1 января по 31 декабря. Комнаты, расположенные по первому фасаду, будут весьма трудно отапливаемы и нездоровы зимой, а в комнатах, расположенных со стороны другого фасада, невозможно будет жить летом.
Попробуем если не целиком удовлетворить условиям этой программы, что было бы смешной претензией, то по крайней мере указать, каким методам нужно следовать для ее выполнения. Для этого нам надлежит прибегнуть к планам; это наш язык, исключающий все туманное и двусмысленное. Легко критиковать, трудно осуществить идеи, на первый взгляд кажущиеся самыми простыми и ясными.
Для жилых комнат, которые мы предполагаем разместить во втором этаже, нужно, помимо парадной лестницы, достаточное количество служебных лестниц. Во всех помещениях нужны солнце, воздух, свет, возможно более благоприятная ориентация, удобные переходы, позволяющие каждому обитателю выходить и входить, не привлекая внимания окружающих.
Что касается служб, то нужно избегать кухонь в подвальном этаже, столь вредных для тех, кто в них постоянно находится, и распостраняющих свой запах по всему особняку. Вместе с тем, кухни не должны быть очень далеко от столовых. Буфетные должны быть просторными и непосредственно сообщаться с кухнями и столовыми. Нужен, разумеется, черный двор перед конюшнями, каретными сараями и кухнями.
Перейдем к нашему особняку, программы которого мы вкратце коснулись.
Я бы сказал, что во всяком здании имеется главный орган, доминирующая часть, а затем второстененные органы, отдельные члены, и то, что необходимо для питания всех этих частей посредством кровообращения.
Каждому из этих органов присуща своя функция, но вместе с тем он должен быть связан с целым в меру необходимости. Именно по этим принципам мы начертили план на рис. 48, представляющий собой первый этаж особняка.
Мы приняли, что условия участка — самые обычные в большом городе, т. е. на улицу выходит сравнительно узкий фасад, и ширина участка увеличивается по направлению от улицы вглубь. Нет необходимости подчеркивать преимущества такого рода построек, возведенных между двором и садом, вдали от уличного шума. Но, за илючением тех случаев, когда участок очень широк, особняки, построенные между двором и садом, образуют преграду между эти двором и этим садом, что создает со стороны двора обычно холодный и унылый вид, со стороны же сада —полную изолированность, однообразность вида и ориентации. К тому же анфилады комнат и угловые решения создают трудности расположения, отделяют служебные помещения от некоторых точек, из-за чего теряется много площади.
Если во избежание неудобств, связанных с постройкой большого здания поперек участка, даже в том случае, когда здание имеет глубину в две комнаты, выбирают планировку по типу павильонной системы, то нужно в центре обеспечить доступ воздуху и свету; этого можно достигнуть, только устроив тот унылый холл, с которым, надеюсь, не примирятся наши французские привычки.
Эти различные соображения привели к решению плана, изображенного на рис. 48 и представляющего собой в совокупности восьмиугольник диаметром в 20 м, с двумя крыльями, выходящими в сад, и третьим крылом, выходящим во двор.
Какова бы ни была ориентация участка, солнце будет осушивать и пригревать по крайней мере три четверти стен, а при такой ориентации, как на нашем плане, ни один фасад не будет лишен солнца, все они по очереди будут пользоваться его лучами.
В А находится парадный вход с привратницкой в а; в b —передний двор с решеткой; такое расположение необходимо во многих случаях, например, когда хозяев нет дома или они желают принимать только в определенные часы. В В подъезд для экипажей у центрального входа в вестибюль С. Два других боковых входа с подъездами находятся в с. Из вестибюля С можно пройти в первую гостиную D и две галлереи d; одна из них, с левой стороны, ведет к парадной лестнице, а другая — к служебной лестнице в вестибюль столовой и в служебную галлерею. Под парадной лестницей в подвальном этаже помещаеггся служебная комната. Стеклянные двери выходят из первой гостиной D в застекленные таллерев. Из вестибюля С люди выходят через три двери, из коих две для пешеходов, которым не приходится опасаться проезжающих экипажей. Из первой гостиной в вестибюль ведет одна дверь по главной оси, тогда как в большой ценральный салон Е из нее ведут две двери, отчасти для того, чтобы из одной комнаты не была целиком видна другая, о чем говорилось выше, отчасти для того, чтобы люди могли входить и выходить, не проходя в одну и ту же дверь.
Большая центральная гостиная Е выходит в оранжерею или зимний сад I и в диагональном направлении в две гостиные, F и G, расположенные в крыльях; из них также ведут двери в зимний сад. За гостиной G находится маленькая гостиная g.
Гостиная F сообщается с галлереей, имеющей две двери; одна ведет в сад, другая в курительную комнату; благодаря такому расположению табачный дым не может проникнуть в аппартаменты В h имеется туалетная комната и уборная для дам; в i—такое же устройство для мужчин. Через эти комнаты можнно, кроме того, удалиться в случае нездоровья или пройти в верхний этаж по большой или по служебной лестнице. Из большого салона Е или из первой гостиной D можно пройти в большую столовую , около которой проходит служебная галлерея Н и тут же рядом находится буфетная I. Главное служебное помещение расположено в О, кухня и подсобные помещения при ней — в Р. Служебная галлерея Н расположена в полуэтаже; на эти антресоли и в галлерею второго этажа попадают по служебной лестнице R. Но мы сейчас вернемся к этому расположению. Вокруг черного двора Т стоят каретные сараи V, конюшни Х и сараи для хранения седел и сбруи N.
Поднимаемся во второй этаж особняка, отведенный под жилые комнаты (рис. 49). Парадная лестница выходит в А на широкую площадку на одном уровне с галлереей В, пересекающей центральное помещение и сообщающейся на противоположном конце с другой галлереей С, из которой по двум служебным лестницам можно проникнуть в помещения прислуги. В D помещается большой кабинет, или салон, расположенный между парадной и служебной лестницами; это комната хозяина дома. Из этого кабинета ведет дверь на террасу Е, расположенную над вестибюлем и боковыми галлереями. В F — приемная рядом с маленькой гостиной для ожидания G. далее— гостиная Н и столовая для домашних I, при которой имеется буфетная L, непосредственно сообщающаяся со служебной лестницей К, ведущей вниз, в кухни. Таким образом, галлерея В отделяет аппартаменты, где могут быть приняты посторонние, от двух комнат L, рядом с которыми находятся туалетные комнаты М, и от двух помещений N, при которых имеются отдельные приемные — салон О и туалетные комнаты Р. Наверху, в мансардах, устроены комнаты для детей в слуг, неосредственно прислуживающих хозяевам. Крыши (рис. 50) разбиты над этими постройкамн очень просто, без всяких сложных комбинаций. Павильоны А заканчиваются щитами, что допускает устройство в этих торцовых стенах каминных труб и окон освещающих чердачные помещения — тем самым устраняется необходимость устройства в этих местах боковых слуховых окон.
На табл. ХV дан перспективный вид этого особняка с северо - восточной стороны.
Необходимо остановиться на некоторых деталях внутренней планировки и на конструкциях.
Прежде всего, даем разрез той части зданий (рис. 51), в котором находятся столовая (разрез сделан по линии аb на рис. 49) со служебными галлереями. Галлерея А в полуэтаже служит бельевой и находится поблизости от всех служебных помещений. Что касается галлереи В во втором этаже, то она служит коридором для комнат, которыми повседневно пользуются хозяева. Парадная и служебные лестницы поднимаются до мансардного этажа, в котором расположены, как уже было сказано выше, второстепенные комнаты. В чердачных помещениях над службами устроены помещения для слуг, занятых вне дома (конюхов, кучеров, кухонных слуг и т. д.).
Благодаря такой конструкции главного здания, при которой все его части взаимно упираются и поддерживают одна другую, благодаря небольшому периметру наружных стен по отношению к площади настройки, сооружение главной части здания не потребует очень больших затрат. Хотя пролеты некоторых междуэтажных перекрытий велики, - как, например, центральной гостиной первого этажа, - но несущие их стены сгруппированы и соединены таким образом, что образуют очень прочные опоры, вследствие чего нет необходимости в особенно толстых каменных стенах.
Кроме того, во многих точках, благодаря применению металлических опор, о которых мы скажем в связи с конструкцией жилых домов, можно было бы получить значительную экономию по сравнению с конструктивной системой, применяемой для такого рода построек, системой, несколько устарелой и не соответствующей тем средствам, которые предоставляет нам промышленность. Ибо, не довольствуясь подражанием внешним формам, принятым в последние века, наши архитекторы копируют также и конструктивные приемы, что не дает никаких выгод и не согласуется с теми сложными потребностями, которые нужно удовлетворить.
План особняка, приведенный на рис. 46 и 47, рассчитан для главных жилых помещений на площадь в 1610 м2, а для построек, отведенных под службы, на площадь в 660 м2.
Повидимому, при группировке жилых помещений вокруг одного центра не только чрезвычайно облегчается обслуживание, во и лучше используется площадь и, таким образом, достигается действительная экономия. Мы замечаем, что расположение парадных комнат анфиладой весьма неудобно, делая невозможным обслуживание. Кроме того, группировка помещений вокруг одного центра облегчает отопление калориферами.
Нет необходимости на этом настаивать; рассмотрение планов, вычерченных по принципу группировки, обнаруживает преимущества, которые можно извлечь из его применения при постройке больших и маленьких особняков.
Кроме того, можно, повидимому, вообще применять в такого рода зданиях планы с диагональным решением и многоугольные планы, не придерживаясь всегда, если располагаешь свободным участком, прямоугольных планов, в которых угловые помещения трудно расположить и осветить, не теряя при этом площади. Я привел предыдущие планы отнюдь не в качестве образцов, которым нужно следовать, а показываю их как примеры. Легко заметить, что наш метод позволяет прорезать многочисленные светопроемы при любой ориентации и не оставляет незанятых пространств. Когда строили здания глубиной только в одну комнату, решения под прямым углом не представляли затруднений, потому что всегда легко было прорезать светопроемы, хотя бы с одвой стороны, для освещения угловых комнат; но это становится уже нелегким делом в зданиях глубиной в две комнаты. Схематический чертеж пояснит, в чем заключается эта трудность. Допустим, что на рис. 52 в А изображено здание глубиной в одну комнату. Если комната а не может быть освещена со стороны угла b, она освещается со стороны угла с; но когда здание В имеет две комнаты вглубину и решено под прямым углом, то трудно будет осветить площадь f. В этом случае комната f, чтобы получить светопроемы, должна захватить пространство по обе стороны входящего угла, т. е. границы ее будут в или в g или в h. И все же площадь f получит недостаточное количество воздуха и света. Но если мы возьмем чертеж С, то все три комнаты, f, k, l, будут освещены вполне удовлетворительно. Следовательно, срезанные углы и многоугольная форма помещений очень облегчают задачу и дают целый ряд возможностей при строительстве домов глубиной в две комнаты, и спрашивается, почему их ве применяют чаще. В зданиях глубиной в две комнаты выгодно также устройство угловых павильонов (см. D), и архитекторы ХVII века часто умело использовали связанные с ними преимущества.
Эти павильоны, выступающие во входящих углах, дают, кроме того, архитектурные мотивы, производящие впечатление весьма хорошее. Они очень удобны для размещения лестниц, вестибюлей и подсобных помещений. Для постройки особняков скромных размеров обычно не располагают большим участком; архитектор ограничен сравнительно узким пространством между соседними владениями. Нужно присоединить здание к стенам соседнего владения я вместе с тем, если хочется иметь сад, оставить необходимое пространство для прохода из двора в сад. В этом случае угловые вестибюль и лестница очень выгодны для планировки помещения.
Если взять участок шириной от 25 до 30 м по улице, что дает лишь узкое пространство для постройки особняка, нельзя думать о размещении входов по оси и о монументальной композиции. В силу необходимости приходится присоединить его к стенам смежных владений. В этом случае наиболее благоприятным будет план, приведенный на рис. 53. Ввиду того, что важно оставить место для черного двора независимо от парадното двора, хорошо сделать ворота сбоку в А, чтобы облегчить экипажам доступ к подъезду В. Экипажи могут выезжать через проход С по черному двору В. Из вестибюля Е, расположенного во входящем углу, проходят в гостиные F и G. Парадная лестница начинается в этом вестибюле. Столовая будет тогда в Н, поблизости от буфетных I и кухни J. Каретные сараи, конюшни и привратницкая расположены по сторонам служебного двора в К. Из вестибюля через портик или застекленную галлерею L можно легко проникнуть повсюду. Эти галлерен занимаот не всю высоту первого этажа, так как над их перекрытием желательно оставить доступ воздуху и свету в служебные помещения, расположенные в крыльях. Не знаю, почему исчез обычай строить в частных домах невысокие портики, столь удобные для обслуживания. Вероятно, их находят недостаточно монументальньтми, ибо мы многим жертвуем ради монументальности. Но до середины ХVII века их считали полезными в особняках и не отказывали себе в их постройке, когда она была необходимой.
Не своевременно ли было бы заняться улучшением целого ряда строительных приемов, негодных или по крайней мере устаревших? Не приходится ли каждый день решать трудные проблемы, относящиеся к структуре наших жилых домов, разрешить которые гораздо важнее, чем отдавать предпочтение стилям царствования Людовика ХIV, Людовика ХV или даже Людовика ХVI?
Конструкция этих жилых домов, которые должны удовлетворять современным условиям комфорта и все более властным требованиям экономии, суждено испытать важные изменения. Железные междуэтажные перекрытия больших пролетов, назначение которых — поддерживать внутренние перегородки, еще не найдены; современные способы их конструкции можно назвать варварскими. Полы отличаются невыносимой звукопроводностью, их соединения со стенами трубы. Легкие перегородки больших поверхностей строятся не менее варварским способом, чем полы. Системы отопления и аэрации проектируются очень плохо и не менее плохо осуществляются после того, как здание уже отстроено, во время же стройки не принимается даже самых необходимых мер для их размещения. Устройство затворов несовершенно, особенно для высоких и широких проемов. В интерьерах архитектурная отделка наложена на стены, как и обои; она не связана с конструкцией, скрывая ее, вместо того чтобы использовать. Железо, столь полезное, позволяющее применение экономичных средств, являющееся в высшей степени надежным материалом, сберегающее место, применяется как какой-то «постыдный» прием, который не решаются показывать. Его прячут, его скрывают, его покрывают наружной оболочкой, противоречащей его великолепным качествам. Дерево для столярных работ становится все труднее приобрести, сухое дерево сейчас уже трудно достать, и скоро наступит момент, когда его вообще не будет. Озабочены ли этим архитекторы? Нет; более чем когда - либо они применяют комбинации столярных работ, поглощающие дерево словно оно имеется в изобилии, чтобы подражать деревянной отделке, характерной для эпохи, когда, кстати сказать, эта отделка выполнялась довольно плохо. Между тем, сейчас было бы своевременным во многих случаях заменять дерево железом. Но для этого нужно было бы искать, изучать, делать завтра иначе, чем вчера, иначе, чем сосед, бороться с узкими понятиями и робостью заказчиков, с духом рутины у подрядчиков. Но предпочитают держаться проторенной колеи.
Однако мы знаем, что на проторенной колее легко опрокинуться!
В наших жилых домах почти все установки отопления, водопровода, газового освещения размечаются задним числом, когда здание уже отстроено. Тогда проводят трубы, как придется, сквозь стены и полы. Печники, прокладывающие трубы калориферов, пробивают отверстия и делают выемки, мало заботясь о прочности постройки. Потом появляются водопроводчики и газопроводники которые устраиваются, как могут. Что касается вентиляции в залах, предназначенных для многолюдных собраний, то о ней не заботятся, и поэтому в Париже нет ни одного зала, где в день собрания не начинали бы очень скоро задыхаться в атмосфере, испорченной горячим воздухом, выходящим из калориферов, освещением, поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Между тем, было бы важнее подумать об этих мелочах, вместо того чтобы расписывать потолки в двусмысленном стиле и делать наличники каминов и панели, являющиеся более или менее удачными итациями малых аппартаментов Марии - Антуанетты.
По сравнению со многими особняками наши жилые дома ушли дальше сооветствующих зданий прошлых веков. Они более здоровы, их планировка лучше, они лучше построены, удовлетворительно приспособлены к современным потребностям.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна