Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

КРАСКИ


Вещества, служащие для приготовления красок, бывают или растительного происхождения (индиго, гуммигут, орлеан и др.), или животного (кармин, сепия), или, наконец, минерального и вообще неорганического характера. В строительно-малярном деле пользуются исключительно красками неорганического происхождения, как наиболее прочными и (по большей части) дешевыми.
Тот или другой, видимый нашему глазу цвет краски есть следствие отражения ею одних лучей солнечного спектра и поглощения других; так напр., синие краски отражают только синие лучи, черные краски поглощают почти все светлые лучи, а если часть лучей, положим — синих, поглощается и белая краска принимает вследствие этого несколько желтоватый оттенок, то недостаток этот может быть исправлен соответственной прибавкой небольшого количества синей краски. Многие краски сами по себе имеют слишком густой, темный цвет (что видно, напр., на плитках акварельных красок) и такими красками пользуются для малярной работы не в чистом виде, а в разбелах, т. е. в смеси с какой-либо белой краской.
Прочность исполненной окраски, как мы уже говорили, зависит более всего от качества олифы, лака или вообще жидкости, на которой была разведена краска, а также от способности данной краски химически соединяться с этой жидкостью; постоянство цвета зависит от степени устойчивости химического соединения, образующего краску. Так, напр., некоторые краски разлагаются действием гидрата извести (при окраске по свежей штукатурке), или действием гниющего клея, сероводорода и др.; точно так же, при смешивании двух или более красок для получения промежуточных оттенков, надо брать такие, которые не действуют друг на друга химически.
Важно, чтобы слой краски, даже очень тонкий, был бы достаточно непрозрачен и совершенно закрыл бы первоначальный цвет окрашиваемого предмета. Это свойство называется кроющей силой, укрывистостью или корпусностью краски; нанося тонкий слой краски на железный лист или на стекло, можно судить по видимому просвету или прозрачности о ее кроющей силе. Краски, состоящие из аморфных частиц, укрывистее кристаллических, которые при смачивании, особенно маслом, иногда становятся весьма прозрачными; так напр., мел, дающий в клеевой краске укрывистый белый цвет, совершенно не годится для масляной краски. Большая плотность строения вещества краски и тщательность ее измельчения также увеличивают ее кроющую силу.
С кроющей силой не следует смешивать красящую силу краски, т. е. способность ее уже в малых количествах сообщать оттенок своего цвета другим - краскам. Так, напр., берлинская лазурь, обладая малой кроющей силой, т. е. представляя краску весьма прозрачную, будучи в очень малом количестве примешана к белилам, придает им заметный синий оттенок; хромовая желтая, наоборот, весьма укрывиста, но имеет лишь небольшую красящую силу.
Краски поступают в продажу или в сухом виде, или растертые (на масле); в первом случае они продаются или в виде готового мелкого порошка, или же в кусках (кристаллах, „головках", „ступках" и т. п.). Большинство красок, особенно дешевые сорта их, содержат значительную примесь посторонних веществ — мела, гипса, тяжелого шпата, молотого кирпича и пр., смотря по цвету; поэтому для крупных работ нередко предпочтительнее покупать краску в кусках и измельчать ее своими средствами, так как в этом случае по плотности кусков и виду излома их легче судить о чистоте краски, нежели тогда, когда она измолота в порошок. Особенно часто подмешивается тяжелый шпат (сернобариевая соль, BaSO4), продаваемый и как самостоятельная краска под названием бланфикс; его высокий удельный вес (= 4,45) делает такое примешивание выгодным для продавца и мало заметным даже в таких красках, как свинцовые белила, где, напр., примесь мела легко бы заметить по легкости краски. Впрочем, тяжелый шпат, хотя и ослабляет кроющую силу красок (сам он кроет слабо), но не портит, так как не желтеет ни от олифы, ни от сероводорода, и не разлагает ни одной краски.
Перед употреблением сухая краска должна быть тщательно растерта с маслом или водою — чтобы каждая частица ее была смочена со всех сторон. При небольших заготовках краску растирают на полированной каменной плите посредством куранта — конического камня с отшлифованной плоскостью основания. При больших заготовках ручное растирание курантами слишком невыгодно и пользуются краскотерками — машинами, устроенными на подобие кофейных мельниц, или же имеющими вальцы, между которыми пропускается краска.
Наиболее употребительные сорта красок имеются в продаже готовыми — растертые с маслом, и при употреблении остается только развести их олифой; чтобы краска не так скоро засыхала, когда посуда раскупорена, ее иногда растирают не на вареном, а на сыром масле. Краски, растертые на лаке, продаются под названием эмалевых. Все тертые краски обыкновенно продаются в цилиндрических жестянках различной вместимости, снабженных плотно вставляющимися жестяными крышками.
Белые краски. Известь и ее применения, в качестве краски, уже нами указаны ранее. Мел употребляется при клеевой окраске внутри зданий — для побелки потолков, подгрунтовки под все колера и для разбела прочих клеевых красок, а также для приготовления замазок и шпаклевок. Как уже было сказано, с маслом мел дает массу грязно-желтоватого цвета и поэтому не годится для масляной краски ни самостоятельно, ни в смеси с другими красками; подмесь его к белилам весьма ухудшает их цвет. Мел продается в кусках (неправильной формы, или же распиленный на правильные куски), и в порошке — отмученный, так наз. плавленный мел; последний идет для малярных работ. Лучшие сорта мела в виде мельчайшего порошка, полученного химическим осаждением из растворов известковых солей, продаются под названием французского или швейцарского мела. Оконная замазка приготовляется из мела с сырым маслом, с прибавкою сала — чтобы она за зиму не могла окрепнуть и тем не затруднила бы открывание окон весною. Шпаклевка, употребляемая для предварительного выравнивания поверхностей под окраску, приготовляется из масла с олифой и подмазочным лаком или жидким клеевым раствором.
Белила свинцовые — основная углесвинцовая соль — одна из самых необходимых красок, очень корпусная, тяжелая, прочная и химически соединяющаяся с маслом. Недостаток свинцовых белил — тот, что от воздуха жилых помещений, содержащего сернистые испарения, они желтеют и темнеют вследствие образования сернистого свинца; поэтому они нуждаются в покрытии защитным слоем, напр., цинковых белил, а также не могут быть смешиваемы с сернистыми соединениями, напр., с ультрамарином (содержащим сернистый натрий), кадмиевой желтой (сернистый кадмий) и т. п. Так как сами по себе свинцовые белила дают с олифой цвет не чисто белый, а слегка желтоватый, то для уничтожения этого оттенка к белилам прибавляют немного синей краски — кобальта, при чем очень часто, по невежеству, вместо кобальта берут ультрамарин. Последствия понятны.
Недостаток света ускоряет потемнение свинцовых белил; это видно, если напр., сравнить цвет обеих створок у какой-либо двери в комнате, при чем обращенная к окнам створка всегда светлее другой.
Высший, самый чистый сорт белил продается под названием шифервейса (кремшифервейс, кремзервейс или кремницкие белила), чаще всего в виде плиток. Английскими называются белила, продаваемые в порошке, сорта их различаются в продаже номерами (№ 0 — самые чистые) и содержат от 10 — 75% (а иногда и до 90%) тяжелого шпата. Небольшая примесь его (до 10—15%) совершенно безвредна и даже делает цвет белил более устойчивым; большая же примесь заметно ослабляет кроющую способность белил.
Чистые свинцовые белила должны растворяться в азотной кислоте без остатка. Белила цинковые — окись цинка (ZnO), легче свинцовых, медленна сохнут и обладают меньшей кроющей способностью, так что приходится несколько раз покрывать ими, чтобы не просвечивал первоначальный цвет окрашенной поверхности. Не желтеют, так как образующийся от действия сероводорода сернистый цинк — тоже белого цвета. Обычные подмеси, встречаемые в продажных цинковых белилах — тяжелый шпат и гипс, дающие остаток при растворении белил в разбавленной серной кислоте.
Из менее распространенных белых красок, применяемых более в художественной живописи, нежели в простом малярном деле, следует назвать:
Баритовые белила (Permanentweiss) — сернобариевая соль (BaSO4) или тяжелый шпат — краска очень постоянная по цвету, но, повидимому, не образующая химического соединения с олифою, и мало укрывистая.
Литопон — краска ярко белого цвета, введенная в технику не столь давно, представляет смесь баритовых белил с 15 — 33% сернистого цинка. В противоположность свинцовым белилам, литопон совершенно не темнеет от сернистых испарений и, наоборот, может иногда темнеть (от действия хлора, оставшегося в нем по его приготовлении) на солнечном свете. Литопон очень пригоден поэтому для окраски темных подвальных помещений, где свинцовые белила весьма быстро темнеют. Смешивать свинцовые белила с литопоном, содержащим сернистый цинк, разумеется, нельзя.
Желтые краски. Охры — глинистые вещества, окрашенные водной окисью железа (или марганца); встречаются в природе готовыми и поступают в продажу в сыром или измельченном, отмученном виде. С олифой охра химически не соединяется, но все же представляет собой одну из прочных красок, хотя от времени темнеет вследствие образования сернистого железа.
Цвет охры, в зависимости от содержания железа, бывает от светло-желтого до коричневого. Сорт, идущий для окраски полов, носит название золотистой охры. К охрам относятся следующие краски: жженая (прокаленная) охра — красно-коричневая; умбра — темно-коричневая, в сыром виде с оливковым оттенком, после прокаливания (жженая умбра) принимающая шоколадный цвет; Олонецкая земля — темно-серая; празелень — дешевая грязно-зеленая краска, употребляемая только для клеевой окраски; сиенна или сиенская земля (terre-de-Sienne) — коричневая, употребляется для разделок под дуб или ясень.
Кронгельб или желтый крон, в чистом виде представляет собою среднюю хромовосвинцовую соль ярко-желтого цвета различных оттенков, от лимонного до оранжево-желтого. Очень хорошо кроет, но со временем темнеет, как и все свинцовые краски. Более постоянны по цвету другие кроны (также хромовокислые соли) — цинковый (более дорогой, чем свинцовый), баритовый (так наз. желтый ультрамарин), известковый. Примеси, встречаемые в кронах — шпат, гипс, охра.
Красные краски. Сурик свинцовый — смесь окиси (РЬО) и двуокиси (РЬО2) свинца; цвет яркий оранжево-красный, более красный при преобладании двуокиси. С олифой твердеет весьма быстро и поэтому не заготовляется в тертом виде для продажи; при окраске дает слой прочный, но несколько хрупкий. Очень хорошо держится на железе, особенно в смеси с цинковыми белилами. Со временем темнеет (причины указаны выше). Суриковая замазка (смесь сурика с мелом и олифой) употребляется при водопроводных работах для замазывания стыков труб, трещин и щелей в баках и т. п. Обычные примеси — молотый кирпич и красная мумия. Сурик железный — измельченный красный железняк; получается также как побочный продукт, при добывании серной кислоты из железного купороса или из колчедана (русский железный сурик или мумия). Красно-коричневая краска, весьма прочная и очень употребительная для окраски по железу крыш, стропил, мостов; для этой цели особенно важно, чтобы она не содержала вовсе следов серной кислоты, иначе она будет разъедать железо.
В продаже часто называют мумией или черлядью красную охру, природную или жженую, тоже буро-красного цвета, которая менее прочна, чем предыдущая.
Киноварь — сернистая ртуть, ярко-красная краска; от действия кислот и сероводорода не изменяется, от щелочей желтеет.
Синие краски. Кобальт — соединение окиси кобальта с глиноземом или известью; краска весьма прочная, но дорогая. Более дешевый сорт, употребляемый иногда при клеевой окраске, называется смальтою.
Голубец или горная синь — искусственная или природная водная основная углемедная соль; применяеется только в клеевой окраске; от масла и сернистых испарений темнеет. Ныне мало употребляется. Берлинская лазурь — железная соль железистосинеродистой кислоты — самая яркая из синих красок. Известью и вообще щелочами разрушается, а потому вовсе не пригодна для окраски по штукатурке.
Индиго или кубовая краска — извлекается из листьев индигоносных растений, преимущественно в Индии; одно из них, называемое вайда или крутик (Isatis tinctoria), растет в Европе, доставляя более дешевый и худший сорт краски. Примеси, достигающие иногда 60 % по весу — состоят из растительных веществ, подкрашенного иодом крахмала, берлинской лазури и т. п. Употребляется только в клеевой окраске; на солнце выцветает.
Ультрамарин приготовляется прокаливанием в тиглях, без доступа воздуха, смеси глины, глауберовой соли, серы и угля; бывает ярко-синий, голубой, зеленый и промежуточных оттенков. Весьма употребительная и прочная краска, но ее не следует примешивать к краскам, содержащим свинец, железо и вообще те металлы, сернистые соединения которых имеют темный цвет.
Зеленые краски. Медянка или ярь — основная уксусномедная соль; употребляется не в чистом виде, а всегда в смеси со свинцовыми белилами и дает чрезвычайно прочную окраску, так как химически соединяется с олифой. Железные крыши, выкрашенные медянкой, иногда более 10 лет не требуют возобновления окраски. Эта — наиболее употребительная из медных красок.
Брауншвейгская зелень (брауншвейн) — смесь водной окиси меди с гипсом и с небольшим количеством основной углемедной, винно- и мышьяковистомедных солей, в зависимости от способа приготовления. Служит только для масляной краски; на свежей штукатурке не годится; со временем темнеет. Мало употребительна.
Швейнфуртская зелень — смесь мышьяковистомедной и уксусномедной солей; лучший сорт — очень мелкокристаллический; при более крупных кристаллах кроет хуже. На свежей штукатурке разрушается, как и предыдущая.
Сибирка — углемедная соль, довольна дешевая, употребляется преимущественно на клею.
Все краски этой группы в продаже содержат обыкновенно весьма значительные подмеси мела, гипса, тяжелого шпата и др.; все они ядовиты, особенно швейнфуртская зелень; например, обои, ею окрашенные, выделяют от разлагающего действия клейстера мышьяковистый водород и, следовательно, не могут быть допускаемы в жилых помещениях. В последнее время ядовитые медные краски понемногу вытесняются зеленым кроном или Гьюнетовой зеленью (водная окись хрома); эта краска весьма устойчива против действия света и щелочей (ее, например, можно мыть мылом).
Черные краски — различным образом приготовленная сажа. Голландская сажа получается осаждением дыма от сжигания органических веществ при неполном горении; имеет буроватый оттенок, так как, кроме чистого углерода, содержит примесь пригорелых масел и смол, почему на масле очень медленно сохнет; по этой же причине каменноугольная сажа, наиболее ими богатая, может употребляться только в клеевой окраске. Финляндская сажа получается сожиганием торфа.
Лучшие сорта — ламповая сажа (для живописи) и жженая кость, отличающаяся матовостью и особенной чернотой.
Китайская тушь — самый дорогой сорт сажи, приготовленный с клеем и ароматическими веществами.
Графит употребляется, вместо краски, для натирки железных и чугунных поверхностей у предметов, подверженных нагреванию, например — печей, печных заслонок, каминных решеток и т. п.
Испытания красок. При приемке красок для надобностей НКПС, предъявляются следующие требования:
1. Чистые свинцовые белила должны легко, с шипением, растворяться в разведенной азотной кислоте, оставляя не более 0,5% нерастворимого остатка; должны содержать окиси свинца (РЬС) 84—86,8%, углекислоты 11—13%, воды 1,5—2,5%. При накаливании должны желтеть, сохраняя желтый цвет по охлаждении. Примесь тяжелого шпата в белилах № 1 может быть допущена не свыше 25%, в № 2 не свыше 50% и в № 3 — до 75%.
2. Цинковые белила должны содержать не менее 90% окиси цинка; влаги не более 2%: при накаливании должны желтеть, а по охлаждении снова белеть; в кислотах растворяться без шипения, давать не свыше 0,5 % нерастворимого остатка.
3. Охра желтая должна быть в тонком порошке, не содержать песка, гипса и мела: содержать окиси железа не менее и не более 25%, извести не более 2%. Высушенная при 105°, при дальнейшем прокаливании должна терять в весе не более 90%.
4. Свинцовый сурик должен содержать не менее 25% РЬО2; в азотной кислоте в присутствии сахара, при нагревании, должен растворяться без остатка. При прокаливании должен терять в весе 1,1—2,6%.
5. Железный сурик должен быть натуральный, темно-коричневого цвета с красноватым оттенком, мелко истертый; содержать окиси железа не менее 95%, сернокислых солей не более 0,05; при кипячении в соляной кислоте уд. веса 1,125, растворяться не менее 98%; при просеивании через сито с 4.900 отв. на кв. см оставлять на сите не более 0,5%. Один кг сухой краски, разведенный 5 кг олифы, должен оставаться укрывистым.
6. Мумия должна не содержать вовсе свободных кислот (проба на лакмус). Для светлых тонов должна содержать не менее 25% окиси железа, для темных не менее 40%.
7. Умбра должна содержать окислов железа и марганца не менее 30% и не содержать частиц бурого угля.
8. Киноварь должна при накаливании улетучиваться, оставляя не более 0,4% остатка; абсолютный алкоголь не должен ею окрашиваться при нагревании.
9. Берлинская лазурь должна быть в виде кусков темно-синего цвета с отблеском красной меди; посторонних примесей не свыше 1%.
10. Индиго от слабых щелочей не должно менять цвета (проба на подмесь берлинской лазури), а от разведенной кислоты не должно выделять сероводорода (проба на подмесь ультрамарина). В крепкой серной кислоте должно растворяться без остатка; при прокаливании давать не более 10% золы.
11. Ярь-медянка должна содержать от 39 до 43% окиси меди; нерастворимых в аммиаке примесей не более 1%.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна