Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ



Каменные работы

Если мы будем рассматривать произведения прошлых веков, как принадлежащие прошлому, как этапы, которые необходимо пройти, чтобы достигнуть знания того, что необходимо нашей архитектуре; если мы обратимся к помощи анализа, вместе того чтобы заниматься непродуманным подражанием; если мы будем искать среди этого множества остатков далеких от нас времен способы, применимые и в наши дни, и если мы сумеем объяснить, в каком отношении они применимы; если, не обращая внимания на устаревшие методы обучения, каждый из нас будет основываться на собственных наблюдениях, — мы откроем тот путь, по которому сами сумеем пойти. Оказавшись в свое время под владычеством римлян и став, по крайней мере на значительной части территории современной Франции, подвластными древнеримской империи, мы естественно усвоили и строительные приемы римлян.
Порабощенные после этого народами, вооруженными совершенно иной техникой, чем древние римляне, мы в течение нескольких веков колебались в нерешительности между весьма различными строительными приемами. В конце ХI и в начале ХII века мы ищем образцы на Востоке, и нам удается создать нечто, подобное романо-греческому возрождению, не лишенному некоторых положительных сторон. В конце ХII века в искусстве появляется резко выраженное течение, чрезвычайно быстро дающее плодотворные результаты. Этой эпохе недоставало всего того, чем мы обладаем в наши дни: значительных средств, разнообразных материалов, железа и всех богатств индустрии. Это столь определенное течение, основывающееся на чутком понимании потребностей нового общества, сбивается с пути; возникнув на шестьсот лет раньше, чем следовало, оно исчерпывает себя в тщетной борьбе с непокорыми материалами, исчерпывает себя настолько, что мы, привыкнув к быстрым решениям, уже начинаем считать его ошибочным и искать другое искусство, заимствуя из разных источников смесь самых различных традиций, из которой и создаем то, что мы называем архитектурой ренессанса. В нем преобладает форма; принципы исчезают, конструкция уже не существует. Вслед за этим наступает тот бледный период, который, начинаясь в ХVII веке, завершается хаосом.
Вот в нескольких строках история нашей архитектуры, рассматриваемая только с точки зрения конструкции, т. е. разумного применения материала. Но архитектура, не учитывающая материала при создании строительных приемов и, следовательно, архитектурных форм, — это не архитектура, и мы не знаем ни одного древнегреческого или древнеримского здания, которое было бы сооружено без соблюдения этого принципа.
Каковы же те материалы, которыми располагал аркитектор во все времена и располагает теперь? Земля, наваленная и сформованная, битая глина, кирпич-сирец, а позднее обожженный кирпич; затем, вместо первобытных глинобитных материалов, бетон, т. е. плотное соединение из щебня, сцементированного раствором; камень, гранит, мрамор, базальт, известняк и пр.; дерево и металлы. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем применить эти материалы в постройке; но когда встает задача построить не землянку и не шалаш из ветвей, а нечто иное, когда нужно применить все эти материалы одновременно, придать каждому из них должную форму и отвести должное место, не расточать их понапрасну и в то же время не скупиться на них, точно знать их свойства и их долговечность, поместить их в условия, наиболее благоприятные для их сохранности и для извлечения из них ожидаемой пользы, — тогда трудности появляются со всех сторон.
Действительно, такой-то материал хорош при одних условиях и плох при других; этот материал действует разрушающе на другой; другой же именно своим свойством непригоден для такой-то функции. Дерево, если его закрыть и лишить доступа воздуха, гниет, железо, заделанное в каменную кладку, окисляется, разрушается и вызывает трещины в камне; некоторые виды извести выделяют в изобилии соли, разрушающие камни, которые они должны крепко связывать. Опыт постепенно приводит строителя к знанию бесчисленвого множества явлений, имеющих место во всякой конструкции, и ясно, что чем сложнее конструкция, т. е. чем больше разнообразных материалов входит в ее состав, тем чаще повторяются эти явления. Египтяне, воздвигавшие храмы из уложенных рядами глыб известняка, могли сделать лишь ограниченное число наблюдений над поведевием своей конструкции, тогда как архитектор, строящий дом в Париже, где одновременно применяются камень, кирпич, раствор, дерево, железо, свинец, чугун, цинк, шифер, гипс, неизбежно должен накопить значительное количество практических наблюдений. И страшно при таком множестве материалов стремиться подражать зданиям, построенным из одного единственного материал. В этом сказывается изъян архитектурного мышления, и мне нет необходимости ва этом останавливаться. Но что, пожалуй, еще более странно, — это, употребляя мелкий материал, желать подражать сооружениям, созданным из крупномерных материалов; выполнять, например, колонны из невысоких рядов кладки и увенчивать их архитравными перекрытиями из тесаного камня, желая создать впечатление сооружения из монолитных камней; или же совершать действие обратного порядка: строить из тесаной кладки сооружения, которым снаружи придан вид бетонных массивов.
Мы посвящаем эту первую беседу рассмотрению только тех вопросов строительной техники, которые касаются сухой кладки без раствора. Существуют лишь три общих принципа, применимых в конструкции сухой кладки и кладки на растворе: 1) принцип простой устойчивости, достигаемой укладкой один над другим материалов, испытывающвх только вертикальное давление, 2) принцип аггломерации, создающий бетонные массивы и ведущий свое происхождение от каменных подземных сооружений, 3) принцип равновесия, достигаемого уравновешиванием усилий, действующих в различных противоположных направлениях. Египтяне и греки пользовались только конструкцией из сухой кладки, в основе котрой лежал первый принцип; римляне применяли второй, а западные народы с ХII по ХVI век—третий. Если и встречалось иногда одновременное применение двух из этих принципов, то соединение их всегда заметно и дает ублюдочные произведения, никогда с точки зрения искусства не обладающие той искренностью, которую хочется видеть во всяком произведении архитектуры.
В самом деле, всякая архитектура исходит из конструкции, и первое условие, которому она должна отвечать, — это согласование ее внешних форм с этой конструкцией. Если архитектура, соблюдая указанные выше принципы, в то же время применит сразу два из этих принципов, то в ней обнаружится двойственность ее происхождения и таким образом будет нарушен основной закон, закон единства. Если же, применяя два или даже три принципа конструкции, она попытается найти единые формы, то нарушит по крайней мере два из этих принципов, а может быть, и все три. Нужно признаться, что нас уже давно обучают искусству нарушать эти принципы в тех случаях, когда нас вообще чему-нибудь обучают.
Азиатские народы одновременно применяли систему бетонных конструкций и систему устойчивости, достигаемой кладкой одного горизонтального ряда над другим. Они покрывали стены из кирпича-сырца или из обожженкого кирпича, а иногда даже из глины, каменной облицовкой, как бы заключая эту недостаточно прочную забутку в ящики. Они применяли — например в Индии, в Китае и в Сиаме — каменную кладку из бутового камня или кирпича, плотно соединенвого раствором и покрытого штукатуркой. Тот же конструктивный принцип мы находим в Мексике; даже египетские пирамиды представляют собой груду огромных камней, соединенных раствором, к которой приставлены правильные ряды кладки, в свою очередь некогда покрытые цветной штукатуркой, скрывавшей торчащие углы. Следовательно, в самой глубокой древности в каменной кладке, повидимому, всегда участвовал раствор, как необходимый элемент. Но почему же Восток, откуда берут начала все искусства, применял в древнейшие времена в каменной кладке принцип аггломерации вместо того, чтобы пользоваться, казалось бы, наиболее естественным и простым принципом, а именно кладкой горизонтальными рядами?
Племена, которые распостранились в первобытные времена с северных плоскогорий Индии по более теплым южным равнинам, не знали, очевидно, никакого иного вида конструкций, кроме деревянных, поскольку всюду, где мы находим их следы, преобладают принципы деревянной конструкции. Устремившись в гущу туранских племен, занимавших индийский материк и поселившихся, повидимому, в глубокой древности в центре Востока и в местности, простиравшейся на запад за Каспийское море, эти племена вскоре усвоили строительные приемы покоренных народов: а мы знаем, что последние питали особую склонность к земляным работам, а впоследствии — к сооружениям из камня, уложенного навалом на растворе. Перед лицом фактов нужно безусловно признать, что различные народы обладают различного рода навыками. Одни из них, живущие на возвышенных плоскогорьях, покрытых лесами, выбирают в качестве материала, пригодного для постройки их домов и храмов, дерево. Другие, населяющие обширные болотистые низменности, строят из ила и тростника. Наконец, некоторые, как, например, те народы, которые занимали северный Египет и оттеснены в настоящее время в Сеннаар, рыли свои жилища в склонах извествяковых холмов. Уже как результат первых вторжений одних народов в среду других в постройках должно было появиться, часто странное, смещение традиций, нанесенных завоевателями, с обычаями, укоренившимися у завоеванных народов. Этим объясняется странный вид древнейших памятников индийской архитектуры, где мы видим формы, заимствованные из деревянных строений и воспроизведенные в конструкциях из щебня и раствора, покрытых штукатуркой, или даже высеченных в туфе или в скале. Этим объясняется, почему в египетских сооружениях воспроизведена кладкой из больших камней конструкция, которая, несомненно, обязана своим происхождением постройкам из ила и тростника. Не будем распространяться долее об этом вопросе — заметим лишь, что в древности ка Востоке не существовало единого принципа возведения каменных сооружений, но было смещение весьма различных методов. Для нас, западных людей, убежденных, что необходимо искать причины всех вещей, в этих сооружениях нет принципа, достойного применения, соблюденного методически, богатого выводами. Древние греки сумели разобраться в этом хаосе: отбросив строительные приемы ассирийцев и мидян, отказавшись от идеи воспроизведения в камне деревянных конструкций, распространенных среди некоторых малоазиатских народов, они откровенно и без компромиссов стали применять первый из описанных нами выше принципов, а именно принцип простой устойчивости, достигаемой сухой кладкой тесаных материалов. Открыть весьма простой принцип в смеси разных принципов и иметь смелость применять его без отклонений, это — доказательство особого гения, чрезвычайно редко встречающегося в истории человечества. Этим греки показали, какими исключительными способностями они были одарены; они оказали отромную услугу всему Западу, научили его применять логические рассуждения в искусстве. Словом, в их руках архитектура сделалась искусством, тогда как всюду на Востоке она была лишь более или менее искусным ремеслом. Основываясь на этом примере, мы не устанем повторять, что нет искусства без вмешательства логического рассуждения. Греки первые установили и стали применять этот закон; когда мы его забываем, то опускаемся, и из художников, которыми сделали нас греки, опять становимся рабами, работающими на прихотливых господ.
Вполне понятно, почему греки не были в состоянии применять в своих сооружениях кладки на растворе из вяжущих веществ. Для глинобитной и даже для бетонной постройки не нужно ничего, кроме рабочей силы. Греки же слишком высоко ставили искусство архитектуры, чтобы развертывать его красоты при помощи таких низких средств, и мы видим, что даже значительно позднее в греко-римских местностях Сирии, близ Антиохии и Алеппо, самые скромные постройки еще возводятся из тесаного материала, исключающего необходимость в бетоне и в артелях рабочих, повсеместно организованньтх римлянами. К тому же, если можно лгать, применяя конструкции, выполненньте из щебня, сцементированного раствором, то это трудно тогда, когда строят из тесаного камня без раствора, — этого не допускают законы устойчивости.
В последнем случае необходимо, чтобы каждому камню была отведена определенная функция. Когда грекам нужно было воздвигнуть целлу с портиком перед ней, они возводили как бы дверную раму из камня, который обкладывали каменными блоками, отесанными только с лицевых сторон, выравкивая кладку при помощи подвижного наугольника для того, чтобы насколько возможно избежать потери камня. Некоторые известняки и мраморы легче колются в виде ромбов, чем в виде параллелепипедов; таким образом, можно было употребить множество материалов, которые пришлось бы забраковать, если бы хотели получить кладку горизонтальными рядами. Рис. 1 пояснит то, что мы здесь говорим. После того как план целлы был разбит и ее фундамент заложен, возводили угловые анты А, затем дверные косяки В, предусмотрительно сдвинув их верхние концы, чтобы таким образом уменьшить пролет дверной перемычки и перенести нагрузку на середину пролета. Затем заполняли промежутки С, употребляя каменные блоки, которые брали на строительной площадке, не трудясь придавать им прямоугольную форму. При этой кладке (носящей название циклопической) почти всегда приходится заполнять лишь один угол. Обмерив этот угол при помощи подвижного наугольника или малки, ищут на площадке камень с выступающим углом, соответствующим входящему углу, обмеренному треугольником, как это изображено на рис. 1. Эта неправильная кладка сдерживалась антами и дверными косяками, тем более, что отесанные камни антов и косяков часто имели в своей верхней части шипы, которые вставлялись в гнезда, вьтдолблеiтные в укладьтваемьтх сверху камнях, подобно тому, как это изображено на рис. 1, Е. В этой конструкции, если сравнить с ниневийскими сооружениями, несомненно, заметен прогресс или, вернее, вмешательство логики, которой недостает в ассирийских постройках, ибо последние представляют собой только массивы из кирпича-сырца, облицованные гипсовыми или известковыми плитами, как декоративной обшивкой. В первоначальной греческой архитектуре каменная кладка выполняет определенную функцию, — она как бы оживает и перестает быть грудой камней. Но в своих постройках более древнего периода греки ясно обнаруживают происхождение своего искусства; они, применив логические рассуждения, возводят из камня здания, производные от деревянной конструкции. Однако заслуга их состоит в том, что они ве воспроизводили в известняке формы, заимствованньте из деревянных конструкций, как это делали ликийцы и большинство народов, живших на побережье Малой Азии. Когда совершенствуются способы добычи в каменоломнях, греки перестают применять так называемую циклопическую кладку в своих постройках; хотя они и применяют кладку горизонтальными рядами, но характер их одаренности не позволяет им стать простыми каменщиками,— это каменотесы, они подбирают и укладывают камни. Мысль о бетоне, о плотном соединении камней с раствором, явно внушает им отвращение, поскольку мы видим, что даже очень поздно, в IУ и У веках н. э., они не могут решиться применять этот строительный прием и даже в этот поздний период, повидимому, отдают предпочтение сухой кладке горизонтальными рядами перед кладкой на растворе.
К тому же нужно призвать, что самая простая, самая естественная сухая кладка, несомненно, отличается властной прелестью, которая в западном искусстве оказывает заметное влияние на строительные приемы. Разумно использовать материал крупных размеров, разрезать его в соответствии с его назначением, укладывать так, чтобы конструкция производила впечатление устойчивости, — это в архитектуре, начиная с греческой эпохи, существенная черта строительного искусства, и в этом отношении архитекторы, например, ХII века были ближе к подлинному искусству, чем мы в наши дви. Скоро мы увидим, почему.
Нет необходимости показывать здесь читателям такие общественные памятники, как изображение конструкции греческого храма. Кроме того, нет ничего проще этой конструкции: каменные блоки таких размеров, какие можно было добыть для колонн; перемычки из одного куска или составленные из двух уложенных рядом блоков, переброшенных с одной колонны другую; а для стен — материал малых размеров; наконец, квадры, образующие наружную и внутреннюю поверхность стены. На архитравах — монолитные балки, проходящие по всей ширине портика; на этих балках — каменные плиты или, в иных случаях, за недостатком длинных и прочных камней, деревянные настилы. Фриз, состоящий из ряда столбиков и плит, заполняющих промежутки между ними; затем на этих столбиках — карниз. Экономия больших блоков там, где в них нет необходимости, и всюду горизонтальные и вертикальные швы, согласованные с архитектурными членевиями. Если это и не очень ученое решение, то по крайней мере полная гармония между конструкцией и формой удовлетворяет разум и зрение.
И во всем этом — ни одного соединения, достигнутого при помощи вяжущих веществ; иногда несколько скоб или «ласточкиных хвостов» из бронзы или дерева; устойчивость, достигнутая посредством укладки камней одних над другими, и нагрузка, действующая вертикально на вертикальные же опоры.
Древние римляне, заимствовавшие всюду и принимавшие практические принципы, не пренебрегали системой греков, но они применяли ее наряду со строительными приемами, совершенно ей противоположными. Они применяли бетонные конструкции или конструкции из материала, уложенного на растворе. Создавая плотные массивы, состоявшие из гальки, бутовото камня, кирпича, щебня, соединенных известью и песком, они иногда облекали это ядро облицовкой из тесаных камней, уложенных насухо без раствора, по системе, принятой у греков; или же, следуя греческому принципу, воэдвигали перед стенами или бетонными массивами колонны с их антаблементами, но древние римляне не применяли кладки из тесаного камня на растворе; применяя обе совершенно различные конструктивные системы, они, повидимому, относились с уважением к каждой из них и не допускали их смещения. Это явление замечательно и придает их каменным сооружениям совершенно особый вид. Они настолько разграничивали оба принципа, что мы видим даже, как они соблюдают в своей каменной конструкции греческий метод во всей его чистоте: они не допускают, например, кладки косяков отдельными рядами, а делают косяки из монолитных блоков; анты и колонны они делают из одного куска; не перевязывают камней в арке очень большого сечения, а составляют ее из нескольких, выложекных независимо одна над другой * арок, отесанных по наружной поверхности. Словом, римская конструкция из тесаного камня — откровенно греческая, в ней соблюден греческий метод, что не мешает римлянам одновременно применять совершенно иную бетонную конструкцию. Как-раз в этом нам следовало бы подражать древним римлянам, и как-раз этого мы не делаем ни в наших жилых домах, ни в общественных сооружениях.
Древние римляне со свойственной им практичностью поняли, что оба принятых ими строительных принципа могут помогать один другому, но при том условии, что их не будут смешивать. Они поняли, что гранитная колонна не может испытывать никакой усадки и деформации; что подобная опора, поставленная перед массивом из мелкого камня и раствора, неизбежно должна придать ему жесткость с той стороны, где она помещена, ибо массив, обязательно испытывающий усадку вследствие высыхания раствора, должен слегка осесть, тогда как колонна сохраняет всю высоту. Это во многих случаях могло быть использовано строителями. Делая вокруг Колизея облицовку из тесаного камня, строитель хорошо понимал, что вся колоссальная

* Например в Гардском акведуке и в арене в Арле.

внутренняя масса из кирпича и бетона по всей своей окружности как бы подпиралась абсолютно жестким, неразрушимьтм обручем, который не мог ни подвергнуться осадке, ни разрушиться, ни дать трещины. Это было подпорное устроство. Греки строили маленькие сооружения, древние римляне возводили огромные, и их смешанный метод был отлично приспособлен к их программам в том отношении, что, помещая всегда снаружи или внутри под арками конструкции из тесаного камня, положенного насухо, они достигали того, что их каменные сооружения служили как бы сами себе опорой, так как благодаря жесткости все давления переносились вовнутрь; и то, что отвечало условиям хорошей конструкции, в то же время служило украшением.
Экономичность римских конструкций заслуживает особого внимания. В них всегда видно совершенство исполнения и никогда нет излишка мощности. С полным основанием полагаясь на добротность своих растворов, они придают стенам или массивам не большее сечение, чем это необходимо, тщательно выравнивают забутку на различных уровнях во избежание неравномерной осадки и с целью обеспечить равномерное затвердевание раствора. Неверно думать, что древние римляне возводили стены большой толщины, когда эти стены должны были нести лишь небольшую нагрузку, действующую вертикально; наоборот, часто приходится удивляться небольшой толщине, придаваемой стенам, по сравнению с их высотой.* В их больших сводчатых сооружениях, как, например, в римском Пантеоне, в залах терм, сечения столбов скорее мало, чем велико для их нагрузки. Правда, что такие столбы обычно выполняли из мраморных или гранитньтх блоков и что благодаря методу, примененному строителями, они образовывали единый совершенно однородный блок. Кроме того, всегда рассматривая стены как оболочку, как корку, независимо от того, были ли они возведены из камня, кирпича или бутового камня, римляне непременно соединяли эту корку через определенные промежутки с внутренним бетонным заполнением тычковыми рядами кирпича, рядами камня или широкими плитами.
Таким образом, римская каменная конструкция всегда состояла как бы из ряда ящиков, заключающих в себе совершенно плотное и однородное заполнение. Воздвигая устой (рис. 2), строителя делали оболочку из кирпича или из бутового камня (ряды А — это тычковые рядьт, пронизывающие всю толщу). Между оболочкой и этими тычковыми рядами они заливали заполнение из грубого бетона, оставляя над каждым тьтчковым рядом гнезда для пальцев В, облегчающие устройство подмостей. Если они хотели облицовать камнем или мрамором эту оболочку из бутового камня или кирпича, то вделывали пояса С в каменную кладку оболочки, и облицовка тогда укреплялась в пазах, проделанных в выступающих поясах.

* Например в базиликах с деревяным перекрытием. См. среди галло-римских сооружений башню в Везоне, квадратное сооружение в Отэне, вынесенное за стены города по ту сторону реки и известное под названием храма Януса.

Это была настоящая каменная кладка, прекрасно приспособленная к сооружениям, которые римляне возводили, и легко выполняемая. Не забудем, что их растворы были высокого качества.
Можно ли применять в наши дни эти приемы, о которых нет необходимости распространяться, так как они всем известны? Можем ли мы извлечь из ких какую-нибудь пользу? Я думаю, что да, но во всяком случае не подражая им без критики, а поступая так, как поступили бы древние римляве, если бы они пользовались нашими материалами и средствами выполнения.
Применяя одновременно принципы постройки из щебня и раствора и принцип сооружения сухой кладкой из тесаного камяя, древние римляне отнюдь никогда не смешивали этих двух систем, и применяли их, учитывая их свойства, всегда помещая конструкцию, обладающую меньшим согпротивлением, внутри, а более крепкую — снаружи. К тому же, в лучших римских сооружениях каменная или мраморная оболочка является совокупностью поставленных одна над друтой архитектурных членений, а не банальной облицовкой, в которой форма не отвечает конструкции кладки. Лишь в позднейшие времена римляне перестали соблюдать эту полную согласованность между формами и кладкой, но мы видим все же, что в местностях, где сохранилось влияние греческого искусства, как, например, в Сирии, каменная кладка и формы всегда согласованы. То же явление мы наблюдаем на Западе в течение доброй половины нашего средневековья. Но не следует упускать из вида, что в сооружениях не должны быть возведены в закон методы, которые не мирятся с обычаями данной эпохи; наоборот, обычаи каждой определенной эпохи должны создавать отвечающую им конструкцию.
Греки делились ва большие племена, которые могли себе позволить ту утонченность исполнения, которую мы видим в их произведениях. древние римляне распоряжались всем известным тогда миром; у ких было невероятное множество рабов, они заставляли работать своих солдат и без стеснения пользовались системой принудительной вербовки. В средние века существовала барщина, рабочие руки были дешевы, но зато в те времена были очень ограниченные возможности перевозки, неудовлетворительные способы добычи камня и плохие механизмы. Эти условия не похожи на наши. Материалы легко доставляются нам со всех сторон на место стройки; рабочие руки дороги, время драгоценно. Следовательно, было бы разумно подумать о том, как строить при этих новых условиях, вместо того чтобы стремиться подражать грекам, римлянам, строителям средвевековья или имитаторам эпохи Людовика ХIV. До ренессанса строительство идет во Франции вполне логическим ходом, таким же логическим, каким оно шло у греков и у римлян. В ХII веке, в блестящий для искусств, архитектуры, скульптуры и живописи период, территория Франции была, как известно, разделена на бесчисленвое множество сеньорий; плохие дороги, плохие транспортные средства, трудности дальних поездок для добычи и доставки тяжелых материалов; натуральная повинность, барщина. Каменные постройки выполняются из мелких материалов, без труда доставляемых и обрабатываемых и в большинстве случаев допускающих переноску на плечах; с этими ресурсами строят большие сооружения. Но создается архитектура для конструкций скорей из бутового, чем из тесаного камня; это компромисс между римской конструкцией из бетона и конструкцией из тесаного камня. Избегают значительных выступов, требующих больших камней. Словом, архитектура без труда приспосабливается к тем средствам, которыми располагает строитель. Несколько позднее, к концу ХII века, происходит политическое объединение, начинается рост городов, средства изобилуют: добывают, перевозят, отесывают и поднимают материалы крупных размеров.
Теперь строят не аббаты, не светские сеньоры, ограниченные пределами своих доменов, располагающие малочисленным рабочим персоналом, теперь строят населенные и богатые города; механизмы улучшаются, образуются цехи, и рабочие оплачиваются наличными деньгами. Рабочая сила совершенствуется, но ее стараются экокомить; несмотря на изобилие материалов, их выбирают разумно и зная им цену, не расточают их бесполезно; каждый камень начерно обрабатывают по шаблону в карьере и окончательно отесывают ва площадке. Материалы крупных размеров применяют лишь там, где они действительно необходимы. Всюду в других местах продолжают применять конструкции из крупного бутового камня. Вместе с ХIV веком появляются обширные гражданские сооружения, хорошо решенные, простые, где проявляется методические навыки, иногда доведенные до крайности. Это —период регламентирования; это сказывается на конструкции: она становится правильной, последовательной, продуманной; строительная площадка представляет настоящий организм, где каждому члену отведена определенная функция. Это — время применения камней, подобранных по шаблону; размеры каменных рядов твердо установлены, и поэтому камни заказываются заблаговременно. Эта почти что административная регламентация отражается на архитектуре, которая становится сухой. Но никогда не знали так хорошо качеств материалов, свойств каждого из них; никогда карьеры не эксплоатировались более систематически и методически; к тому же камень использовался со строгой экономией. ХV век строит хорошо, более охотно применяя материалы мягких пород, как легче поддающиеся обработке и выламывавию большими кусками; вместе с тем, и архитектура начинает меньше принимать во внимание отеску, но фактически она не вступает с ней в противоречия. Ренессанс почти забывает о конструкции, он совершенно не придает ей значения, он готов мириться со всем; уже не выбирают материалы в зависимости от их качества; нет более согласованности между архитектором и каменотесом. Архитектор дает форму, каменотес осуществляет ее по его рабочему чертежу, как умеет или как позволяют ему те материалы, которыми он располагает. Однако были и исключения. Филибер Делорм, например, уделял большое внимание конструкции, но зато он и жаловался на невежество своих собратьев в этом вопросе.*
Мы теперь, если это только возможно, пошли дальше архитекторов ренессанса, а нам это менее простительно, ибо они по крайней мере действовали по увлечению, под властью моды, более могущественной, чем их воля. Мы же поступаем сознательно, мы прекрасно знаем методы, применявшиеся архитекторами античности, мы не грешим по невежеству. Мы привозим на наши площадки на гигантских телегах огромные камни, объем которых достигает иногда трех, четырех кубических метров. Воспользуемся ли мы этими великолепными материалами, будет ли наша архитектура соответствовать их мощности? Нет, мы высечем в них тощие пилястры, тонкие косяки, узкие пояса, так что этот камень в сооружении покажется составленным из четырех или пяти частей. Мы дойдем до того, что будем высекать на нем невысокие ряды кладки, да, невысокие ряды со швами, чтобы подражать сооружениям, выполненным из материалов меньшего размера. На этих огромных блоках мы выпилим клинчатые камни горизонтальных перемычек, которые будут уложены по железным брусьям. Мы уложим кучу тесаного камня, не учитывая

* Один пример из тысячи может дать понятие о том, как мало значения придавали архитекторы ренессанса конструкции. Колонны декоративных портиков во дворе замка Экуан состоят каждая из двух блоков, поставленных стоймя, так что каждая колонна составлена из двух полуколонн. Этого достаточно было бы, чтобы заставить побледнеть архитектора античности или средневековья.

форм, которые должно принять здание; и когда все будет таким образом нагромождено, сотни каменотесов начнут вытесывать в этой грубой скале архитектурный образ, который архитектору угодно было избрать. Ряды кладки и швы пройдут по скульптуре и по обломам, — не все ли равно? Ведь в продолжение нескольких лет штукатурка, окрашенная окрой, будет скрывать все эти погрешности. Так мы, владея широкими познаниями, имея в своем распоряжении многочисленные и могучие средства, доставляемые современной индустрией и цивилизацией, дошли до того, что уже не можем придать нашим зданиям характер, физиономию, которыми мы не перестаем восхищаться в произведениях наших предшественников, работавших в менее благоприятных условиях. Но дело в том, что эти предшественники постоянно прибегали к логическому рассуждению, тогда как мы не смеем им пользоваться из боязни, что некоторые профессиональные группировки, основывающие свое могущество на равнодушии просвещенной публики, будут рассматривать наши усилия, как попытку к эмансипации.
Итак, установим прежде всего следующие положения: в нашем распоряжении имеются материалы и механизмы, неизвестные прежде; наши потребности более разнообразны, а главное, более широки, чем были потребности древних и даже средневековых людей; располагая большим количеством материалов и более усовершенствованными способами перевозки и обработки их, мы должны принимать в расчет это изобилие и эти возможности; поскольку у нас иные и более сложные потребности, нам необходимо сообразоваться с этими новыми условиями. Добавим к этим основным законам архитектуры как искусства соображения экономии, более властной ныне, чем прежде, и у нас будет под ногами твердая почва. И вот, я не только не думаю, что соблюдение этих суровых условий препятствует художественному выражению, но убежден, что только они одни могут его создать.
Для того чтобы архитектор мог применять эти принципы, ему нужна лишь большая свобода, а эту свободу ему не может дать никто, если он сам не умеет завоевать ее. Пусть он изучает то, что делалось до него, и пользуется этими знаниями, применяя их разумно, всегда отправляясь от известной точки, с тем, чтобы решительно приступить к заданиям, диктуемым новыми условиями; пусть он рассматривает и применяет все формы прошлого лишь как выражение еще существующих или уже несуществующих потребностей, во только как уроки, а не как властвый, традиционный, неизменный образец; тогда, вместо того странного нагромождения форм, заимствуемых со всех сторон под влиянием прихоти, которое образует то, что в наши дни зовется архитектурой, он сможет положить начало искусству, тому искусству, которым он будет владеть и в котором отразится наша культура и наши вкусы.
Все споры об этих вопросах сводятся к следующему: должно ли вам следовать букве или духу, когда речь идет об искусствах прошлого? Если букве, то будем копировать древних греков и римлян, творения ренессанса или средних веков, ибо среди этих разнородных художестневных форм существуют прекрасные произведения. Но если нам должно следовать духу, тогда иное дело: тут уже важно не выбирать те или иные формы. а важно знать, отвечают ли эти формы тем условиям, которые вам ставятся в настоящий момент; ибо формы, которые имели разумное основание, при определенных условиях, уже в силу того, что они идеально отвечали этим условиям, должны быть отвергнутьт при иных условиях. Ведь в новейшие времена стали проводить четкое разграничение между способом рассуждать у древних и их идеями, их открытиями и гипотезами в области философии и наук. Почему бы нам не проводить такое же разграничение в области искусства? Незачем так далеко ходить за примером: разве вам приходит в голову, когда мы читаем произведения Декарта, что все его теории верны и непреложны? И если мы пользуемся его методом, то не для того ли, чтобы опровергать автора и оспаривать его во многих случаях? Зачем же нам в искусстве пользоваться материалами таким способом, каким это можно было делать в ХVII веке, и какой смысл имеют для нас тот внешний вид, те формы, которые применяли в те времена? что они отражают? каким потребностям и каким вкусам нашей эпохи они отвечают? И если бы как-нибудь удалось доказать, что уже в то время, в ХVII веке, этот внешний вид больше не отвечал потребностям общества и представлял собою лишь плохо продуманное подражание более раннему искусству, то во что превратилось бы в наши дни такое подражание из вторых рук? Если уж подражать, то нужно, по крайней мере, доходить до первоисточников.
Посмотрим же, к каким строительным приемам в каменных работах ведут нас наши материалы и какие формы должны вытекать из этих приемов (ибо мы должны перейти к вопросам архитектурной практики). Благодаря современным способам добычи камня и железным дорогам на площадки теперь могут быть доставлены камни, обладающие весьма различными качествами,* и перед нами лишь одна задача — использовать их в зависимости от этих различных качеств. Для построек обычно применяются известняки, но, кроме них, можно было бы использовать еще значительное количество других материалов, как, например, граниты, сланцы, песчаники и лавы.
К тому же, даже самые лучшие и самые твердые известняки почти все выщелочены селитрой или во всяком случае поглощают столько сырости из почвы и атмосферы, что разрушают деревянную обшивку и окраску в интерьерах. Следовательно, во многих случаях выгоднее было бы применять метод, очень употребительный у древних римлян, состоящий, как мы говорили

* В Европе мало стран, в такой степени изобилующих материалами, пригодными для строительства, как Франция. На значительной части ее территории встречаются юрские извествяки. Добавим к этим, в общем хорошим, породам, наносные известняки, меловые породы, граниты, лавы, мраморы, сланцы, песчаники.

выше, в изготовлении массивов из бетона и кирпича или из одного бетона и облицовке их материалами больших размеров. В самом деле, непонятно, почему, например, при постройке больших зданий возводят стены или устои толщиной в 1,5—2 м из сплошного камня, тем более, что эта роскошь в отношении материалов совершенно не оправдывается несомой ими нагрузкой. Метод облицовки обладал бы тем преимуществом, что позволял бы применять материалы сравнительно дорогие, разнообразные по расцветке и очень долговечные, как, например, некоторые известняки, мраморы, лавы и сланцы.
Если бы, вместо того чтобы помещать с наружной стороны зданий колонны или пилястры просто в качестве украшений мы оправдывали бы эту декорацию тем, что она способствует прочности здания, то разум и вкус не были бы оскорблены, а произведенные затраты дали бы по крайней мере реальный результат. Поскольку в интерьерах наших общественных сооружений и жилых домов мы весьма редко оставляем камень открытым, поскольку мы считаем себя обязанными везде (за исключением некоторых вестибюлей и лестниц) закрывать его штукатуркой, деревянной обшивкой или краской, зачем же в таком случае облицовывать камнем стены в этих интерьерах, если мы придаем этим стенам толщину, достаточную для того, чтобы изнутри не выступали крепления облицовки. Необходимость заставляет нас в том случае, когда наружные стены наших домов имеют не более 50 см толщины, делать эти стены из сплошного камня, и это вполне естественно; но что означает эта каменная облицовка с внутренней стороны там, где мы придаем этим стенам толщину в 1 м и более?
Почему здесь не следовать столь мудрому методу древних римлян, состоящему в том, что конструкция, значительно более пригодная, чем камень, для покрытия ее штукатуркой, окраской или деревянной обшивкой, покрывалась лишь наружной облицовкой, прикрепленной несколькими камнями, уложенными тычком.
Итак, пользуясь тем из методов наших предшественников, которые применимы в наши дни, и используя накопленный опыт, мы будем последовательно рассматривать те приемы, которыми может пользоваться в наши дни строитель в каменных работах, подразумевая, как это обычно принято, под этим названием как конструкцию из тесаного камвя, так и бетонную конструкцию.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна