Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

УКРАШЕНИЕ И ЗАЩИТА ГЛИНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ


Если натуральный цвет обожженной глины должен быть с декоративной целью скрыт, или если требуется сделать поверхность изделия совершенно непроницаемой для жидкостей и вообще увеличить его прочность, то изделия покрываются ангобом, глазурью или же их коптят, пропитывают смолой, флюатируют и т. п.
1. Ангоб — тонкий слой окрашенной глины, который наносится на поверхность изделия до его обжига; при обжиге ангоб не плавится и поэтому получаемая цветная поверхность — матовая. Обыкновенно для ангобирования жидко разбалтывают в воде глину, с примесью краски (например, для голубого цвета — окись кобальта, для зеленого — окись хрома или меди, для желтого — окись олова и сурьмы, для красного — окись железа и т. д.); изделие, высушенное настолько, что его свободно можно брать в руки, либо окунается в эту жидкость, либо поливается; в том и другом случае вода всасывается, а на поверхности оседает тонкий слой ангоба, который при обжиге неразрывно связывается с глиной. Главное условие прочности такого слоя,— чтобы коэффициенты расширения ангоба и основной массы изделия были одинаковы, иначе впоследствии ангоб будет трескаться и отслаиваться.
Из рассмотренных нами изделий ангобом чаще всего украшается облицовочный кирпич (только с лицевой стороны).
2. Глазурь или полива, в противоположность ангобу, представляет собой совершенно сплавленный, стеклообразный слой, покрывающий поверхность изделия и придающий ей блеск и непроницаемость, а в большинстве случаев и окраску. Нередко покрытые глазурью изделия украшаются, кроме того, цветной росписью.
По составу глазури представляют собой сложные силикаты, в которых содержатся преимущественно кремнезем и различные флюсы. В свинцовых глазурях флюсом служит окись свинца (РЬО); часть кремнезема иногда заменяется борной кислотой (В2О3) и тогда получаются прозрачные глазури или эмали (бесцветные или окрашенные), употребляемые, напр., в фаянсовом производстве; наоборот, для получения непрозрачных, глухих глазурей, с целью совершенно замаскировать натуральный цвет глины, прибавляется окись олова (SnO2), силиката, не образующая и совершенно нерастворимая в расплавленной глазури. Из глазурей, не содержащих свинца, отметим щелочноземельные или землистые, в состав которых входят, кроме кремнезема, окислы щелочных и щелочноземельных металлов; эти глазури плавятся значительно труднее, чем легкоплавкие свинцовые, а поэтому могут применяться только для изделий, сильно обжигаемых, напр., фарфоровых, каменных и т. п. Соляная (щелочная) глазурь (см. далее) плавится легче землистой, но значительно труднее свинцовой. Вообще же составы глазурей весьма многочисленны и разнообразны.
Глазурование представляет собой более трудную техническую задачу, нежели ангобирование. Как и ангоб, глазурь должна иметь коэффициент расширения равный или, по крайней мере, близкий к коэффициенту расширения обожженной глины, которая ею покрыта; если глазурь при охлаждении сжимается более, чем глина, то глазурь, охладившись, растрескается; если же сокращение глины при охлаждении более, чем глазури, то последняя будет отслаиваться, отрывая с собой приросшую к ней часть глиняного черепка; иногда эти недостатки обнаруживаются не сразу после обжига, а лишь впоследствии, под влиянием постоянно повторяющихся температурных колебаний, напр., на печных изразцах. Особенно вредны такие, хотя бы вначале ничтожные, трещины на изделиях, употребляемых для наружных украшений здания, и на черепице, так как дождевая вода, проникая в трещины, вследствие непроницаемости цельных мест глазури, не успевает испаряться и, замерзая, отрывает глазурь совершенно.
Кроме того, температура плавления глазури должна быть согласована с температурой обжига самого изделия: если глазурь слишком трудноплавка, то при обжиге глины она не вполне расплавится, даст шероховатую, некрасивую поверхность и не свяжется с черепком; наоборот, если глазурь слишком легко плавится, то она будет уже совершенно жидкою в то время, когда глина еще пориста, не уплотнена обжигом, и всосется черепком, а не удержится на его поверхности. Поэтому, если необходимо пользоваться легкоплавкой глазурью для изделий, требующих большого огня, то их сперва обжигают в надлежащей степени без глазури, затем покрывают глазурью и обжигают вторично, более слабым огнем.
Этот вторичный, более слабый обжиг производится в особом отделении печи — в так наз. муфеле, в который (как в духовой шкаф кухонного очага) не попадают дымовые газы, омывающие лишь снаружи его стенки; таким образом исключается и восстанавливающее действие этих газов на обжигаемое изделие.
Чтобы подогнать таким образом свойства глазури к свойствам черепка, можно изменить состав либо глазури, либо покрываемой ею глиняной массы. Глазурь становится более трудноплавкой, если увеличивать содержание кремнезема или глинозема или уменьшать содержание флюсов, или заменять часть более сильных флюсов менее сильными, напр., вместо части окиси свинца вводить эквивалентное количество кали, натра, магнезии; обратные изменения состава, а также замена части кремнезема борной кислотой увеличивают легкоплавкость глазури. Изменения свойств черепка достигаются следующим образом: если он имеет меньший коэффициент расширения, чем глазурь, так что последняя разрывается при охлаждении, то следует увеличить в глиняной массе содержание кварца и уменьшить содержание пластической глины, или уменьшить (в искусственно составляемых массах, напр., при производстве фарфора) количество полевого шпата, или более мелко молоть кварц, или, наконец, ввести более сильный обжиг, уплотняющий массу. При отскакивании глазури, свидетельствующем о том, что ее -сокращение при охлаждении более сокращения черепка, необходимы обратные меры.
Прочность связи глазури с черепком весьма зависит и от состава последнего, так как эта связь или приплавление глазури к глине обусловливается отчасти всасыванием глазури в поры глины, отчасти растворением глины в расплавленной глазури, с образованием новых силикатов.
Так, напр., свинцово-оловянные глазури, имеющие кислотный характер, хорошо связываются с мергельными глинами, содержащими известь. Составные части глазури чаще всего предварительно фриттуются, т. е. сплавляются в капсюле, и полученная стеклообразная фритта измалывается в тончайший порошок, который и наносится на изделие либо в сухом виде, либо разводится водою до густоты сливок, и в полученную жидкость, как при ангобировании, либо обмакивают изделия, либо поливают их ею из ковша; отсюда название — поливные изразцы, в отличие от простых, неглазурованных.
Обыкновенная белая, непрозрачная полива для изразцов приготовляется так: в плоском сосуде сплавляют олово со свинцом (на 1 ч. олова от 3 до 5 ч. свинца) и, перемешивая сплав, пережигают его до тех пор, пока он не обратится в массу, подобную золе — так наз. кальцину, которую затем смешивают с чистым кварцевым песком и поваренной солью (или содой) и сплавляют смесь в тигле; затем выливают полученную фритту в холодную воду (для облегчения размалывания) и размалывают. Полива наносится либо на сырые, высушенные изразцы, либо на предварительно слегка обожженные.
3. Краски, употребляемые для украшения глиняных изделий, состоят из красящего вещества, смешанного с флюсом, который при обжиге плавится и приплавляет краску к глазури; некоторые краски выдерживают лишь слабый, муфельный обжиг, так как при сильном огне многие красящие металлические окислы растворяются во флюсе, и краска теряет цвет; зато эти муфельные краски дают наиболее богатый выбор цвета. Эмалями называются цветные глазури, наносимые более толстым слоем, нежели муфельные краски, вследствие чего получается более сочное, блестящее окрашивание.
Краски „среднего огня" выдерживают более сильный обжиг, чем предыдущие. Наконец, краски „большого огня" могут выдерживать сильный, горновой обжиг, но выбор цветов их не столь разнообразен.
Расписные изразцы обыкновенно расписываются или по сырой поливе красками среднего огня, растертыми на скипидаре, глицерине и т. п. жидкостях (при нагревании не дающих угля, который мог бы восстановлять металлические окислы и тем портить краску), и затем обжигаются; или на них при формовке выдавливаются выпуклые контуры рисунка, промежутки между которыми заполняются порошкообразными эмалями (выпуклый контур — чтобы эмали при обжиге не сливались между собой). Цветные изразцы часто, хотя и неправильно, называются майоликою; настоящие майолики XVI века приготовлялись так: на поверхность обожженной глины, покрытую оловянной глазурью, наносили рисунок, покрывали сверху свинцовощелочной глазурью и вторично обжигали в горне.
4. Соляная глазурь наводится на изделия, напр., на керамиковые трубы, совершенно иным способом, чем обыкновенные глазури. А именно, когда обжиг труб уже близок к окончанию, то в топки горна или в отверстия в его своде бросают поваренную соль, которая от накаливания испаряется и пары ее наполняют горн; при этом водяные пары, содержащиеся в продуктах горения, разлагаются и их водород соединяется с хлором поваренной соли, образуя хлористый водород, уходящий в трубу, а образовавшаяся окись натрия соединяется с кремнеземом и глиноземом на поверхности обжигаемых труб, образуя плавкую глазурь, довольно глубоко проникающую в тело трубы и крепко с ним связывающуюся. К этому времени трубы должны быть уже настолько сильно обожжены, чтобы глина уплотнилась и глазурь не всасывалась, иначе выделение хлористого водорода будет совершаться и в самом черепке, и последний разрыхлится. По окончании этой операции прекращают доступ воздуха к топкам, в горне образуется восстановительная атмосфера и трубы получают типичную бурую окраску; при окислительном пламени, вследствие существующего притока воздуха в горн, окраска получается более светлая. Соляноглазурованные поверхности имеют характерный, слегка рябой вид, иногда с темноватыми точками.
5. Копчение. Этой обработке подвергается иногда черепица, чтобы сделать ее поверхность более плотной и придать ей темно-серый цвет, на подобие аспида. Копчение достигается тем, что по окончании обжига подбрасывают в горн еще раз топливо и тщательно заделывают все отверстия, чтобы образовать сильно восстановительную атмосферу в горне; иногда льют в горн понемногу смолу, для усиления восстановительного действия. При этом окись железа восстановляется в закись, а уголь от горения углеводородов, выделяемых топливом и смолой, отлагается в порах черепицы в виде графита. Операция производится в периодически действующих небольших горнах (примерно на 6.000 шт. черепицы), так как остывание должно протекать довольно быстро.
6. Пропитывание смолой черепицы и кирпича имеет целью также сделать их непроницаемыми для воды и придать им черный цвет. Пропитывают горячие, только что вынутые из печи изделия, окуная их в газовую смолу или обмазывая ею.
Как пропитывание, так и копчение имеет ту дурную сторону, что в обработанном этими способами изделии не видно сразу на глаз его недостатков — плохого обжига и т. п.; поэтому при приемке таких изделий нужна особая осмотрительность. В России оба эти способа мало известны.
7. Флюатирование кирпича производится с той же целью и таким же способом, как флюатирование естественных камней.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна