Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

Устройство дорожной одежды


Строительство промышленных сооружений в условиях вечномерзлых грунтов
И.К.Кузнецов, Г.С.Филиппов, Стройиздат, 1964 г.
Публикуется с сокращениями.
OCR Sdelaemsami.Ru

До последнего времени при строительстве дорог на вечно-мерзлых грунтах дорожную одежду в основном устраивали из гравийных и щебеночных материалов с введением в эти материалы глинистых добавок в количестве 20-40% от общего объема.
Обычно добавки вводят россыпью, часто в виде глинисто-сланцевого гравия, который легко истирается при укатке с поливкой и хорошо смешивается с щебенкой или гравием. Толщину одежды принимают в пределах 18-19 см.
По опыту работ и существующим нормам гравий, применяемый для дорожной одежды, должен удовлетворять следующим требованиям:
гравий 60-20 мм................15-30%
гравий 20-5 мм.................30-60%
гравий 5-2......................5-20%
гравий менее 2 мм..............20-40%
Грунтово-глинистую смесь мельче 2 мм вводят для обеспечения лучшей связи, без этого смесь трудно поддается укатке и уплотнению, особенно при сильно окатанном гравии.
Покрытие устраивают серповидного профиля с толщиной по оси 16-19 см, а на бортах 8 см.
Укладывать гравий лучше в два слоя: первый слой толщиной 8-9 см на полную ширину земляного полотна из более крупных частиц, а второй на ширину проезжей части из мелких фракций.
Если в основании дорожной одежды заложены крупноскелетные гравийные и щебеночные грунты, толщину дорожной одежды можно снизить до 15-17 см.
Перемешивание глинистых добавок с гравием производится следующим образом. По уложенному гравийно-щебеночному слою рассыпают глинистые добавки в установленной пропорции. По отсыпанному материалу проходит грейдер; за два-три прохода он собирает гравийно-глинистую смесь в продольные валки, а потом за два-три прохода перемещает смесь в поперечные валки. За 10-12 проходов смесь хорошо перемешивается и профилируется.
Окончательное профилирование слоя смеси производится от оси к обочинам дороги. Нож грейдера не следует заглублять в гравийный материал более чем на 2-2,5 см.
Укатка гравийно-глинистой смеси производится от краев дороги к ее оси. Катки применяются весом 5-6 т. Первое положение катка должно быть таким, чтобы задний барабан прикрывал обочину на половину своей ширины.
Укладку дорожной одежды следует производить на земляное полотно, которое уже дало осадку. Опыт работ по строительству дорог в Магаданской и Иркутской областях, Якутской АССР и других районах области вечной мерзлоты свидетельствует о том, что стадийность строительства дорог занимает около 3 лет, что благоприятно сказывается на укладке дорожной одежды.
В этом случае дорожная одежда укладывается по хорошо подготовленному и выстоявшемуся земляному полотну дороги. При устройстве покрытия капитального типа могут использоваться асфальтобетон и черный щебень.
Устройство и эксплуатация дорог, проездов и площадок с асфальтобетонными покрытиями в районах вечной мерзлоты обусловлены рядом специфических особенностей, оказывающих большое влияние на технологические процессы производства работ и режимы эксплуатации. Сложные грунтовые условия, характеризующиеся мерзлыми грунтами, способными при оттаивании и замерзании к осадкам и пучению, обусловливают необходимость устройства дорог и площадок в основном в насыпях. Высота насыпей определяется теплотехническим расчетом в зависимости от мерзлотно-грунтовых условий и колеблется в пределах 1-3 м.
При прочных устойчивых насыпях, усиливаемых в верхней части щебеночным основанием (толщиной 25 см при грунтовых и 10 см при каменных насыпях), верхнее покрытие должно обладать водонепроницаемостью, высокой устойчивостью от разрушающих воздействий атмосферно-климатических факторов и механического износа (истирания).
Этими условиями в наибольшей мере отвечают асфальтобетонные покрытия, обладающие упруго-пластичными свойствами и, кроме того, эти покрытия обеспечивают "самозаплыв" морозобойных трещин, образующихся в насыпях и передающихся на покрытия.
Дороги и площадки, выполненные в насыпях, менее подвержены снежным заносам и хорошо различимы при пурговой погоде.
Наличие длительного периода отрицательных температур воздуха обусловливает высокую механическую прочность асфальтобетона (R более 100 кг/см2) при отрицательных температурах в покрытии и, следовательно, его небольшой ежегодный износ, что повышает долговечность асфальтобетонного покрытия. С другой стороны, небольшой летний период с низкими среднемесячными температурами воздуха (от 3 до 15 °С) и повышенной влажностью воздуха (до 95%) обусловливают необходимость применения такой конструкции покрытия (выбора состава асфальтобетонной смеси и методов ее приготовления, транспортировки, укладки и уплотнения), которая обеспечила бы возможность устройства качественного покрытия без снижения темпов работ.
Слабое развитие строительной промышленности и определенная изолированность населенных пунктов обусловливают применение верхних покрытий дорог и площадок с меньшим расходом дальнепривозных материалов. При устройстве асфальтобетонного покрытия вяжущего расходуется в 6-7 раз меньше, чем при устройстве цементобетонного.
При распространении прочных каменных материалов и отсутствии качественных песков целесообразно и экономически выгодно применять асфальтобетон, приготовленный на основе только дробленых каменных материалов фракций 35-0 мм. Песок и специально приготавливаемый минеральный порошок заменяются каменными высевками (5-0 мм), которые в больших количествах имеются на каждом строительстве как отходы дробления камня на камнедробильных заводах.
В северных районах вечной мерзлоты широко применяется беспесчаный плотный асфальтобетон однослойной конструкции толщиной 7 см. Построенные покрытия не разрушаются и в процессе эксплуатации практически не требуют ремонта. Никаких деформаций после 10-летней эксплуатации на покрытиях не обнаружено.
Для приготовления плотных беспесчаных асфальтобетонных смесей применяются нефтяные битумы марок БН-П и БН-II-V, соответствующие требованиям ГОСТ 1544-52, и дробленые каменные материалы фракций 35-0 мм. Камень применялся одной породы с пределом прочности на сжатие в водонасыщенном состоянии не ниже 700 кг/см2 и степенью сцепления с битумом 4-5 баллонов (по методике СоюздорНИИ).
Применение в беспесчаном асфальтобетоне прочных дробленых материалов с угловатой формой частиц и большой активной свежеобразованной чистой поверхностью позволяет получить прочное асфальтобетонное покрытие, хорошо воспринимающее нагрузки без образования волн, наплывов, выбоин и трещин. В силу однородности дробленых каменных материалов и структуры одного слоя построенные покрытия обладают высокой морозоустойчивостью, т. е. в весьма незначительной степени подвержены трещинообразованиям.
Подбор состава смеси производился в строительной лаборатории с учетом имеющихся запасов, а также получавшихся в процессе текущего дробления каменных материалов фракций 35-0 мм.
На камнедробильном заводе дробленые каменные материалы рассеивались по фракциям 75-30, 35-5 и 5-0 мм. Фракции 75-30 и часть 35-5 мм использовались для устройства щебеночного основания, а остальные фракции 35-5 и 5-0 мм - для приготовления асфальтобетонной смеси. Оптимальное количество битума определялось путем сравнения показателей испытаний стандартных образцов асфальтобетона d = h =101 мм, отличающихся содержанием битума на 0,5% на принятом гранулометрическом составе каменных материалов, что соответствовало материалу, получаемому при дроблении (или имевшемуся в отвалах) фракций 35-5 и 5-0 мм. К производству принималась та смесь, изготовленные из которой стандартные образцы имели наилучшие показатели, отвечающие требованиям к плотному асфальтобетону.
Асфальтобетонная смесь приготовлялась на смесителях Д-152 и Д-225, оборудованных мешалками принудительного перемешивания. Чтобы не происходило задувания пламени, смесители располагались на местности так, чтобы пламя форсунок сушильных барабанов совпадало с направлением господствующих ветров в период производства работ (июнь-сентябрь). Это очень важно для северных районов вечной мерзлоты, в условиях постоянной ветровой погоды. Асфальтобетонный завод располагался около строящейся сети дорог и площадок, что исключало перевозки готовой смеси на расстояния более 5-10 км, а следовательно, охлаждение и расслоение смеси за время транспортировки. С асфальтобетонного завода смесь выпускалась с температурой в пределах 120-150°С. К местам укладки смесь привозилась автосамосвалами ГАЗ-93.
Асфальтобетонная смесь укладывалась укладчиком Д-150А на подготовленное щебеночное основание при положительных температурах наружного воздуха, а при отсутствии холодных ветров - при температурах до -5 С. Влажное щебеночное основание просушивалось горячими каменными материалами фракций 15-5 мм, отходами грохочения на АБЗ (как правило, излишние фракции), имеющими температуру 150-180°С.
Температура смеси в самосвале перед выгрузкой была в пределах 115-145 °С. По прибытии на линию смесь сразу сгружалась в бункер укладчика и раскладывалась в покрытие ровным слоем толщиной 9-10 см (с учетом уплотнения). Укатка смеси 10-тонными мотокатками начиналась тотчас же, так как даже слегка уплотненная смесь более длительное время сохраняет тепло. Это особенно важно при ветренной погоде. Поэтому во всех случаях укатку смеси следует начинать сразу же после ее раскладки в покрытие. Для обеспечения качественного уплотнения беспесчаной асфальтобетонной смеси, укладываемой в однослойное покрытие толщиной 7 см (в плотном теле), требовалось 60-80 проходов 10-тонных катков по одному следу.
В холодную ветреную погоду для уменьшения охлаждения смеси при ее укладке и укатке вдоль укладываемой полосы с наветренной стороны устанавливался переносный деревянный забор длиной 15-20, высотой 0,5 м.
При устройстве однослойного покрытия из беспесчаного асфальтобетона его поверхность даже после тщательного уплотнения получается слегка пористой вследствие минимального содержания в смеси мелких фракций (менее 0,25 мм) каменного материала. Для создания плотной, водоустойчивой и шероховатой поверхности однослойное покрытие в процессе его уплотнения обрабатывалось горячими черными каменными высевками. Горячие высевки сплошным слоем толщиной до 5 мм рассеивались по горячей, слегка уплотненной поверхности асфальтобетона и при дальнейшем уплотнении, вдавливаясь в поверхность покрытия, образовывали тонкий плотный водоустойчивый слой, монолитно объединенный с асфальтобетоном.
Технический контроль за приготовлением асфальтобетонной смеси на заводе и за устройством покрытия проводился постоянно, чтобы обеспечить высокое качество выполнения всех процессов. На АБЗ велся жесткий контроль за качеством смеси. Смесь с температурой ниже 120 °С на линию не отправлялась. Постоянно контролировалась ровность покрытия и степень его уплотнения. Все обнаруженные дефекты (неровности более 5 мм под 3-х метровой рейкой и др.) немедленно устранялись.
Учитывая определенную условность существующих методов изготовления и испытания образцов асфальтобетона, был внедрен новый способ изготовления образцов из однослойных асфальтобетонных покрытий толщиной 7 см (проводившийся параллельно с существующим). При раскладке смеси в покрытие закладывалась металлическая разъемная форма высотой 7 см (по толщине покрытия), составляющая девять ячеек с внутренним размером 7x7х7 см. Это позволяло с одной вырубки (формы) получить девять образцов, необходимых для проведения испытаний по всем нормативным показателям. Чтобы обеспечить ровную нижнюю поверхность образцов, снизу формы на основание подкладывался лист кровельной стали. В процессе уплотнения покрытия смесь уложенная в форму (с учетом коэффициента уплотнения толщиной 9-10 см), подвергалась такому же уплотнению, как и в покрытии. После окончания уплотнения, когда смесь охлаждалась до температуры 40-50 °С, форма вырубалась из покрытия и отправлялась в строительную лабораторию, где производились испытания образцов. Вырубленное место сразу же закладывалось горячей смесью и уплотнялось.
Показатели испытаний образцов, полученных уплотнением в форме, закладываемой в покрытие, были практически тождественными с показателями испытаний переформованных с вырубок стандартных образцов. Это позволило считать новый метод изготовления образцов вполне приемлемым и технически обоснованным для контроля степени уплотнения однослойного асфальтобетонного покрытия толщиной 7 см. Новый метод изготовления образцов обеспечивает высокую оперативность контроля степени уплотнения асфальтобетонного покрытия при значительном сокращении трудовых затрат.
Исходя из этого следует также рекомендовать закладывать в покрытие вторую форму и извлекать ее после окончания уплотнения, вместо того, чтобы брать асфальтобетонную смесь из смесителей и формовать из нее образцы в лаборатории. Вырубку с формой направлять в лабораторию, где можно быстро определить качество смеси и степень ее уплотнения.
На основании имеющегося положительного опыта устройства и эксплуатации однослойных покрытий из плотного щебеночного асфальтобетона авторы считают, что его применение в условиях вечномерзлых грунтов целесообразно и экономически оправдано, особенно в северных районах.


Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>


В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Эта мастика настолько удачно работает над такими проблемными местами, как оконные проемы с наслоившейся на них монтажной пеной, что ранее популярный силикон уже давно уступил полиуретановой мастике первое место в рейтинге герметиков.
прочитать полностью >>
Подвесной потолок – это система, состоящая из металлического каркаса, который прикреплен к перекрытию, а к нему крепятся уже готовые модульные элементы, создающие плоскость потолка. Приведем ряд преимуществ данной потолочной конструкции.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации. Электролобзик предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды именно водонагреватель стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором. Сегодня производители выпускают множество моделей водонагревателей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна