Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ


ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

§ 1. Значение механизации строительных работ.


Все более растущий в СССР объем и темп строительных работ для своего осуществления требует огромного количества материалов и квалифицированной рабочей силы. Малейшая экономия в каждом отдельном случае дала бы в общем масштабе огромные сбережения как материалов, так и рабочей силы, освобождая их тем самым для осуществления других задач. Заменяя человеческий труд работой машины, мы механизируем работы. Но в то время как в других отраслях промышленности машины уже давно вытеснили движущую силу человека, в области строительных работ ручной труд продолжал занимать главенствующую позицию.
При этом практика, на протяжении огромного промежутка времени, не внесла сколько-нибудь существенных изменений в те инструменты, которыми пользовались строительные рабочие. Эти примитивные инструменты для успеха пользования ими требовали длительного опыта, а следовательно и квалифицированных рабочих.
Длительная подготовка и практика, проводимые в условиях совместной работы семей, деревень и затем целых волостей и уездов на долгие годы определяли специальность целых районов. Достаточно вспомнить черкасских грабарей, юхновских тачечников-землекопов, орловских и калужских каменщиков, олонецких конопатчиков и т. д.
Высокая квалификация рабочих, проходивших в артелях с детских лет все ступени от третьей до первой руки, шла параллельно с дешевизной рабочей силы и полной обеспеченностью работ соответствующим количеством рабочих. Сезонные рабочие, составлявшие подавляющее большинство строительных рабочих, смотрели на свой заработок, как на приработок к основному крестьянскому хозяйству. Это обстоятельство, а также обеспеченность рабсилой способствовали дешевизне рабсилы и естественно тормозили внедрение дорого стоящих строительных машин.
Да и самый характер строительных работ, а именно: разнообразие строительных процессов, сезонность и непостоянство места работ, а следовательно и необходимость частых перебросок машин, конечно, также являлись факторами, задерживавшими процесс внедрения машины в строительные работы.
По мере роста стоимости рабочей силы и расходов по содержанию рабочих в связи с требованиями более культурных условий их работы, в виду необходимости ускорения темпа работ, начали создаваться благоприятные условия для использования механизмов на строительных работах.
Только благодаря применению машин оказалось возможным осуществить в намеченные сроки такие работы, как Днепрострой, Свирьстрой и другие. Мало того, возможность применения машин в строительном деле стала настолько заманчивой, что подчас только из-за одного ускорения процесса работы приходится предпочитать сильно механизированную бетонную кладку каменной или кирпичной.
В условиях планового строительства механизация работ приобретает сугубое значение. Выполнение плана возможно лишь в том случае, когда отдельные звенья его выполняются в определенные сроки, и всякое отступление от этого неизбежно влечет за собой неувязки плана и связанные с ними разрывы. В силу этого, строительство должно быть поставлено в такие условия, в которых влияние переменных факторов было бы доведено до минимума. В этом отношении механизация строительных работ, значительно сокращая влияние индивидуальных особенностей исполнителей работы, конечно, в значительно большей мере, чем ручная работа, обеспечивает выполнение сроков, установленных по календарному производственному плану.
Механизация строительных работ, имеющая огромное значение для достижения ускорения и удешевления производства таковых, в условиях социалистического строительства приобретает своеобразные черты, делающие ее одним из мощных рычагов организации народного хозяйства. Освобождая значительное число рабочих, механизация кроме того дает возможность освободить рабочего от роли носителя мускульной энергии'и тем самым ставит рабочего в ряды организаторов производства, разумных руководителей работы той машины, задачу которой он выполнял раньше своими руками. Эту сторону механизации необходимо всегда учитывать и переходить к механизированному способу производства работ следует даже и тогда, когда налицо нет ясно выраженной большей экономичности этого способа перед работой вручную, но зато имеет место сокращение потребной рабсилы. Главное условие в этом случае—наличие возможности механизации.

§ 2. Результаты применения механизмов.

Применение механизмов в строительных процессах в первую очередь выявило огромное ускорение самого производства не только тех работ, которые выполняет денная машина, но и ряда других, с ней неразрывно связанных. Последнее касается как основных работ, так и вспомогательных и подготовительных.
Возьмем, например, для сравнения разработку грунта экскаватором и вручную, с погрузкой на платформы. Производительность механической лопаты с ковшом емкостью 2 м3, как будет указано ниже, на легких грунтах можно принять в среднем равной 100 м3 в час или за трехсменную работу 100X20 = 2000 м3. Обслуживающий персонал (верхняя и нижняя бригады) — 6 человек; значит на одного работника выработка составит - 111 м3.
Принимая среднюю дневную выработку вручную в 5 м3, получим, что при ручной разработке потребовалось бы рабочих в 22 раза больше. Значит потребуется построить значительно больше бараков, столовых и других обслуживающих зданий, что, конечно, потребует значительно больше времени и естественно задержит начало работ и окончание их.
Возьмем другой пример. Приготовление механическим способом бетона при пользовании большой бетономешалкой даст 1,5 м3 бетона за 1,5 — 2 мин., включая в этот срок загрузку в бетономешалку гравия, цемента, песка и воды, перемешивание их и выгрузку. При ручном же способе приготовления бетона необходимо сначала насыпанный песок разровнять, потом рассыпать по нему цемент, перемешать эту смесь до однородности, потом, прибавив гравия, вновь перемешать ее не менее 3 — 4 раз с добавлением воды. Совершенно ясно, что совокупность всех этих операций не может уложиться при любом числе рабочих в указанный выше срок.
Таким образом можно сказать, что механизация приводит к ускорению производства как основных, так подсобных и подготовительных работ и тем самым дает возможность прежде всего сократить сроки строительства.

§ 3. Уплотнение работ.

Механизация работ имеет еще и другое значение. При механизации резко меняется весь облик и характер производимых работ. Если, например, механизируется процесс приготовления бетонной массы, то бетонный завод, сконцентрировав в одном месте приготовление бетона, займет значительно меньше места, чем потребовалось бы для огромного количества площадок ручного приготовления бетона с прилегающими к ним необходимыми площадками. Различного рода вертикальные подъемники, занимающие площадь до 4 м2 каждый, заменят чрезвычайно пологие въезды для втягивания тачек с бетоном, занимающие в плане значительную территорию. Освобождающаяся площадь даст возможность лучше использовать территорию стройки для увеличения склада материалов, транспорта и т. п. — обстоятельство, обеспечивающее большую бесперебойность работ.
Если учесть насколько ценен при производстве работ каждый свободный метр площади, то станет ясной вся важность достигаемого механизацией уплотнения работ.
Возьмем пример — бетонный завод на шесть бетоньерок. Такие заводы были устроены на Свирьстрое и Днепрострое. При емкости барабанов бетономешалок этих заводов в 1,5 м3, часовая производительность этих заводов будет равна 135 м3. Такой завод занимает площадь, равную приблизительно 450 м2.
При ручном приготовлении бетона, для получения той же продукции пришлось бы устроить 75 бойков (досчатых площадок для перемешивания бетона), площадью каждый 20 м2; сверх этого понадобилось бы примерно вдвое большая площадь для возможности подноса материалов и расположения рабочих.
Так как при механизации одновременно очень сильно уменьшается число рабочих, занятых на работах, то значительно уменьшается также и площадь, необходимая для возведения бараков для жилья рабочих и других обслуживающих рабочих зданий. Эта сторона механизации строительных работ приобретает особое значение в условиях, когда территория для построек ограничена.

§ 4. Повышение качества и однородности продукции.

При машинном способе обработки материалов, благодаря автоматичности и равномерности работы механизмов, получается более однородная и более высокого качества продукция, нежели в результате ручного труда.
Качество продукции при ручном труде зависит не только от квалификации каждого отдельного рабочего, но и от правильности того или другого процесса. Например, при изготовлении бетонной массы тщательность перемешивания составных частей до получения однородной массы определяет качество бетона. Естественно, что от бдительности технадзора и добросовестности и умения рабочих будет зависеть качество бетонной массы; последнее будет не только у разных артелей, но и в разных заминках одной и той же артели весьма различно, а значит в среднем качество бетона окажется ниже.
Сравнение результатов опытов над бетоном ручного и машинного приготовления из одних и тех же материалов показывает, что прочность бетона машинного приготовления всегда выше чем при ручном приготовлении, причем это превышение в некоторых случаях доходит до 40%.

§ 5. Удешевление работ.

Удешевление работ при механизации не всегда имеет место. Иногда строитель по соображениям, изложенным в § 2, 3 и 4, стремится механизировать работу, несмотря на то, что из-за небольшого объема работы механизация, требующая затраты на приобретение, ремонт, перевозки машин и т. д., обходится слишком дорого. Например, для достижения высокой и обеспеченной водонепроницаемости сооружения, строитель применяет дорого стоящее торкретирование стены цементной пушкой. Необходимо отметить, что для получения достаточной выгоды от применения машины необходимо наиболее полное ее использование. Поэтому в зависимости, от стоимости оборудования всегда есть более или менее определенный предел, ниже которого применение механизмов становится дороже ручной работы. Мало того, разные системы механизации становятся рентабельными тоже при определенном объеме работ. Так, например, дорого стоящее башенное оборудование для подачи к месту укладки, литого бетона становится рентабельней оборудования для трамбованного бетона при объеме работ не менее 5000 м3.
Поэтому, прежде чем сделать выбор той или иной системы механизации, необходимо рассчитать, имеет ли смысл прибегать к таковой или нет.
При крупных работах, механизация их, при правильном проектировании, всегда дает прямое понижение стоимости работы и чем более будет возрастать стоимость рабсилы, тем, конечно, выгодность применения машин будет больше.
Но кроме прямого снижения стоимости продукции, механизация работ дает и значительное косвенное снижение таковой, а именно:
1. Уменьшая число рабочих, она сокращает расходы на строительство жилья, столовых, магазинов и других обслуживающих предприятий. Одновременно уменьшается и ряд накладных расходов, связанных с зарплатой: социальное страхование, отпускные, расходы на спецодежду, амортизация инструмента и т. п.
2. Сокращая срок работ, механизация сокращает также и продолжительность пользования капиталом и следовательно уменьшает нарастающие на него проценты. Более быстрое выполнение работ ускоряет и использование возводимого сооружения со всеми его выгодами.
3. При сокращении территории строительства уменьшаются расходы по ее аренде, охране и т. п. При более компактном расположении оборудования сокращается расстояние для доставки как материалов, так и готовой продукции к месту работ.

ГЛАВА 2.

НЕОБХОДИМЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

§ 6. Составление проекта механизации строительных работ.


Механизация работ крупной стройки представляет собой целую сеть взаимно переплетающихся между собой и связанных друг с другом процессов. Малейшая неувязка между ними немедленно вызывает простои тех или других механизмов. Поэтому механизация работ должна быть тщательно продумана и рассчитана не только в техническом и экономическом отношениях, но и в отношении возможности в данных реальных условиях применения тех или других механизмов. Но если система механизации должна соответствовать характеру сооружения и реальным условиям работы, то обратно — при составлении проекта сооружения необходимо в свою очередь считаться с имеющимся или возможным к получению оборудованием для механизации строительных работ.
Прежде чем решить вопрос о применении механизации, необходимо подсчитать стоимость обоих способов работы—машинного и ручного.
Если объем работ предопределяет применение механизации, то в дальнейшем нужно уже в зависимости от характера работ, срока их исполнения и ряда других обстоятельств, о которых будет сказано ниже, решать вопрос о схеме и типе механизации.
Зная объем предстоящих работ и календарные сроки их начала и окончания, можно будет определить в общих чертах типы необходимых машин и их число. Точный учет местных условий работы—как-то характера территории, рода грунта, свойств применяемых материалов, позволит определить необходимый тип с большей точностью.
Данные о характере местности весьма важны для рационального проекта механизации работ, и поэтому, помимо общего, подробного плана места работ, необходим план в горизонталях; только тогда можно рационально наметить пути движения грузов и места расположения различных устройств.
При общем равнинном характере места работ в качестве средств передвижения приобретают большое значение железнодорожные пути широкой и узкой колеи. В случае обрывистого рельефа начинает применяться канатная воздушная передача в форме либо канатных дорог, либо кабельных кранов, подвешенных конвейеров, желобов для литого бетона и т. п.
Условия доставки магериалов также должны быть выявлены подробнейшим образом до составления проекта, а в крайнем случае до начала работ. Следует определить, например, каким путем приходит груз: по железной дороге или по воде (в последнем случае осадка и тип судов), в таре или россыпью, все ли грузы одним путем или одни водным, а другие железнодорожным. Все эти вопросы определяют как места складов, так и форму механизации таковых, выбор перегрузочных механизмов и транспортирующих средств.
Как показал опыт, нередко порядок поступления материалов меняется при длительном строительстве уже в процессе работ. Поэтому выбор оборудования и устройств универсального характера, могущих обслужить разгрузку различно транспортируемых на площадку стройматериалов, становится особенно ценным. В дальнейшем в характеристиках перегрузочных и транспортных средств будут отмечены и те условия, в которых их работа наиболее эффективна, а также при наличии каких условий приходится отказываться от их применения.
Характер прибываемых грузов и тот вид, в каком они поступают на площадку, определяют те устройства, которыми следует выполнять разгрузку, прием и транспортирование к основным и промежуточным складам. Например, вопрос о том, в каком виде прибудет цемент на постройку: в таре или россыпью—в корне решает вопрос о способе выгрузки и характере склада. Приход цемента в таре приводит чаще всего к ручной разгрузке вагона, длинному сараю для хранения и транспортированию цемента из склада в бетонный завод при помощи транспортера или шнеков. В случае же доставки цемента россыпью, последний выгружается из вагонов либо электрическими лопатами, либо пневматическим способом.
Конечно и средства перемещения должны быть согласованы с объемом и характером перемещаемых грузов. Например, автоматические опрокидные платформы (домпкары), показавшие хорошие эксплуатационные качества при перевозке камня, гравия и песка, совершенно себя не оправдали при перевозке глины, прилипавшей к днищам платформ. Кроме того, емкость перевозочных средств должна быть согласована с элементами машин, их нагружающих.
Характер и стоимость самого груза тоже влияет на выбор системы устройства для его перемещения и при проектировании этого последнего необходимо, чтобы стоимость перевозки не увеличила значительно стоимость груза. Проф. Н. Н. Лукницкий в своем труде „Организация строительных работ" приводит чрезвычайно яркий пример того, как неблагоприятно отражается на накладных расходах на материал несоответствие транспортного устройства перемещаемому грузу. Он указывает, что вследствие изменения способа доставки цемента для Волховстроя (вместо водного пути он пошел по железнодорожному) канатная дорога, устроенная для транспортирования цемента на бетонный завод, не могла быть использована. По ней начали перевозить дешевые и мало удобные для погрузки песок, кирпич и камень. В результате накладной расход по перевозке груза, составлявший для цемента 3% от стоимости материала, дал для камня 40%, а для песка даже 145%.

§ 7. Измерители работы строительных машин.

Каталоги фирм, выпускающих строительные машины, приводят обычно в качестве определителя производственной мощности последних конструктивную их производительность, т. е. ту наибольшую производительность в час, которая может быть обеспечена конструкцией машины.
Для установления метода быстрого исчисления фактической произвольности машины за тот или иной промежуток времени по известной конструктивной производительности таковой, устанавливается целый ряд коэфициентов, учитывающих влияние тех или иных факторов. В качестве коэфициентов можно привести:
Ки - коэфициент использования машины в смену, представляющий собою отношение времени чистой бесперебойной работы машины в течение смены к продолжительности смены;
Кс - коэфициент использования рабочих суток, представляющий собою отношение числа фактических часов работы в сутки к максимально возможному;
Кд - коэфициент использования календарных месяца или года.
Произведение всех вышеуказанных коэфициентов Кэ, так называемый коэфициент эксплоатации—является выражением отношения чистого рабочего времени за определенный календарный промежуток времени к продолжительности этого последнего.

ГЛАВА 3.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОБОРУДОВАНИЮ.

§ 8. Прочность и простота конструкции машины.


В отличие от машин, применяющихся на фабриках и заводах, строительные машины по окончании одной работы, т. е. довольно часто, переносятся на другую работу, иногда весьма отдаленную от первой. Это требует повторных разборок и сборок, которые при простоте конструкции производятся довольно быстро и легко.
В связи со сложностью и разнообразием работ, случаи остановки машин и повторного пуска весьма часты. Наконец и самый объект обработки (камень, грунт, песок и т. д.) по своему характеру и сопротивлению представляет большое разнообразие и непостоянство. Поэтому быстрый износ, порча и, наконец, прямая поломка этих машин представляются гораздо более вероятными, чем при заводских механизмах. Для того чтобы облегчить ремонт механизмов, необходимо стремиться к возможно большей прочности и простоте конструкции их.
Кроме того временный характер строительных работ, связанный со сравнительно частыми перебросками работников очень затрудняет комплектование стройплощадок рабочими достаточно высокой квалификации, да и сами ремонтные мастерские оборудованы далеко не в должной степени. В силу изложенного вопросы ремонта представляют для строителей большие трудности, в особенности в случае оторванности строительства от города.

§ 9. Соответствие двигателя условиям работы и виду топлива.

Выбор двигателя, приводящего в действие механизмы, обязательно должен производиться в зависимости от вида топлива и от условий работы. Если вблизи места работ имеется работающая электростанция, то, конечно, при условии, что ее мощность допускает дополнительную нагрузку, необходимо использовать для работ ее энергию. В настоящее время для работы на токе приспособлены все виды строительных машин. В тех случаях, когда вблизи очень крупных работ не имеется электростанций, то как для электромоторов разных машин, так и для освещения территории постройки, городка и дорог, необходимо построить электростанцию.
При выборе машин можно остановиться на машине с электрическим двигателем лишь после серьезного обсуждения этого вопроса. Машина с электрическим двигателем не может быть использована в условиях работ, не имеющих источников электрической энергии, а также и в тех случаях, когда по размерам строительства нерентабельно строить электростанцию.
При выборе системы силового хозяйства нужно иметь в виду, что паровая установка имеет также очень ценные качества. В этом случае возможно использовать пар не только в качестве движущей силы установок но и для обогревания зимой материалов, для отопления жилья для строителей, контор и других помещений.
В отношении выбора вида топлива, необходимо иметь в виду, что в качестве топлива могут быть использованы те огромные отходы у лесопильных заводов плотничных и столярных работ, которые в большом количестве имеют место на всякой крупной работе. Возможность применения паровых машин находится в самой тесной зависимости от наличия достаточного количества воды, к тому же качества, допускающего употребление ее для котлов и наличия топлива. При наличии хороших механиков очень часто оказывается рентабельным переход на дизельные установки, несмотря даже на частую их порчу.

§ 10. Соответствие производительности строительных механизмов условиям работы.

Выбор производительности механизма в соответствии с условиями и характером работы является сложным вопросом, потому что почти при каждом его решении приходится отказываться от той или другой положительной стороны механизма. Например, бетономешалки разной производительности обслуживаются одним и тем же числом рабочих (если принять что подача материалов и отвозка бетонной массы механизированы), следовательно бетономешалки с наибольшей производительностью дают на 1 м3 бетона наинизшую стоимость рабсилы, причем при огромной разнице в производительности, стоимость рабсилы, приходящаяся на 1 м3 массы в крупной бетономешалке, может быть меньше в несколько раз (в пределе до 10), чем в малой. Однако на основании одного только этого соображения, нельзя выбирать обязательно мощную бетономешалку.
Предположим, что по ходу работ требуется выпускать 20 м3 бетона в час. Можно остановиться либо на одной бетономешалке с часовой производительностью 20 м3, либо на двух бетономешалках с часовой производительностью по 10 м3 и т. д. В первом случае при поломке или другой необходимости перерыва работы бетоньерки, бетонные работы приостанавливаются, или в крайнем случае приходится их переводить на ручную заготовку бетонной массы. Во втором случае, учитывая, что одновременная поломка обеих бетоньерок маловероятна, все-таки обеспечена производительность в 10 м3.
Если бы необходимо было путем постановки запасной бетономешалки обеспечить полную производительность, то в первом случае мы должны были бы поставить бетономешалку, с производительностью 20 м3/час, во втором же случае лишь с производительностью 10 м3/час. Таким образом в первом случае бетонная установка будет работать со 100% резервом, а во втором с 50%. Ясно, что вторая установка является более рациональной.
Кроме того на работах сплошь и рядом приходится укладывать в разные элементы сооружения бетоны разных составов и даже разных консистенций, причем и та и другая работа должны производиться одновременно. При большем числе бетономешалок это достигается легко и без простоев, причем и сами бетономешалки могут быть ближе придвинуты к месту укладки выпускаемой ими бетонной массы.

§ 11. Легкость и подвижность строительных механизмов.

Легкий вес механизма имеет значение в связи с непостоянством места его работы. Стоимость его перемещения с одной работы на другую находится в прямой зависимости от веса механизма и требует больших затрат. Если механизм имеет устройство для собственного перемещения, то в этом случае переброска его с одной работы на другую значительно облегчается и следовательно удешевляется.
Что касается выбора приспособлений для перемещения механизма, то таковой надо делать на основании тех условий работы, в которых преимущественно будет протекать его эксплуатация.
Вообще говоря, наличие ходовых частей—в виде колес, катков, гусеничных лент и т. д. составляет характерную особенность строительных механизмов большого веса, а при особой громоздкости характерно и наличие двигателя для приведения в движение этих ходовых частей.

§ 12. Общие принципы применения механизации.

В строительных работах нет ни одного процесса, не связанного с целым рядом других, ему предшествующих, одновременных с ним и следующих за ним. Например, если взять бетонные работы, то сортировка и промывка камневидных материалов, подача их и цемента на бетонный завод, отмеривание составляющих, перемешивание массы, выгрузка ее в бадьи, подача бадей к кранам, разгрузка бадей и возвращение состава к бетонному заводу составляют целый цикл процессов, требующих тщательно продуманного выбора каждого механизма и его увязки с другими механизмами.
Для согласованности отдельных механизированных процессов необходимы следующие мероприятия:
1. Принять меры к тому, чтобы в случае остановки какого-либо механизма обеспечить работу других исправных механизмов. Например, в бетонных заводах бункера с материалами над бетономешалками, на случай остановки транспортных механизмов, подающих эти материалы на завод, должны быть емкостью, обеспечивающей по меньшей мере 2—3 часовую производительность бетономешалки. Склады материалов, на случай перебоев в работе карьеров и транспорта, должны иметь соответствующий запас. Подвижной состав должен быть обеспечен хотя бы 20% запасом.
Приведенный выше пример с бетономешалками меньшей производительности является также иллюстрацией того, что переход к большему числу механизмов меньшей производительности представляет больше возможности нейтрализовать влияние таких перебоев.
2. В цикл работ необходимо включать лишь безусловно необходимые элементы работы и не перегружать механизмы и подвижной состав хотя бы и полезной работой. Несмотря на очевидность этого положения, бывают случаи, когда авторы проекта механизации, рассчитывая на особую четкость работы, вносят на один и тот же элемент механизации излишнюю нагрузку, ставя под угрозу весь процесс работы. Так, например, в проекте механизации бетонных работ Днепровской плотины, представленном германской экспертизой фирмы Сименс Бау-Унион предполагалось, что бадьи с бетоном, погруженные на заводе одного берега, разгрузившись, следовали бы на бетонный завод другого берега, там вторично грузились и на обратном пути вновь разгружались. При такой схеме только абсолютно одинаковая работа обоих заводов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, допустила бы возможность бесперебойной работы по бетонированию.

§ 13. Наибольшее использование силы тяжести.

На каждой крупной стройке количество и вес материалов и готовой продукции настолько велики, что удешевление транспорта их по территории стройки составляет значительную часть стоимости таковых. Поэтому там, где только возможно, желательно (и к этому стремятся все организаторы строительных работ) применить в качестве движущей силы даровую силу тяжести материалов и продукции. Это соображение и стало одною из причин широкого применения так называемого литого бетона, транспортирование которого к месту укладки производится по наклонным желобам под действием силы тяжести жидкой бетонной массы.
Необходимо отметить, что для уменьшения числа подъемных механизмов нужно стремиться к сокращению числа подъемов и, если возможно, расположить отдельные устройства таким образом, чтобы раз поднятый на высоту (иногда даже значительную) груз, весь свой дальнейший путь совершал только вниз. С этой целью, например, при бетонных работах, камнедробильные сортировочные и промывные устройства желательно располагать на наивысшей отметке (не останавливаясь подчас при подвозе материалов по железной дороге даже перед устройством эстакад).
При составлении проекта нужно во всяком случае учесть, чтобы по возможности однажды спущенные материалы или продукцию не нужно было после этого опять поднимать.

§ 14. Максимальное приближение складов материалов к месту укладки их.

Независимо от способа доставки материалов к месту работ — по железной дороге, водой или транспортом по шоссейным дорогам,—проход нескольких сот метров по территории строительства, конечно, не отразился бы на стоимости доставки этих материалов. Между тем раз выгруженный материал при дальнейшем его продвижении на строительстве транспортируется дорогостоящими устройствами, что значительно повышает стоимость транспорта. Поэтому в целях уменьшения стоимости работ нужно принять как правило, что склады материалов, доставляемых дальним транспортом, должны располагаться настолько вблизи места потребления этих материалов, насколько позволяет территория стройки.

§ 15. Единообразие транспорта и круговое движение.

Практика крупнейших работ в США показала, что на них все большее и большее распространение получает принцип единства характера транспорта на территории строительства. При этом, главным образом, на гидротехнических сооружениях, где и территория велика и особенно велики объемы перемещаемых масс земли, материалов и бетона, особенное распространение приобретает ширококолейный железнодорожный путь. При применении его не останавливаются перед дополнительными затратами на эстакады и на более дорогое верхнее строение (рельсы, скрепления, шпалы). Благодаря большей грузоподъемности платформ значительно увеличивается полезный груз каждого поезда.
Получается возможность пользования земляными машинами с большей емкостью ковша, что сильно сокращает время, потребное на нагрузку поезда.
Единство типа транспорта со своей стороны позволяет в случае необходимости перебрасывать как паровозы, так и платформы с одной операции на другую. Это обстоятельство придает значительную гибкость строительству в целом.
К сожалению, на целом ряде наших крупных строек, на механизацию и организацию которых было потрачено много труда, до сих пор можно наблюдать в этом отношении значительную пестроту. В пределах одного и того же строительства можно встретить и паровозную возку с обыкновенным железнодорожным составом широкой колеи, и паровозную возку со специальным подвижным составом по пути узкой колеи, и вагонеточную ручную возку по узкоколейной линии другой колеи и тракторную тягу повозок. Это разнообразие, увеличивая сортамент потребных запасных материалов и частей оборудования, конечно, является нерациональным. Кроме того при переброске обслуживающего персонала с одних двигателей на другие приходится сталкиваться с отрицательными последствиями отсутствия у него определенных навыков.
Кроме изложенного необходимо стремиться к тому, чтобы определенная группа строительных производственных операций обслуживалась транспортом по отдельной замкнутой линии. В этом случае заминка в одной группе операций не отразится на других, а неиспользуемый подвижной состав, обслуживающий приостановившуюся группу, может быть переброшен на обслуживание другой. Одновременно и скорость движения при круговом движении может быть значительно более, чем при тупиковом. Между прочим это положение приложимо не только к железнодорожному составу, но и к разным транспортным установкам, как, например, подвесным дорогам и другим.

ГЛАВА 4.

ПРОСТОИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ПРИЧИНЫ, ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ.


По причинам производственно-технического характера, а также и зависящим от характера самого механизма, далеко не все доступное для работы механизма время используется для таковой, а иногда только небольшая его доля; ясно, что простои механизма дают прямое увеличение стоимости продукции.
Если учесть, что машины на строительных работах производят работу, составляющую звенья целых процессов, объединяющих целые группы работ, то увидим, что простои одних машин влекут за собой неполное использование и других механизмов. Вот почему необходимо особенно подробно проанализировать все простои и выявить причины, их вызывающие. Только таким путем руководитель работ сможет принять меры к их сокращению, а где возможно — и к искоренению.

§ 16. Причины простоев, зависящиех от самого механизма.

Задержки, вызываемые этими причинами, уничтожить нельзя, можно только стремиться к уменьшению их. В первую очередь необходимо упомянуть о чистке, смазке механизмов и необходимом их осмотре. Для целого ряда механизмов эти операции связаны с остановкой их, например, промывка котла в паровых экскаваторах, паровозах, очистка и промывка бетономешалок и т. д. Подобные операции следует производить по возможности в нерабочие моменты, например: если бетоньерки работают в две смены, то очистку и промывку их следует делать после второй смены в том случае, когда процесс смены артелей происходит быстро. Если же, как это часто бывает, смена артелей с разбивкой рабочих по местам продолжается 1/2— 1 час, то промывку и очистку следует делать также и в промежуток между окончанием работы первой и началом работ второй смены.
Для уменьшения числа поломок и необходимого ремонта, машина перед началом работ должна быть самым тщательным образом просмотрена, проверена и исправлена. Если она пришла с другой работы без разборки, необходимо произвести полную возможную разборку с тщательным осмотром, ремонтом и смазкой. В этом отношении чрезвычайно важным является наличие на строительстве знающих и добросовестных монтеров, компетентных в строительных машинах, и экономить на содержании таких высококвалифицированных рабочих нецелесообразно.
Если механизм не имеет автоматической смазки и его конструкция не допускает смазки во время его хода, то смазку надо производить перед началом работы каждой смены. При трехсменной работе можно принимать число часов работы в сутки равным 20.
При поломках достаточное наличие запасных частей значительно облегчает возможность замены испортившихся или сломавшихся элементов. Приобретение запасных частей должно производиться в возможно больших размерах. Экономия в этом вопросе нерациональна. Учитывая, что некоторые машины по своей конструкции требуют регулярных перерывов в работе, необходимо иметь запасные машины в том случае, если календарный план работ составлен с напряжением. Помимо этих соображений, запасные машины обеспечивают бесперебойность работы и в случае неизбежных при длительных работах поломках механизмов.
В дальнейшем при рассмотрении отдельных механизмов в числе других производственных характеристик, будут рассмотрены и специфические задержки, вызываемые самим фактом эксплуатации данного механизма.

§ 17. Задержки, вызванные перебоями смежных звеньев рабочего процесса.

На примерах целого ряда работ различных механизмов выявляется значительный процент потери рабочего времени, вызываемый смежными звеньями рабочего процесса. Достаточно указать, например, что при погрузке вынутого грунта на железнодорожные составы, задержки в работе экскаватора, вызванные перебоями в подаче поездов, настолько велики (доходя до 40% полного рабочего времени), что степень четкости работы подвижного состава подчас важнее, чем мощность самой машины.
В силу изложенного, в том случае, когда вынимаемый экскватором грунт необходимо куда-либо транспортировать, следует принять все меры к облегчению движения поездов, предпочитая ожидание составами экскаватора, чем наоборот.
Нельзя скупиться также и на расходы, связанные с регулированием движения. При наличии нескольких машин, поезда не должны прикрепляться к определенной машине, а руководителем движения направляться к свободной от погрузки машине. Руководитель движения должен занимать такое положение, чтобы он мог наблюдать за работой экскаваторов и был бы связан со стрелочными постами, для того чтобы своевременно направить порожний состав на свободный путь.
Для уменьшения задержек из-за транспорта необходимо также упрощать работу каждого состава, отбросив всякую дополнительную, хотя бы и полезную работу. Это было уже отмечено на примере схемы Сименс-Бау-Унион для Днепростроя.
Особенно часты простои бетонных заводов из-за задержки в укладке бетонной массы. Поэтому необходимо при расчете их работы брать средние скорости движения железнодорожных составов:
с бадьями бетона не следует принимать выше 6 км, максимум 8 км в час;
стоянку поезда при наполнении его бетонной массой из бетономешалки при одной подвижке — 4 мин.;
длительность стоянки у каждого крана— 1,5 мин.;
длительность цикла вантового деррика—11—12 мин.;
то же паровозного крана — 6 мин.
Далее необходимо изготовление опалубок, постановку и снятие их организовать так, чтобы они отнюдь не задержали укладку бетонной массы в дело. Для этого необходимо обеспечить эту работу кранами; работу кранов необходимо учесть при проектировании количества необходимых механизмов.

§ 18. Недостаточная четкость организации строительных работ.

Для уменьшения влияния на работу механизмов организационных неполадок, необходимо заранее, еще при составлении календарного производственного плана, тщательно его продумать и увязать все те требования к отдельным процессам работ, о которых говорилось выше. В производственном плане необходимо предусмотреть реальные сроки заготовки материалов, а также в каком виде материалы поступают на склады.
Задержки начала работ, да и дальнейший их темп, настолько сильно зависят от своевременного обеспечения материалами, что на эту сторону должно быть обращено сугубое внимание. Достаточно отметить задержки работы камнедробилок на Магнитострое, вызванные отсутствием камня для дробления, достигавшие 10,4%, и камнедробильных устройств Днепростроя, достигавшие 25,16% полного рабочего времени.
Для того чтобы своевременно учесть недочеты, необходимо с начала работ вести точный технический учет всех рабочих процессов, отмечая длительность всех простоев, причин, их вызывающих, продолжительность отдельных элементов работы, не останавливаясь перед количеством наблюдений.
Одним из методов борьбы за уменьшение простоев по причинам организационного характера является премирование групп рабочих и служащих, занятых на работах, включенных в один цикл. Например, на экскаваторных работах: экскаваторные бригады (верхняя и нижняя), паровозные и кондукторские бригады, стрелочные посты, артели по ремонту пути, руководители работ, движения, пути и тяги.
Из простоев, вызванных нарушениями в снабжении механизмов и машин, надлежит отметить, как наиболее частые, перерывы в снабжении энергией, водой, паром. Это обстоятельство объясняется теми тяжелыми условиями, в которые поставлены на строительствах энерго- и водоснабжение. Поэтому, необходимо иметь на каждом строительстве твердо сформированные ремонтные бригады для исправления повреждений как электросети, так и водо-и паропроводной сетей.

§ 19. Учет работы механизмов.

Степень соответствия проектных предположений относительно числа и мощности строймашин, необходимых для выполнения работ в определенный срок, фактическому результату работы в значительной мере зависит от правильности принятых в проекте норм производительности. Имея в виду накопление реальных данных для проектирования, а также указания § 18, сугубую важность приобретает возможно более полный оперативный учет фактически работающих строймеханизмов.
Проведение этого учета следует признать обязательным для всех стройплощадок, применяющих у себя строймеханизмы. При условии правильной постановки этого учета, полноты его и обязательной обработки полученных материалов можно будет избегнуть тех постоянных разрывов между проектными предположениями и фактическими результатами работы, которые, к сожалению, и до последнего времени очень часто имеют место.
Учет должен вестись непрерывно путем составления ежедневных журналов работ (или карточек), на основании которых составляются месячные сводки.
Конечно, в зависимости от характера работы наименование причин задержек может изменяться. Так, например, при работе экскаватора на взорванной породе необходимо будет включить как отдельные графы—ожидание бурения, ожидание взрывов и т. п.
На оборотной стороне карточки должны быть указаны сведения об израсходовании топлива (по наименованию и количеству), смазочных материалов и запасных частей, а также приведен поименный список обслуживающего персонала, включая сюда подсобных рабочих.

§ 20. Калькуляция механизированных работ.

Специфическая особенность транспортирование на стройплощадку, значительно усложняет определение реальной стоимости их по сравнению с определением стоимости тех же работ, производимых вручную. Дело усложняется еще более тем обстоятельством, что в данном вопросе важна не только формула для определения калькуляционной стоимости, на которую у нас к сожалению обращено сугубое внимание калькуляторов мехазированных работ, сколько реальность отдельных элементов, составляющих эту калькуляцию. Все данные этого порядка должны основываться на наблюдении и точном учете всех обстоятельств работы данного механизма.
Во избежание резкого расхождения между предварительной калькуляцией механизированных работ и окончательной стоимостью их, строителям необходимо усвоить, что тщательный учет всех элементов работы механизмов является совершенно необходимым, как это и указано в § 19. В дальнейшем и сделана попытка путем приведения показателей, большей частью по литературным источникам, частью из личного опыта автора и по данным отдельных строительств, хотя бы отчасти опереться на более или менее средние показатели.
Наиболее правильным способом калькуляции механизированных строительных работ данного строительства следует признать такой: определяется полная стоимость содержания снаряда за все время его нахождения на данной стройплощадке и делится на количество предстоящей к выполнению продукции. Этот прием применим, очевидно, и в том случае, если, как это часто имеет место в условиях работы строительных трестов, при длительном строительстве машина неоднократно перебрасывается на стройплощадку. Естественно, что стоимость транспортирования, монтажа и демонтажа и т. п. должна при этом определяться с учетом календарного плана, допускающего такие переброски. Правда, и здесь возможны отклонения, потому что не всегда (в особенности это бывает с земляными работами) объем фактически произведенных работ совпадает с первоначальными предположениями, но во всяком случае степень приближения будет значительно выше достигаемой при других способах калькуляции.
Расходы, вызываемые применением механизированных способов стройработ, разделяются на две основные категории:
1) расходы, независимые от фактического количества произведенных работ и следовательно, падающие на единицу работы (куб. метр, кв. метр и т. д.) различной величиной и
2) расходы, непосредственно связанные с количеством исполненных работ и при правильно выбранной и единообразно применяемой норме падающие одинаковой величиной на стоимость единицы продукции.
К расходам первой группы относятся:

а) Амортизация первоначальной стоимости машины и проценты на затраченный капитал.
Что касается самого размера первоначальной стоимости машины, то таковая устанавливается путем запроса трестов или заводов, причем в случае приобретения заграничных машин необходимо учесть расходы, связанные с работой торгпредства, пошлины, упаковку и транспорт франко-берег порта илм склад-станции железной дороги. Кроме этой стоимости необходимо учесть стоимость запасных частей, исчисляя таковую от 10 до 20% стоимости машины франко-завод.
Сложнее обстоит дело с вопросом о том сроке, в течение которого должна быть полностью амортизована первоначальная стоимость машины.
На фактический срок службы машины влияют не только характер ее конструкции (наличие мелких, легких движущихся частей или наоборот тяжелого чугунного литья и т. д.), но и разнообразие условий работы: частота переброски, монтаж и демонтаж, степень квалификации обслуживающего персонала, характер объекта работы и т. д. Следовало бы учитывать и так называемый моральный износ машины, вследствие которого, при нынешнем темпе развития техники, конструкция машины довольно быстро становится устаревшей и работа ее, по сравнению с машиной нового типа, становится невыгодной.
Установленные сроки амортизации отнюдь не совпадают со сроком действительной службы машин. В некоторых случаях они меньше такового и тогда эти сроки заставляют вследствие преувеличения процента амортизации стремиться к всемерному использованию снаряда. Например для экскаватора установлен срок амортизации в 10 лет, между тем старый (14-летний) экскаватор Путиловского завода, при совершенно нормальном ремонте, показывал производительность 45—50 м3 в час полного рабочего времени на 1 м3 емкости ковша, т. е. то же, что принимается обычно при предварительных подсчетах для механических лопат.
В Германии на разработках бурого угля нередко встречаются экскаваторы (многочерпакового типа), удовлетворительно работающие 20—25 лет.
Во всяком случае безусловно необходимо при калькуляции исходить из укороченных сроков и, в крайнем случае, вводить экономию, считая, что после полной амортизации снаряд можно расценивать по цене железа— лома.
Обратное явление наблюдается в том случае, когда фактически срок службы снаряда ниже установленного срока амортизации. Например, в то время как установленный срок амортизации пневматических буровых перфораторов 6 лет (15% годовой амортизации), самые прочные перфораторы при работе на граните совершенно выходят из строя после 300—400 перфораторо-смен. В том случае, когда в распоряжении калькулятора имеются заслуживающие доверия данные, необходимо при определении стоимости работы исходить из пониженного срока службы механизма.
Что касается процентов на затраченный капитал, то было бы более целесообразным их исчислять не в стоимости каждой отдельной работы, в том числе и механизированной, а в заключительной итоговой работе при составлении генеральной сметы стоимости всего строительства.

б) Монтаж и демонтаж. Вспомогательные устройства.
При расчете стоимости монтажа и демонтажа необходимо пользоваться только практическими данными. Взаимное соотношение между стоимостью демонтажа и монтажа близко к 40%. В тех случаях, когда применение механизированных способов работы влечет за собой устройство временных сооружений (здания бетонных заводов, камнедробильно-сортировочных устройств и т. п.), к тому же сложных, на них следует составлять особую смету. Учитывая, что при разборке такого сооружения лишь незначительная часть его полной стоимости сможет быть использована на следующем строительстве, следует относить на работы полную его стоимость за вычетом стоимости оставшегося годного материала. Оставшийся лес, кроме специальных деревянных конструкций (как например строительные фермы) следует оценивать по стоимости дров.
в) Капитальный и текущий ремонт.
Стоимость такого ремонта теснейшим образом связана как с интенсивностью работы, так и со степенью изношенности машины. В большинстве случаев стоимость ремонта берут по установленным нормам или исходят, при предварительной калькуляции, из стоимости годового капитального ремонта в 10—15%, а текущего в 3—4% от первоначальной стоимости машины. Расход на стоимость рабсилы и материалы берется грубо по 50%.
г) Оплата постоянного обслуживающего персонала.
Постоянный соответственно квалифицированный персонал, руководящий непосредственно операциями машины, свою основную зарплату получает за месяц, независимо от того, находится ли машина в работе или по тем или иным причинам простаивает. Сумма этой зарплаты относится на полную годовую выработку. Что же касается приработка, связанного с объемом и интесивностью работы, то таковой входит во вторую категорию расходов, связанных с количеством исполненных работ.
Ко второй категории расходов относятся:
а) Зарплата строительных рабочих, обслуживающих машину. В виду того, что в периоды перерыва (конечно, не очень кратковременного) работы машины вспомогательные рабочие, обслуживающие машину при удовлетворительной организации работ, перебрасываются на другую работу, зарплата этих рабочих должна за время их работы целиком относиться на стоимость выработанной продукции.
б) Стоимость воды, топлива, горючего, электроэнергии, смазочных и обтирочных материалов и т. п., устанавливается по имеющимся и составляемым нормам расхода на единицу выработки. Некоторые практические показатели даны в дальнейшем изложении.
в) Накладные расходы при механизированном способе производства работ исчисляются согласно издаваемым нормам так же, как и общие расходы.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна