Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно! узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем! узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами! узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому! прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках... прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики. прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ... прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы. прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину... прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию... прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла... прочитать полностью >>
V. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
ИЗ РАЗНЫХ ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ,
ПОЛУЧАЕМЫХ В МАСТЕРСКИХ
ПЕРВАЯ ГЛАВА
ОБРАБОТКА СОРОВ,
А ТАКЖЕ ПОЛОВЫХ И ТИГЕЛЬНЫХ КРЕЦОВ
Все сметки с верстака - "верстачные сора", а также сметки с пола, или так называемые "половые крецы", в мастерских следует собирать и хранить, потому что в них содержатся благородные металлы. В больших мастерских и фабриках устилают пол треугольными планками, обращенными острым ребром вверх, благодаря чему пыль и сор, приставшие к обуви, большей частью отделяются от последней и попадают в пространство между планками, откуда они выметаются и хранятся в особых помещениях. В больших мастерских, кроме того, рабочим дают свою одежду, в которую они на время работы переодеваются, а по окончании работы снова снимают и оставляют в мастерской; такая рабочая одежда сохраняется; ее потом сжигают, а из собранной золы извлекают золото и серебро.
Верстачные сора и половые крецы обрабатываются таким образом: сначала их слабо прокаливают на железном листе с загнутыми краями, при этом пыль, грязь, жир, кусочки дерева, угля, бумаги и материи сгорают; после прокаливания их толкут в ступке в порошок, который затем отмучивают водой, чтобы отделить примеси: гляну, песок, кусочки кирпича от металлических частиц. Для отмучивания берут деревянное корыто, кладут в него сора и крецы и наполняют корыто до краев водою; хорошо перемешивают воду, дают ей немного отстояться и приподнимают один конец корыта, при этом часть воды перельется через край; затем доливают корыто водой, снова ее перемешивают, снова дают немного отстояться, снова приподнимают один конец корыта и сливают часть воды. Такую работу повторяют много раз; при каждом сливании воды уносится некоторая часть землистых примесей, в то время как металлические частицы, как более тяжелые, остаются на дне корыта. Таким образом, сора и крецы почти начисто освобождаются от землистых примесей. Затем сора и крецы хорошо просушивают и с помощью магнита выделяют из них железные и стальные частицы (опилки, гвоздики, обрезки железа и проч.). Подготовленные описанным способом сора и крецы плавят в тигле с селитрой, поташем и бурой и получают слиток, в котором, кроме золота и серебра, будут также и другие металлы (медь, олово и проч.).
Если желают получить золото и серебро, годное для переработки в изделия, то подготовленные, как раньше сказано, сора и крецы плавят в тигле с глетом, поташем, бурой и винным камнем. Плавку производят следующим образом: сора и крецы хорошо перемешивают в тигле с глетом, поташем, бурой и винным камнем, засыпают сверху еще слой соды, а поверх последней слой поваренной соли; в заключение кладут еще немного глета, в виде кольца, кругом стенок тигля. Что касается количества глета и флюсов, необходимых для плавки, то на 2 части соров и крецов надо брать приблизительно 2 ч. глета, 1 ч. буры, 1 ч. винного камня и 1 ч. поташа; сода и поваренная соль играют роль покрышки; глет, засыпаемый сверху, служит для предупреждения приставания мелких частиц золота и серебра (корольков) к стенкам тигля. Тигель вставляют в нагретый горн и жар постепенно усиливают, под конец задают сильный жар; всего в горне тигель держат около часа. Вынимают тигель из горна, постепенно охлаждают и разбивают, при этом на дне будет веркблей (слиток свинца с золотом и серебром), а сверху хрупкий шлак; отделяют веркблей от шлака ударами молотка и затем подвергают его очистительной плавке в чашке с набойкой из костяной золы, как это раньше описано ; получают слиток, состоящий только из золота и серебра.
В тиглях, в которых производилась плавка золота и серебра, могут на стенках оставаться небольшие зерна (корольки) этих металлов, а потому старые тигли, хотя и негодные, не следует выбрасывать. Их толкут в мелкий порошок (тигельные крецы), который отмучивают водой, и остаток, состоящий только из металлических частиц, плавят с селитрой, поташем и бурой; или еще иначе поступают: старые тигли погружают в разбавленную серную кислоту и оставляют в неи несколько дней; при этом шлак, находящийся на стенках тигля, растворится и зерна золота и серебра легко отделяются от стенок с помощью металлической щетки. Таким образом собираются металлические частицы, содержащие золото и серебро; их промывают в чистой воде, высушивают и затем плавят в тигле с селитрой,
поташем и бурой.
Более совершенный способ извлечения благородных металлов из
крецов есть амальгамация, которая производится в особых приборах, тах называемых амальгамирных чашах или мельницах. Измельченные крецы помещают в чаши с пятикратным весом ртути, обливают горячей водой и мешают эту смесь несколько часов с помощью бегуна, при этом золото, серебро, медь соединяются с ртутью (амальгамиру- ются); железо в соединение с ртутью не вступает и удаляется механически. Затем вся масса из чаши переводится в кожаные мешки и хорошо выдавливается, при этом излишняя ртуть просачивается через стенки мешков. Густую массу, оставшуюся в мешках, - "амальгаму" помещают в глиняную или железную реторту и здесь подвергают нагреванию, при этом ртуть отгоняется и собирается под водой (горло реторты должно быть опущено в воду), а в реторте остаются только золото с примесью серебра и меди, которые переплавляются в тигле с бурой,
В большом количестве сора и крецы перерабатываются в аффинерных фабриках.
ОБРАБОТКА ШЛИФОВ И ШЛAMOB
Шлифом называется тонкий порошок, получающийся при шлифовке золотых и серебряных изделий; этот порошок содержит частицы камней, которыми производилась шлифовка, и частицы золота и серебра. Под шламом разумеют тонкий осадок, получающийся в той воде, в которой рабочие моют руки и в которой обмывают шлифуемые золотые и серебряные изделия. В больших мастерских промывные воды сливают в одну бочку; на половине высоты этой бочки делается отверстие, закрываемое пробкой, в которую вставлена трубка с краном. Когда бочка наполнится доверху и вода хорошо отстоится, открывают кран и спускают воду до высоты пробки, и так повторяют до тех пор, пока на дне бочки соберется достаточное количество осадка. Осадок вынимают из бочки, высушивают, слегка прокаливают и затем или плавят в тигле с глетом, поташем, бурой и винным камнем, подобно крецам, или, еще лучше, подвергают амальгамации.
С промывными водами еще поступают таким образом: в верхней части бочки делают решетку, на которую кладут кусок холста или парусины, на него - слой древесных опилок, на опилки опять кусок холста; одним словом, делают фильтр, состоящий из трех слоев холста и трех слоев опилок; на верхний слой опилок кладут слой войлока. Промывные воды, проходя через такой фильтр, освобождаются от мельчайших частиц металла и камней и поступают совершенно светлыми в нижнюю часть бочки, откуда они через кран выливаются, как ненужные. Когда фильтр заполнится осадками настолько, что перестанет пропускать воду, его вынимают из бочки, просушивают и сжигают; полученную золу или плавят с глетом, поташем, бурой и винным камнем, подобно крецам, или, еще лучше, подвергают амальгамации.
ВТОРАЯ ГЛАВА
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗОЛОТА ИЗ ВАНН,
СЛУЖИВШИХ ДЛЯ ОТКРАШИВАНИЯ
Жидкости, служившие для открашивания золотых изделий, всегда содержат в себе некоторое количество золота в растворе, потому такие жидкости нужно собирать в особом сосуде (в стеклянной бутыли), с целью извлечения золота, что делается таким образом.
Жидкость выпаривают в большой фарфоровой чашке и по временам приливают в нее немного чистой соляной кислоты (не содержащей в себе азотной кислоты); выпаривание с прибавлением соляной кислоты делается, чтобы, с одной стороны, уменьшить количество жидкости, а с другой, выгнать из нее азотную кислоту, которая при дальнейшей операции препятствует выделению золота* . Выпаривание производят до густоты сиропа, после чего к жидкости приливают воды, подкисленной соляной кислотой, перемешивают ее и прибавляют раствора железного купороса в воде; снова хорошо перемешивают и оставляют жидкость стоять в покое на сутки. Золото выделится из раствора и осядет на дно сосуда в виде мелкого бурого порошка**. Тогда жидкость сливают, осадок хорошо промывают (несколько раз) чистой водой, высушивают и сплавляют в тигле с селитрой и бурой. Чем лучше промыт осадок, тем чище получится золото. Слитую.с осадка жидкость следует испытать, не содержится ли в ней золота; для этого к ней прибавляют раствор железного купороса в воде и оставляют стоять сутки. Если при этом не получится бурого осадка, то следовательно, золота нет и жидкость выливается прочь; если же осадок будет, то с ним поступают по-предыдущему, т. е. промывают водой и сплавляют в тигле.
Надо обращать особенное внимание на промывание осадка золота водой, потому что если промывание будет сделано плохо, то золото получится не чистое (с железом).
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
ИЗ СТАРЫХ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ВАНН
Выпаривают жидкость, служившую для золочения, на огне досуха; сухой остаток измельчают и смешивают с равным объемом мелкого глета; такую смесь помещают в глиняный тигель, закрывают крышкой
*В открашивающей жидкости находятся соляная и азотная кислота, благодаря чему она и растворяет золото.
**Если азотная кислота не была вполне удалена из жидкости при выпаривании, то часть золота останется в растворе; вот почему и нужно стараться удалить азотную кислоту.
и ставят в раскаленныи горн. Когда масса хорошо проплавится, вынимают тигель, дают ему охладиться и разбивают, причем на дне окажется слиток свинца с золотом, а сверху шлак; слиток молотком отделяют от шлака и затем в фарфоровой чашке обливают химически чистой азотной кислотой и нагревают; кислота растворит весь свинец, а золото останется на дне в виде бурого порошка. Жидкость с осадка сливают и порошок несколько раз промывают горячей водой, после чего высушивают и сплавляют в тигле с бурой.
Для извлечения серебра из серебряных ванн выпаривают ванну досуха, осадок смешивают с прокаленной содой и цианистым калием и сплавляют в тигле; при этом на дне тигля получается королек серебра.
Извлечение золота из старых позолоченных предметов
Намазывают поверхность позолоченных предметов особой массой, состоящей из 2 ч. серы (серный цвет), 1 ч. нашатыря и уксуса; затем предметы постепенно высушивают и подвергают нагреванию до красного каления, после чего погружают их на несколько часов в воду, подкисленную серной кислотой; потом предметы вынимают и над каким-нибудь сосудом крацуют щеткой, при этом с их поверхности отделяются чешуйки, состоящие из сернистой меди и золота. Если чешуйки отделились от поверхности изделий еще в то время, когда изделия находились в серной кислоте, то эти чешуйки также собирают (кислоту с них сливают). Чешуйки хорошо промывают водой, высушивают и плавят в тигле с бурой и селитрой. Если желают получить чистое золото, то чешуйки промывают водой и растворяют в царской водке; после чего раствор выпаривают, чтобы выгнать азотную кислоту; наконец разбавляют раствор водой и осаждают золото желез- ным купоросом.
С серебряных изделий можно еще иначе удалить позолоту: изделия накаливают докрасна и тотчас же погружают в разбавленную серную кислоту, при этом позолота отскакивает. Накаливание и охлаждение в кислоте повторяют до тех пор, пока вся позолота не будет удалена.
Извлечение золота из старых позолоченных кусков дерева
(багета и проч.)
Позолоченные куски дерева погружают в закрытые котлы с кипящей водой (пар должен иметь выход) и варят их там до тех пор, пока клей, удерживающий золото на дереве, настолько распустится, что золото будет легко отделяться щеткой. Тогда вынимают куски дерева и счищают с них золото в особый сосуд с водой; дают воде хорошо отстояться, при этом золото соберется в осадке на дне сосуда;
осторожно сливают с осадка воду, осадок высушивают, толкут в ступке и затем порошок хорошо перемешивают с ртутью; получают амальгаму золота. При нагревании амальгамы в особых ретортах ртуть улетучивается в виде паров и остается чистое золото.
Подобным же образом извлекают золото из позолоченных гипсовых предметов.
На фиг. 42 табл. V изображена реторта А, соединенная с приемником Б. Если в реторте нагревать амальгаму золота, то ртуть испаряется и переходит в приемник Б (охлаждается водой) и здесь сгущается; золото же остается в реторте А.
Извлечение золота и серебра из старых канительных изделий
Галуны, позументы, парчу и проч. обжигают и получают так называемую "выжигу", которую промывают осторожно водой, затем высушивают и плавят в тигле с поташем и бурой; получают слиток из золота, серебра и меди, если вещи были серебряные позолоченные, или из серебра и меди, если вещи не были позолоченные. Содержание золота в слитке будет весьма незначительное - менее 1 пробы. Слиток подвергают обработке азотной кислотой, как это описано в третьей главе "разделение слитков".
ТРЕТЬЯ ГЛАВА
ПОЛУЧЕНИЕ ЧИСТОГО СЕРЕБРА И ЗОЛОТА ИЗ СЛИТКОВ
С ПОМОЩЬЮ КИСЛОТ (РАЗДЕЛЕНИЕ СЛИТКОВ)
Мы рассмотрим здесь только разделение слитков, состоящих из золота, серебра и меди.
Прежде всего надо иметь в виду, что сплавы золота с серебром и медью относятся к кислотам иначе, чем чистое золото, а именно.
1) Если в слитке содержится золота менее 24 проб, то при действии на него азотной кислоты все серебро и медь растворяются, золото же остается в осадке; если же содержание золота более 24 проб, то медь и серебро не растворяются начисто в азотной кислоте, а часть их остается в золоте.
2) Серная кислота вытравливает начисто серебро и медь из слитков, если содержание золота менее 18 проб, в противном случае часть меди и серебра остается в золоте.
Положим, у нас имеется золотой слиток 48 пробы. Если его обработать азотной кислотой, то серебро и медь только частью растворятся, другая же часть их останется в золоте; поэтому данный слиток надо перевести в другой, в котором золота было бы меньше 24 проб: сплавляют слиток с чистой красной медью или, еще лучше, с серебром (cepeбpo можно брать чистое или лигированное медью, только не содержащее олова); меди или серебра надо взять такое количество, чтобы получить слиток втрое больший по весу, потому что тогда проба нового слитка будет 48: 3 = 16 проб (т. е. меньше 24 пpo6); следовательно, если данный слиток имеет вес 1 фунт, то его надо сплавить с 2 фунтами меди или серебра; получим новый слиток весом 3 фунта (16 пробы). Плавку слитка с медью или серебром производят в тигле или (при малых количествах) на древесном угле. Металл или зернят, отливая через веник в воду, или же отливают в плоскую широкую изложницу, чтобы получить тонкий слиток в виде плитки; плитку расковывают и развальцовывают в тонкую полосу, которую разрезают на части (зернение металла или развальцевание делается, чтобы облегчить дальнейшее действие кислоты). Кладут зерна или полоски металла в фарфоровый или стеклянный сосуд и наливают в него химически чистой азотной кислоты средней крепости (около 20 - 24' по Бомэ); кислота растворяет серебро и медь, на золото же не оказывает действия (для ускорения растворения подогревают кислоту). Если кислоты было прилито достаточно, то через некоторое время все серебро и медь, входившие в состав слитка, перейдут в раствор, а на дне сосуда окажется буроватый порошок чистого золота. Раствор сливают в другой сосуд, а порошок золота хорошо промывают водой, высушивают и сплавляют в тигле или на древесном угле с селитрой и бурой.
Из раствора, содержащего медь и серебро, извлекают чистое серебро, для чего приливают к раствору соляной кислоты: серебро выделяется в виде белого осадка хлористого серебра. Соляной кислоты надо столько прибавить, чтобы все серебро выделилось (см. статью "Приготовление хлористого серебра" на стр. 118). Светлую жидкость сливают в новый сосуд, а осадок хлористого серебра хорошо промывают горячей водой и затем высушивают. Сухое хлористое серебро смешивают с четверным количеством соды и небольшим количеством порошка древесного угля; помещают смесь в глиняныи тигель и сплавляют. На дне тигля получится слиток чистого серебра, а над ним хрупкий шлак; последний отбивается ударами молотка.
Из раствора, содержащего серебро и медь, можно получить чистое серебро еще иначе: разбавляют раствор водой и кладут в него куски красной меди, при этом серебро выделяется в виде мелкого серого порошка. По временам делают пробу, все ли серебро выделилось; наливают в маленький стаканчик раствора и прибавляют поваренной соли (раствор в воде); если при этом получится осадок, то значит серебро еще есть и осаждение медью надо продолжать.
Раствор, слитый с осадка хлористого серебра, содержит только медь, которую легко выделить таким образом: если имеется большое количество раствора, то его сливают в кадушку или бочку и кладут сюда лом железа или чугуна; через некоторое время вся медь выделится из раствора в виде черного порошка и осядет на дно кадушки. Еще лучше куски железа или чугуна подвешивать в кадушке (например, в корзинке), так чтобы куски были только погружены в медный раствор; тогда медный порошок, осаждающийся на дне кадушки, легко собрать. При малых количествах раствора его наливают в стеклянную банку, в которую затем помещают куски железа.
Описанным же способом делается разделение слитков и с помощью серной кислоты; серную кислоту надо брать крепкую и во время действия нагревать ее.
II. ПРИЛОЖЕНИЯ
I. МЕТАЛЛЫ
Кроме золота и серебра в мастерских золотых и серебряных изделий применяются еще следующие металлы:
Платина. Металл серовато-белого цвета, ковкий и тягучий; почти вдвое тверже золота; плавится только в очень сильном жаре при температуре около 2000', для чего пользуются пламенем гремучего газа (плавку производят в известковых тиглях). С кислородом воздуха не соединяется (т. е. не окисляется) *. В кислоты не растворяется и только в одной царской водке растворяется, при этом образуется хлорная платина, которая при выпаривании раствора выделяется в виде красно-бурых кристаллов. Платина в золотом и серебряном мастерстве применяется для составления некоторых сплавов золота, а также {в редких случаях) для выделки некоторык частей в золотых изделиях, например: звенья цепей иногда делают из платины и золота. Припоем для платины служит чистое золото.
Ртуть. Металл белого цвета, жидкий, при 40' холода замерзает, т. е. переходит в твердое состояние, при 360' кипит, т. е. переходит в газообразное состояние (пар). Ртуть в соляной кислоте почти не растворяется. Слабая серная кислота не действует на ртуть, крепкая же и горячая серная кислота растворяет ртуть, при этом образуется сернокислая ртуть. Лучше всего ртуть растворяется в азотной кислоте, при этом получается азотнокислая ртуть. Ртуть применяется для золочения и серебрения изделий через огонь, а также при обработке золотых и серебряных соров, шлифов и шламов для извлечения из них золота и серебра.
Медь. Металл красного цвета, ковкий и тягучий; плавится при температуре около 1050', удельного веса 9 (более чем в два раза легче золота). На воздухе окисляется, т. е. соединяется с кислородом и переходит в окись меди, а окись соединяется затем с углекислотой воздуха и переходит в углекислую медь зеленого цвета. При накаливании меди на воздухе она горит, т. е. соединяется с кислородом, при этом образуется закись меди красного цвета, которая при дальнейшем прокаливании переходит в окись меди черного цвета. В азотной
*Золото, серебро и платина, как не окисляющнеся металлы, относятся к числу благородных металлов.
кислоте медь хорошо растворяется, при этом получается азотнокислая медь; в серной и соляной кислотах плохо растворяется (только в крепких и горячих кислотах)* . В царской водке хорошо растворяется, при этом получается хлорная медь. В уксусной кислоте медь растворяется медленно, при этом получается уксусно-кислая медь (ярь-медянка) зеленого цвета. Медь идет для лигирования золота и серебра, для получения золотых и серебряных припоев и для приготовления черни для серебряных изделий** .
Цинк. Металл синевато-белого цвета; продажный цинк хрупок; плавится при 415', а при накаливании до 1000' кипит. При накаливании на воздухе горит, т. е. соединяется с кислородом, при этом получается окись цинка (при обыкновенной температуре окисление происходит медленно); цинк растворяется в соляной, азотной и серной кислоте, при этом получается хлористый цинк, азотнокислый цинк или сернокислый цинк. Цинк применяется для составления некоторых серебряных сплавов и для приготовления золотых и серебряных припоев.
Кадмий. Металл белого цвета, весьма мягкий, ковкий и тягучий, плавится при 320', кипит при 770'. В кислотах растворяется. Кадмий применяется для составления золотых и серебряных сплавов и припоев. При плавке кадмий прибавляется только после расплавления всех прочих металлов; после чего расплавленные металлы перемеши- ваются и тигель немедленно вынимают из огня, иначе кадмий испарится и сгорит.
Свинец. Металл синевато-серого цвета, весьма мягкий, ковкий и тягучий, плавится при 330', удельный вес его 11 1/2 . На воздухе свинец соединяется с кислородом и потому с поверхности делается матовым; при накаливании на воздухе горит, при этом образуется окись свинца (глет). В соляной и серной кислотах не растворяется. Свинец применяется при очистительной плавке золотых и серебряных слитков, для приготовления черни для серебряных изделий и для получения мягких припоев.
Олово. Металл серебристо-белого цвета,ковкий,мягкий,плавится при 228, при обыкновенной температуре олово не изменяется на воздухе, но при накаливании горит, при этом образуется окись олова. В соляной кислоте чистое олово плохо растворяется; серная кислота
*При растворении меди в серной кислоте получается медный купорос (сернокислая медь), который при выпаривании раствора выделяется в виде синих кристаллов.
** Медь входит в состав многих сплавов; приводим главные из них.
Латунь (желтая медь) состоит из 60 ч. красной меди и 40 ч. цинка. Применяется для составления золотых и серебряных припоев. При большом содержании цинка латунь принимает зеленоватый цвет и называется зеленой медью.
Томпак состоит из 80 ч. меди н 20 ч. цинка; этот сплав золотисто-красного цвета. Бронза состоит из 80 - 90 ч. меди и 10 - 20 ч. цинка, олова и свинца.
Новое золото состоит из 80 ч. меди и 20 ч. алюминия.
Мельхиор - сплав из 45 ч. меди, 30 ч. цинка и 25 ч. никеля
растворяет олово; крепкая азотная кислота не растворяет его, разбавленная же растворяет. Олово применяется для приготовления мягких припоев.
Железо. Металл серовато-белого цвета, ковкий, тягучий, вязкий, удельный вес около 8; плавится при 1500' (при ослепительно белом калении). На воздухе железо соединяется с кислородом и переходит в окись железа или, как говорят, ржавеет; чтобы предохранить железо от ржавления, поверхность его покрывают лаком, салом, масляными красками, графитом или даже сплошным слоем металла, например: цинком (цинкованное железо) или оловом (луженое железо - жесть). При накаливании на воздухе железо горит, при этом получается железная окалина или магнитная окись железа (черного цвета). Соляная кислота и серная кислота растворяют железо; при выпаривании таких растворов выделяются кристаллы хлористого железа и сернокислого железа (железного купороса); слабая азотная кислота растворяет железо, крепкая азотная кислота не растворяет его. Царская водка растворяет железо, при этом образуется хлорное железо, которое при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов.
Чугун представляет собой соединение железа с углеродом, причем содержание углерода равно от 2 1/2 до 6 %, т. е. в ста частях металла находится от 2 1/2 до 6 частей углерода и от 94 до 97 1/2 % чистого железа; чугун плавится при 1200', т. е. легче железа; хрупок*.
Сталь также представляет собой соединение железа с углеродом, но содержание углерода в ней меньше, чем в чугуне, а именно: от 2/3 до 2 ? %; сталь плавится при 1400; ковка, тягуча, способна свариваться и закаливаться. Для закалки сталь накаливают и быстро охлаждают, например, опустив в холодную воду. Закаленная сталь очень хрупка и очень тверда, так, что режет стекло; если закаленную сталь снова накалить и затем медленно охладить, то она делается мягкой, ковкой и гибкой и называется отпущенной.
Сталь входит в состав некоторых золотых сплавов; из нее делаются пружинки в золотых и серебряных изделиях.
Кроме перечисленных металлов, имеется еще много других: калий, натрий, барий, кальций, висмут, алюминий и проч.
ЩЕЛОЧИ
Едкий калий. В продаже имеется в виде белых палочек и кусков. Мастера его называют "эцкаль". Едкий калий очень хорошо растворяется в воде; будучи оставлен на воздухе, притягивает влагу, кроме того, соединяется с углекислотой, находящейся в воздухе, и переходит в поташ; вот почему едкий калий следует сохранять в хорошо
*Углерод - это то вещество, из которого состоит уголь.
закупоренных банках. При нагревании плавится и при накаливании улетучивается. Он разъедает кожу, шерсть, дерево, бумагу и некоторые металлы (цинк, олово). Ядовит. Не чистый продажный едкий калий содержит примеси поташа и сернокислого калия. Едкий калий применяется в мастерских для составления ванн золочения и серебрения (нужно брать чистый) и для очистки изделий от жира (можно брать не чистый).
Едкий натрий. Обладает теми же свойствами, что и едкий калий; будучи оставлен на воздухе, соединяется с углекислотой, находящейся в воздухе, и переходит в соду.
Нашатырный спирт (едкий аммиак). Представляет собой раствор газа аммиака в воде, имеет очень резкий запах, ядовит. Нашатырный спирт существует только в жидком виде; он легко разлагается, при этом выделяется аммиак, поэтому нашатырный спирт нужно держать в закупоренных склянках. Применяется для очистки изделий от жира и для составления золотых ванн.
КИСЛОТЫ
Серная кислота (купоросное масло). Представляет собой тяжелую жидкость; чистая серная кислота бесцветна, имеет очень резкий запах и кислый вкус, на воздухе дымится; не чистая серная кислота желтого цвета заключает в себе примесь: азотную кислоту и сернокислый свинец; но эти примеси не вредны для тех целей, для коих применяется серная кислота в мастерских. При нагревании до 338' серная кислота кипит; удельный вес крепкой серной кислоты равен 1 4/5 (почти вдвое тяжелее воды), что по ареометру Бомэ составляет 66'. Серная кислота соединяется с водой, при этом получается более слабая кислота. Если на 1 часть серной кислоты взять 100 частей по весу воды, то получим весьма слабую кислоту или, иначе говоря, воду, подкисленную серной кислотой. Смешивание воды с кислотой надо делать осторожно, т. е. небольшими порциями, и постоянно помешивать, потому что иначе жидкость может разбрызгать. Серная кислота крайне едкое вещество: она обугливает дерево, бумагу, шерсть, ткани и кожу; растворяет многие металлы, образуя с ними химические соединения, называемые сернокислыми солями; например: при растворении железа получается сернохислое железо, при растворении меди - сернокислая медь и т. д*. При выпаривании таких растворов сернокислые металлы выделяются в виде кристаллов. На золото,
*Если при соединении двух веществ образуется новое вещество, по свойствам своим совершенно отличающееся от первых, то говорит, что в этом случае происходит химическое соединение; так, например, при растворении меди в серной кислоте получается раствор медного купороса (сернокислой меди), который при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов синего цвета; это новое вещество нисколько не похоже ни на медь, ни на серную кислоту.
платину и свинец серная кислота не действует. Серная кислота применяется для протравы при очистке изделий (можно брать не чистую), для отбеливания серебра и золота, для разделения слитков и для гальванических элементов (лучше брать чистую).
Азотная кислота (крепкая водка). Чистая азотная кислота представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом и кислым вкусом; на воздухе дымится; при нагревании до 86' она кипит. Крепкая азотная кислота имеет удельный вес 1 1/4, что по ареометру Бомэ составляет около 48'. Азотная кислота соединяется с водой, при этом получается более слабая кислота. Крепкая азотная кислота содержит примеси (главным образом соляную кислоту) и окрашена в буровато- желтый цвет. Не чистая азотная кислота, благодаря содержанию соляной кислоты, действует на золото, т. е. немного его растворяет, между тем как чистая кислота совершенно не действует на золото. Это обстоятельство мастера должны иметь в виду. Чистая азотная кислота хорошо растворяет серебро, между тем как не чистая кислота хуже растворяет его и при этом всегда получается нерастворимый осадок хлористого серебра. Крепкая азотная кислота кипит неспокойно - толчками, но если вбросить в нее маленький кусочек древесного угля, то кипение происходит спокойно. Азотная кислота весьма едкое вещество: она разрушает растительные и животные ткани и растворяет многие металлы. При растворении металлов образуются химические соединения - азотнокислые соли, которые при выпаривании растворов выделяются в виде кристаллов, например: при растворении серебра получается азотнокислое серебро, при растворении меди - азотнокислая медь. На золото и на платину чистая азотная кислота не действует. Азотная кислота применяется для составления протравы при очистке медных изделии (можно брать не чистую), для наполнения элемента Бунзена, для разделения слитков и для растворения серебра (нужно брать чистую).
Соляная кислота. Чистая соляная кислота представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом и кислым вкусом; при нагревании до кипения соляная кислота разлагается, при этом выделяется газ хлористый водород. Удельный вес крепкой соляной кислоты 1 1/5, что по ареометру Бомэ составляет 25'. При смешивании с водой получается слабая соляная кислота. Продажная соляная кислота имеет желтоватый цвет от примеси железа. Крепкая соляная кислота на воздухе дымится. На растительные и животные ткани соляная кислота действует слабее азотной и серной кислоты. Она растворяет многие металлы, при этом образуются хлористые соли, которые при выпаривании растворов выделяются в виде кристаллов, например: при растворении цинка получается хлористый цинк. На золото и платину соляная кислота вовсе не действует. Серебро соляная кислота не растворяет, потому что с поверхности она превращает его в хлористое серебро, которое не растворяется ни в воде, ни в кислоте. Соляная кислота применяется для осаждения серебра из его растворов, а также для получения царской водки.
Царская водка. Taк называется смесь азотной и соляной кислоты; обыкновенно берут на 1 часть азотной кислоты 3 части соляной. Царская водка растворяет металлы, в том числе золото и платину, при этом получаются хлорные соли, которые при выпаривании раствора выделяются в виде кристаллов, например: при растворении золота получается хлорное золото, при растворении платины получается хлорная платина. Серебро царская водка не растворяет, потому что при этом серебро переходит в хлористое серебро, которое не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
В виду того что кислоты растворяют металлы, их сохраняют в стеклянных или фарфоровых сосудах; серную кислоту можно держать в свинцовых сосудах, потому что она на свинец не действует.
Руки, облитые кислотами, следует немедленно обмыть нашатырным спиртом, потому что иначе получатся ожоги.
Кроме перечисленных кислот, имеется еще много других, например: борная кислота, цианистая, уксусная, фосфорная, винная, угольная кислота и проч.
УГЛЕКИСЛЫЕ СОЛИ
Углекислый калий (поташ). В продаже имеется неочищенный поташ сероватого цвета, содержащий примеси соды, сернокислого калия, хлористого калия и др., и очищенный поташ белого цвета. Поташ представляет собой твердое вещество белого цвета (в продаже находится в виде кусков и в виде порошка), очень хорошо растворяется в воде, на воздухе притягивает влагу и расплывается, поэтому его надо сохранять в плотно закупоренных банках; плавится при краснокалильном жаре, а при дальнейшем нагревании улетучивается. В спирте не растворяется. Чистый поташ применяется для составления ванн золочения и серебрения, для чего он растворяется в воде; не чистый поташ применяется при плавке металлов: золота, серебра, меди и других, для этого берется в кусках или в порошке; при плавке поташ образует легкоплавкие соединения с песком, глиной и окисями металлов, так называемый шлак, при этом золото и серебро очищаются.
Углекислый натрий (сода). По своим свойствам очень похожа на поташ, так что ее можно применять для разных целей вместо поташа. Сода имеет то преимущество перед поташем, что на воздухе не расплывается и в продаже дешевле стоит. В кислотах растворяется подобно поташу с выделением углекислоты и образованием новых солей.
Кроме поташа и соды, имеется еще много других углекислых солей, например: углекислый кальций (мел), углекислая медь и проч.
Общее свойство углекислых солей. Все углекислые соли, взятые в порошке или в растворе в воде, при действии на них кислот вскипают вследствие выделения из них углекислоты. Таким образом, если у нас имеется какое-нибудь порошкообразное вещество или раствор его а воде и нам нужно узнать, нет ли в нем углекислых солей, то достаточно взять какой-нибудь кислоты, например соляной, и прилить несколько капель ее к испытуемому веществу; если при этом получится вскипание, то это укажет, что углекислые соли есть.
СЕРНОКИСЛЫЕ СОЛИ
Сернокислая медь (медный купорос). В продаже имеется в виде кристаллов синего цвета (не чистый медный купорос имеет зеленоватый оттенок); хорошо растворяется в воде, при выпаривании такого раствора снова выделяются синие кристаллы купороса. Медный купорос получается при растворении меди в серной кислоте. Применяется для медных ванн для покрытия изделий медью.
Сернокислое железо (железный купорос). В продаже имеется в виде кристаллов зеленого цвета; хорошо растворяется в воде; на воздухе изменяет свой состав, так как соединяется с кислородом, при этом изменяется и цвет; поэтому купорос с желтыми пятнами не следует покупать. Сохранять его надо в хорошо.закупоренных банках. Железный купорос применяется для осаждения золота из слабокислых растворов.
Сернокислое серебро. Кристаллическое вещество белого цвета, плохо растворяется в воде; получается при растворении чистого серебра в крепкой горячей серной кислоте, при выпаривании такого раствора выделяются кристаллы сернокислого серебра.
Кроме перечисленных солей, есть еще много других, например: сернокислый цинк (цинковый купорос), сернокислый кальций (гипс), сернокислый алюминий и др. (сернокислого золота нет).
Квасцы представляют собою соединение двух солей: сернокислого алюминия и сернокислого калия.
Общее свойство сернокислых солей. Растворы сернокислых солей при приливании к ним раствора хлористого бария или азотнокислого бария в воде дают белый осадок, вследствие образования при этом сернокислого бария, не растворимого ни в воде, ни в кислотах. Следовательно, если мы имеем какую-нибудь жидкость, например не чистую воду, и желаем узнать, нет ли в ней сернокислых солей, то надо растворить в дистиллированной воде хлористый барий или азотнокислый барий и полученный раствор прилить в небольшом количестве к испытуемой воде; если при этом заметим, что образовался осадок и вода сделалась мутной, то это признак, что в растворе имеются сернокислые соли. Такое испытание надо делать в отдельном стаканчике.
АЗОТНОКИСЛЫЕ СОЛИ
Азотнокислый калий (обыкновенная селитра). Белого цвета, растворима в воде; при нагревании селитра плавится, а затем разлагается с выделением кислорода; на этом основано применение селитры при плавке металлов: селитра, отдавая свой кислород, окисляет многие неблагородные металлы, при этом образуются окиси их, которые шлакуются поташем, содой и бурой. Кроме того, селитра применяется при составлении открасов для золотых изделий.
Азотнокислый натрий (чилийская селитра). Весьма похожа на калиевую селитру, но на воздухе сыреет, почему употребляется реже.
Азотнокислое серебро (ляпис). В продаже имеется в виде кристаллического порошка белого цвета или в виде палочек; в воде растворяется, а при выпаривании раствора снова выделяется в виде кристаллов; на свету разлагается, поэтому его надо сохранять в банках из темного стекла или ставить в темное место. Если к раствору ляписа в воде прилить соляной кислоты или раствора поваренной соли в воде, то получится белый осадок хлористого серебра. Ляпис получается при растворении серебра в азотной кислоте; надо непременно брать химически чистую азотную кислоту, потому что в обыкновенной азотной кислоте есть примесь соляной кислоты и такая кислота не вполне растворяет серебро; в чистой же азотной кислоте серебро хорошо растворяется, при этом образуется химическое соединение- ляпис; при выпаривании такого раствора выделяются кристаллы азотнокислого серебра - ляписа; если раствор выпарить досуха и продолжать нагревание, то кристаллы ляписа сплавляются в одну массу и его можно отлить в палочки. Ляпис применяется для составления ванн серебрения.
Азотнокислая ртуть. В продаже имеется в виде белого порошка. Получается при растворении ртути в азотной кислоте; при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов. Раствор азотнокислой ртути применяется при гальваническом серебрение очищенные вещи погружаются в этот раствор для подортучивания, а затем уже идут в ванну серебрения; подортученные вещи прочнее серебрятся.
Кроме названных солей, есть еще много других азотнокислых солей, например: азотнокислый барий, азотнокислый свинец, азотнокислая медь и т. д. (азотнокислого золота нет).
Общее свойство азотнокислык солей. Если в раствор азотнокислых солей прилить немного серной кислоты и затем раствора железного купороса в воде и нагреть жидкость, то получится темно-бурое окрашивание жидкости. На основании этого можно определить, имеются ли в данной жидкости азотнокислые соли; пробу надо делать в отдельном стаканчике.
ХЛОРИСТЫЕ СОЛИ
Хлористый натрий (поваренная соль). Белого цвета, растворяется в воде; при выпаривании такого раствора поваренная соль снова выделяется в виде кристаллов; поваренная соль при нагревании сначала плавится, а при накаливании улетучивается. Поваренная соль применяется для составления открасов для золотых изделий, для приготовления теста для серебрения изделий натиранием и для осаждения хлористого серебра из серебряных растворов.
Хлористый аммоний (нашатырь), В продаже имеется в виде белого порошка. Нашатырь при нагревании улетучивается в виде паров, не плавясь. В воде нашатырь хорошо растворяется. Нашатырь применяется при лужении и паянии, как растворитель окисей металлов.
Хлористый цинк. Белого цвета; весьма хорошо растворяется в воде; на воздухе притягивает влагу и расплывается. Применяется при паянии, как средство, предохраняющее металлы от окисления. Ядовит. Получается при растворении цинка в соляной кислоте; при выпаривании раствора выделяется в виде кристаллов.
Хлористое серебро. Получается в виде белого осадка, если к раствору серебра в азотной кислоте прилить соляной кислоты или раствора поваренной соли в воде. Хлористое серебро не растворяется ни в воде, ни в кислотах; но в цианистом калии (раствор в воде) и в нашатырном спирте хорошо растворяется. Хлористое серебро при нагревании плавится. Под влиянием света разлагается, почему его надо держать в темном месте. Применяется для приготовления ванн серебрения* .
Хлористое золото. Желтоватый порошок, не растворимый в воде, получается при нагревании хлорного золота до 150', которое при этом разлагается. Хлористое золото не имеет применения в золотом мастерстве.
Kpoмe вышеперечисленных хлористых солей, есть еще много других, например: хлористая медь, хлористое железо, хлористый никель, хлористый свинец, хлористое олово и проч.
XЛOPHЫE СОЛИ
Хлорное золото. Обыкновенно получается так: растворяют золото в царской водке; при выпаривании такого раствора выделяются кристаллы темно-желтого цвета, которые представляют собои соединение хлорного золота с солянои кислотой. Эти кристаллы на воздухе
*Хлористое серебро несколько растворяется в растворе поваренной соли в воде, поэтому для осаждения хлористого серебра не следует приливать лишнего количества раствора поваренной соли.
расплываются. Если эти кристаллы осторожно нагревать, то соляная кислота выделится из них в виде паров, при этом останется хлорное золото красно-бурого цвета. Хлорное золото хорошо растворяется в воде, спирте и эфире; при нагревании выше 150 разлагается на хлор и на хлористое золото и тогда уже не растворяется в воде* . Хлорное золото применяется для составления ванн золочения и для испытания золотых изделий на камне. Оно продается в стеклянных капсюлях.
Хлорная платина. Получается при растворении платины в царской водке; при выпаривании выделяются краснобурые кристаллы, состоящие из хлорной платины и соляной кислоты; при нагревании их соляная кислота выделяется и остается только хлорная платина- вещество красно-бурого цвета, хорошо растворимое в воде. При нагревании хлорная платина разлагается на хлористую платину и хлор. Хлорная платина применяется для окрашивания серебряных изделий.
Вообще, многие металлы при растворении в царской водке образуют хлорные соли, например: хлорное олово, хлорное железо, хлорная медь, хлорная ртуть (сулема) и другие. Серебро в царской водке не растворяется и не образует химического соединения хлорного серебра.
Общее свойство хлористых и хлорных солей. В растворах хлористых и хлорных солей от прибавления раствора ляписа в воде получается белый осадок хлористого серебра, не растворимый ни в воде, ни в кислотах, но растворимый в избытке цианистого калия и нашатырного спирта (едкого аммиака). Следовательно, если мы имеем какои-нибудь раствор или даже простую речную воду и желаем узнать, нет ли в ней хлористых солей, то надо взять раствор ляписа в дистиллированной воде и прилить немного этого раствора к испытуемой воде; если при этом получится белый осадок или вода сделается мутной, то это признак, что в растворе имеются хлорные соли. Если получится большой осадок, то это значит, что в растворе находится много хлористых солей; если же получится только муть, то хлористых солей мало. Конечно, для такой пробы нужно взять небольшое количество испытуемого раствора в особом стаканчике, чтобы не портить весь раствор приливанием ляписа.
ЦИАНИСТЫЕ СОЛИ
Цианистый или синеродистый калий. Мастера его называют "цинкаль". Белого цвета, растворяется в воде и спирте; на воздухе сыреет и соединяется с углекислотой (находящейся в воздухе), при этом превращается в поташ; поэтому его надо держать в хорошо закупо-
*Хлор - газ с удушливым запахом
ренных банках. Весьма ядовит. Если к кислому раствору, т. е. содержащему какую-либо кислоту (серную, азотную, соляную или царскую водку), прилить раствора цианистого калия в воде и затем раствор нагревать, то из раствора выделяются пары цианистой (синильной) кислоты, весьма ядовитые для дыхания* . Поэтому при приготовлении серебряных ванн хлористое серебро надо хорошо промывать водой, чтобы совершенно отмыть соляную кислоту (если осаждение хлористого серебра производилось соляной кислотой); точно так же раствор азотнокислого серебра, полученного растворением серебра в азотной кислоте, надо выпаривать досуха, чтобы выгнать азотную кислоту, и только тогда хлористое и азотнокислое серебро можно смешивать с раствором цианистого калия. Равным образом хлорное золото, полученное растворением золота в царской водке, выпаривается досуха, чтобы удалить кислоту, после чего хлорное золото растворяют в воде и смешивают с раствором цианистого калия для получения ванны золочения. Цианистый калий применяется для составления ванн золочения и серебрения; при этом нужно иметь в виду, что продажный цианистый калий бывает разной чистоты; нужно покупать чистый (98 %), хотя он и дороже стоит, так как чистота цианистого калия имеет значение для действия ванны.
Цианистое золото. Если к раствору хлорного золота в воде прилить раствора цианистого калия в воде, то образуется осадок желто-коричневого цвета - цианистого золота; если приливать избыток раствора цианистого калия, то осадок цианистого золота растворится; такой раствор, содержащий одновременно цианистое золото и цианистый калий, получается при приготовлении ванны золочения. Цианистое золото в воде не растворяется.
Цианистое серебро. Если к раствору ляписа в воде прилить раствора цианистого калия в воде, то образуется белый осадок цианистого серебра. Если затем приливать избыток раствора цианистого калия, то осадок цианистого серебра растворится. Такой раствор получают для составления ванны серебрения. Цианистое серебро в воде не растворяется.
Желтая кровяная соль. Состоит из цианистого калия и цианистого железа. В продаже находится в виде желтых кусков; в воде растворяется; применяется для составления ванн золочения и серебрения вместо цианистого калия.
Кроме означенных цианистых соединений, имеется еще много других, например: цианистая медь, цианистый никель и проч.
*Пары синильной кислоты имеют запах горьких миндалей
БУРА
Бура (борнокислый натрий). В продаже имеется в виде бесцветных кристаллов или в виде мелкого порошка; в воде растворяется. При накаливании бура выделяет заключающуюся в ней воду, сильно вспучивается и переходит в мягкую массу, называемую луженой бурой; при дальнейшем накаливании она плавится, причем после охлаждения получается стекловидная масса, называемая буровым стеклом. Буровое стекло обладает свойством растворять окиси металлов, песок и глину, при этом образуются легкоплавкие хрупкие соединения, называемые шлаками. На этом свойстве основано применение буры при плавке металлов и при паянии.
II. ПОНЯТИЕ ОБ УДЕЛЬНОМ ВЕСЕ
Удельным весом называется число, показывающее во сколько раз данное вещество тяжелее воды, взятой в том же объеме; например: если возьмем 25 кубических дюймов воды, 25 кубич. дюймов ртути и столько же золота, то вода будет весить 1 фунт, ртуть 13 1/2 ф., а золото 19 1/2 ф., число 13 1/2 будет удельным весом ртути, а 19 1/2 удельным весом золота. Удельный вес часто называют плотностью.
Для жидкостей часто определяют плотность практически - в градусах, для чего пользуются особыми приборами, называемыми ареометрами. Самый употребительный ареометр Бомэ (фиг. 45 табл. V); он состоит из длинной стеклянной запаянной трубки, в середине расширенной, а внизу оканчивающейся шариком, наполненным ртутью; на трубке нанесены деления таким образом, что ареометр, опущенный в чистую воду, погружается почти весь и показывает О' (нуль градусов) плотности. Если мы опустим такой ареометр в жидкость более плотную, чем вода, то он погрузится менее, например: в крепкой серной кислоте он покажет бб' плотности, в слабой серной кислоте он покажет меньшее число градусов.
Для жидкостей менее плотных, чем вода, ареометр Бомэ устраивают иначе, при этом 0' в таких ареометрах находится внизу стеклянной шейки. Поэтому при покупке ареометра нужно указывать, какой именно требуется, т. е. для жидкостей более плотных, чем вода, или для менее плотных. Для перевода градусов плотности, найденных по ареометру, на удельный вес существуют таблицы; таким образом 66' соответствуют удельному весу 1 4/5, 42' соответствуют 1 2/5 , 24' составляют удельный вес 1 1/5 .
ПРОМЫВАНИЕ ОСАДКОВ
Промывание осадков приходится часто делать при составлении ванн серебрения и при разделении слитков, например: промывание хлористого серебра, осажденного из раствора с помощью соляной кислоты или поваренной соли, промывание порошка золота, осажденного из раствора железным купоросом. Для промывания осадков берут дистилли- рованную (перегнанную) воду или в крайнем случае чистую дождевую* . Промывание производят или сливанием воды с помощью сифона, или фильтрованием. В первом случае на осадок наливают воды, взбалтывают ее, дают затем отстояться и светлую жидкость сливают с осадка с помощью сифона; потом на осадок наливают свежей чистой воды, опять взбалтывают, дают отстояться и сливают. Эта операция повторяется много раз, пока окончательно промоют осадок (например: осадок хлористого серебра промывается, чтобы отмыть соляную кислоту, которой оно осаждалось; осадох порошка золота промывается для удаления железного купороса, которым производилось осаждение). Во втором случае, т. е. при фильтровании, делают из бумаги коническую форму "фильтр" (фиг. 43 табл. V); помещают фильтр в стеклянную воронку; воронку устанавливают над каким-нибудь сосудом; затем переводят осадок в фильтр и наливают сюда воды. Когда вода пройдет через фильтр, наливают в него свежей воды и опять ждут, пока она пройдет через фильтр, и так повторяют много раз. При вливании воды в фильтр надо стараться, чтобы не разбрызгать осадок и не перелить воды через край. Лучше всего лить воду по стеклянной палочке: палочку ставят в фильтр наклонно; сосуд, наполненный водой, прикладывают краем к этой палочке и постепенно наклоняют, при этом вода понемногу будет выливаться из сосуда и по стеклянной палочке стекать в фильтр.
Большие фильтры делают из войлока или из холста и древеснык опилок, располагаемых слоями на деревянной решетке, последнего рода фильтры применяются не для промывания осадков, а для отделения их от жидкости.
Лучше всего промывание осадков делать с помощью сифона.
Сифон. Этот прибор состоит из стеклянной изогнутой в виде дуги трубки, причем одно колено трубки длиннее другого (фиг. 44 табл V). Прибором пользуются следующим образом: опрокидывают трубху дугою вниз; наливают через открытый конец длинного колена в трубку воды до тех пор, пока она не начнет выливаться через открытый конец короткого колена; тогда запирают этот последний конец пальцем, а в длинное колено продолжают наливать воду до тех пор, поха она не станет выливаться из трубки; тогда закрывают пальцем и этот конец трубки; опрокидывают сифон дугой вверх и короткое колено погружают в сосуд, из которого нужно слить жидкость; когда конец трубки погрузится в жидкость, тогда пальцы отнимают от концов трубки, и
*Вода часто применяется в мастерских для промывания изделий (можно брать дождевую и речную). Прн охлаждении до 0' вода замерзает, при нагревании же до 100 по термометру Цельсия (нли до 80' по термометру Реомюра) кипит, т. е. переходит в газообразное состояние. В воде растворяются многие вещества, например щелочи и соли, при этом получаются водные растворы зтнх веществ.
жидкость начнет переливаться но сифону (конечно, при этом под длинное колено сифона нужно подставить какую-нибудь чашку, чтобы жидкость не выливалась на пол). При действии сифона нужно следить, чтобы конец его, погруженный в жидкость, не выходил из нее; если же это случится, то воздух попадет в сифон и действие его прекратится; тогда надо сифон снова наполнить водой, как раньше сказано. При действии сифона нужно также наблюдать, чтобы конец его, погруженный в жидкость, не коснулся осадка, находящегося на дне сосуда, потому что иначе осадок будет втянут в сифон и с жидкостью перельется.
Вместо стеклянной трубки можно пользоваться обыкновенной длинной гуттаперчевой трубкой; для этого ее надо согнуть вдвое, расположить открытыми концами вверх, а дугою вниз, и через один конец вливать воду, пока она не начнет выливаться через другой конец; затем этот последний конец закрыть пальцем, а воду продолжать вливать в трубку, пока она не начнет выливаться через другой конец; тогда и этот конец закрыть пальцем. Трубку, наполненную таким образом водой, погружают одним концом в жидкость, которую нужно сливать, а другой конец опускают в чашку или ведро, куда желают сливать жидкость; открывают концы трубки, и сифон начнет действовать. Трубку нужно взять такой длины, чтобы при погружении одного ее конца почти до дна сосуда, из которого нужно сливать жидкость, другой конец, т. е. свободный, спускался бы ниже дна, иначе сифон не будет действовать; для этой же цели сосуд, из которого нужно слить жидкость, располагают на некотором возвышении, например, на скамейке или на столе, а чашку или ведро, в которые желают сливать, ставят на полу. Если длинный, т. е. свобод- ный, конец трубки погрузится в жидкость, слившуюся в чашку или ведро, то это не прекращает действия сифона, лишь бы только уровень жидкости в ведре или чашке был ниже уровня жидкости в сосуде, из которого происходит сливание, а это условие будет соблюдено, потому что сосуд расположен на возвышении. (Действие сифона объясняется давлением воздуха).
ПОНЯТИЕ О РАСТВОРАХ
Мастерам часто приходится растворять разные вещества, например, цианистый калий, поваренную соль, хлорное золото, ляпис и другие в воде, или растворять металлы в кислотах. В том и другом случае получаются растворы, но между этими растворами существует большая разница.
При растворении такик веществ, как цианистый калий, хлорное золото, едкий калий и другие (т. е. солей и щелочей), в воде получаются водные растворы этих веществ. Если такие растворы выпаривать (нагревать), то они сгущаются и в итоге из ник начинают выделяться кристаллы того же вещества, какое было растворено, т. е. цианистого калия, хлорного золота, едкого калия и проч.
При растворении металлов в кислотах, например, серебра в азотной кислоте или золота в царской водке, получаются также растворы, но из них при выпаривании выделяются не серебро и золото, а совершенно новые вещества, а именно: азотнокислое серебро (ляпис) и хлорное золото. В этом случае при растворении произошло образование новых веществ - химическое соединение. Полученные после выпаривания растворов аэотнокислое серебро или хлорное золото можно затем растворить в воде и приготовить таким образом водный раствор этих веществ.
Растворение в воде или кислоте идет обыкновенно скорее, если жидкость подогревать, а в некоторых случаях, например для растворения серебра в серной кислоте, без нагревания нельзя обойтись.
III. КИТТЫ
Киттами называются особые составы, служащие или для неподвижного укрепления изделий, например при чеканной работе, или при закрепке камней, или для соединения разных украшений из золота или серебра с деревом, стеклом, камнями и проч. (в этом случае китта играет роль цемента).
1. Китты для крепления оправ к мундштукам. Составляются так: а) берут 1 ч. черного сухого, измельченного в порошок хлеба и
2 ч. пороха и смешивают их с водой в кашицу;
6) берут мелкий порошок алебастра, нагревают его и прибавляют к нему вареного клея; потом массу хopoшo перемешивают.
2. Китты для прикрепления золотых и серебряных украшений к стеклянным сосудам составляются различно:
а) берут нагретый шеллак или смесь шеллака и пемзы; эти вещества должны быть хopoшo измельчены, после чего их сплавляют вместе и перемешивают;
6) смешивают 4 ч. свежего творога с 1 ч. негашенной извести (в порошке); вместо творога можно брать яичный белок (этот китт должен применяться в дело тотчас же после приготовления);
в) берут 8 ч. столярного клея, распускают в небольшом количестве воды и варят, затем к нему прибавляют 4 ч. льняного вареного масла или 3 ч. венецианского терпентина; этот китт применяется нагретым;
г) берут 4 ч. желтой смолы, 1 ч. воска, вместе сплавляют их и затем прибавляют 1 ч. отмученной кирпичной муки или мела и хорошо перемешивают. Этот китт наносится на нагретый предмет.
Части предметов, скрепленные киттами, надо 2 - 3 дня держать связанными проволокой или другим способом.
д) для прикрепления букв и разных мелких украшений на полированных поверхностях (стеклянных, каменных, деревянных и проч.) служит китт, состоящий из 15 ч. капалового масляного лака, 5 ч. вареного льняного масла, 3 ч. простого скипидара, 2 ч. очищенного скипидара и 5 ч. столярного клея, разведенного в небольшом количестве воды, смешанных с 10 ч. порошкообразнои гашеной извести.
3. Китт для киттштоков, применяемый при закрепке камней в изделиях, составляется из 8 ч. канифоли, 3 ч. желтои смолы и 12 ч. мумии или из канифоли и мела.
4. Китт для укрепления ножей и вилок в серебрянык ручках: берут 2 ч. черной смолы (вар), смешивают в расплавленном состоянии с 1 ч. тонко измельченной кирпичной муки. Перед употреблением китт нагревается.
Дополнения
К статьям Сплавы золота. В специальной части приведены главнейшие сплавы золота. В книге горного инженера А. Фан-дер- Флааса "0 сплавах золота и серебра" находим еще следующие сплавы.
Сплавы желтого цвета (бледное золото)
14 частей чистого золота, 5 частей чистого серебра, 5 частей красной меди (сплав 56 пробы),
18 частей чистого золота, 4 1/2 части чистого серебра, 1 1/2 части красной меди (сплав 72 пробы).
18 частей чистого золота, 4 части чистого серебра, 2 части красной меди (сплав 72 пробы).
18 частей чистого золота, 3 части чистого серебра, 3 части красной меди (сплав 72 пробы).
Из приведеннык сплавов первый и четвертый содержат в лигатуре серебро и медь в равных частяк и представляют собой перекод х красноватым сплавам золота.
Сплавы красноватого цвета
14 частей чистого золота, 3 1/2 части чистого серебра, 6 1/2 частей красной меди (сплав 56 пробы).
14 частей чистого золота, 2 1/2 части чистого серебра, 7 1/2 частей красной меди (сплав 56 пробы).
18 частей чистого золота, 2 1/2 части чистого серебра, 3 1/2 части красной меди (сплав 72 пробы).
18 частей чистого золота, 2 части чистого серебра, 4 части красной меди (сплав 72 пробы).
Последние три сплава употребляются на фабрикак в Пфорцгейме в Германии.
Сплавы красного цвета
56 частей чистого золота, 1 часть чистого серебра, 39 частей красной меди (сплав 56 пробы).
18 частей чистого золота, 1 часть чистого серебра, 5 частей красной меди (сплав 72 пробы).
18 частей чистого золота, 6 частей красной меди (сплав 72 пробы).
Сплав зеленого цвета
3 части чистого золота, 1 часть чистого серебра (сплав 72 пробы).
Сплав серого цвета.
30 частей чистого золота, 3 части чистого серебра, 2 части стали (сплав 32 пробы).
Сплав голубого цвета
14 частей чистого золота, 10 частей стали (сплав 56 пробы).
Для получения сплавов золота с сталью берут чистые и тонкие стальные опилки, смешивают их с большим количеством буры, кладут небольшими порциями в тигель;в котором предварительно расплавлено чистое золото. Сплав тщательно вымешивают. Для получения сплавов золота с сталью требуется слишком сильный жар.
Кроме вышеозначенных цветных сплавов, приводим еще.
Сплавы упругого (пружинного) золота
6 частей чистого золота, 1 часть чистого серебра, 2 части красной меди (сплав 64 пробы);
8 частей чистого золота, 1 часть чистого серебра, 3 части красной меди (сплав 64 пробы).
Эти сплавы отличаются твердостью и эластичностью.
К статье "Расчет лигировки". Расчет лигировки производится одинаково как для золотых, так и для серебряных сплавов и, следовательно, задачи могут служить для всех случаев.
К статье "Проба золотых сплавов на камне". В Пробирных Установлениях при тщательном выполнении всех условии испытание золотых сплавов на камне производится с точностью 1/2 пробы, т. е. золото 55 1/2 и 56 пробы уже различается.
К статье "Проба серебряный сплавов на камне". С помощью раствора ляписа можно на камне отличать серебро 82 и даже 83 проб от серебра 84 пробы. Кроме раствора ляписа, для испытания серебряных сплавов на камне может служить еще насыщенный раствор сернокислого серебра. Такой раствор применяется в Московском Окружном Пробирном Управлении* . При известном навыке в производстве пробы точность испытания серебрянык сплавов раствором сернокислого серебра доходит до 1/2 пробы **
* Раствор сернокислого серебра применяется также в Парижском Пробирном Учреждении.
** Сведения об испытании серебряных сплавов на камне с помощью раствора сернокнслого серебра заимствуем нз книги Управляющего Московским Пробирным Округом Горного Инженера И. С. Лебедкина "Об организации пробирного дела во Франции и желательности некоторых изменений в постановке этого дела в России".
К статье "Плавка золота и его сплавов" . Расплавленное для лигирования золото или серебро с другими металлами перемешивается в тигле или обугленной деревянной палкой, или глиняной мешалкой, или железным крючком (конец крючка, опускаемый в тигель, нужно предварительно накалить).
К статьям "Очистительная плавка . При плавке золотык или серебряных слитков с селитрой можно обойтись без поташа: на 1 часть селитры берут не менее 4 частей буры, смешивают их и полученную смесь применяют для плавки. После очистительной плавки с селитрой золото или серебро полезно проплавить еще раз с одной бурой.
Для очистки золота или серебра от других металлов, как то: от меди, цинка, олова и проч., применяют плавку со свинцом в костянык чашах, как это описано. Количество свинца, необходимое для очистки золота или серебра, определяется по расчету, чтобы на 1 часть неблагородных металлов, входящих в золотой или серебряный слиток, приходилось около 20 частей свинца. Таким образом, если содержание золота и серебра в очищаемом слитке известно, то можно наперед приблизительно определить и количество свинца, какое потребуется длк очистки. Положим, у нас имеется слиток весом 2 фунта, содержащий золота 40 проб и серебра 32 пробы. Количество неблагородных металлов в данном слитке будет 24 пробы (96-72 =24), т. е. в 1 фунте - 24 золотника, а тах как слиток весит 2 фунта, то, следовательно, во всем слитке неблагородных металлов содержится 48 золотнихов, т. е. 1/2 фунта. Отсюда ясно, что для очистки данного слитка потребуется около 10 фунтов свинца. Если содержание золота и серебра в слитке неизвестно, то количество свинца, необходимое для очистки, определяется опытным путем.
В дополнение к способам очистки золота, изложенным в специальной части, скажем еще, что хрупкое золото очищается также плавкой с хлорной медью. Берут на 100 частей золотого слитка около 10 частей хлорной меди (по весу). Плавку с хлорной медью повторяют несколько раз, пока не получится ковкое золото.
К статьям "Отливка в осса-сепии" . Серебро, подобно золоту, не следует отливать слишком горячим, так как при этом литье получается с ноздринами. Лучше дать расплавленному серебру несколько охладиться, а затем уже отливать в форму. Для получения плотных отливок (без пузырей) полезно класть в расплавленное серебро перед отливкой немного цинка (на 1 1/2 фунта серебра около 1 золотника цинка). Мастера находят, что цинк помогает получению плотных отливок и из золота, поэтому перед отливкой кладут в золото немного цинка (около 1/2 доли цинка на золотник золота). Но надо при этом иметь в виду, что от прибавления цинка проба золота и серебра понижается, и, следовательно, для получения золотык изделий 56 пробы или серебряных изделий 84 пробы надо брать золото и серебро несколько выше этих проб.
К статье "Приготовление трубочек" . При описании способа получения витых браслетов пропущено, что после скручивания трубочки необходимо ее пожечь, выгнуть в форму овала браслета, затем снова пожечь и тогда уже положить в деревянное масло.
К статье "Чеканка" . Чеканка золотык изделий производится тем же порядком, как и серебрянык изделий.
К статьям "Состав припоев" . Для паяния серебряных изделий может служить также припой, состоящий из 2 частей чистого серебра и 1 части красной меди (этот припой 64 пробы).
В книге А Фан-дер-Флааса "0 сплавах золота и серебра" находим, что для паяния золотых изделий 94, 92, 82 и 72 проб могут служить припои, состоящие из 24 частей золота (той же пробы), 2 ч. серебра и 1 ч. меди.
К статье "Открашивание золотых изделий. Р. Вагнер предложил для открашивания золотых изделий применять такои раствор: на 1000 частей чистой воды взять 30 частей бромистого калия и 1 часть брома*.
К статье "Чистка золотых и серебряных изделий" . Новые золотые и серебряные изделия, на которых почему-либо образовались пятна, также подвергают чистке порошками или химической чистке, как это описано.
К статье "Получение чистого серебра и золота из слитков с помощью кислот (разделение слитков)". При разделении слитков с помощью крепкой серной кислоты надо иметь в виду, что слитки, содержащие свыше 7 проб меди, плоко растворяются в крепкой серной кислоте, поэтому такие слитки надо предварительно проплавить с селитрой и бурой (для удаления большей части меди), или же подвергнуть плавке со свинцом на чаше из костяной золы и таким образом совершенно удалить из слитка медь. Полученные после такой обработки слитки сплавляются еще с серебром, чтобы содержание золота в них сделать около 18 проб. Затем уже слитки подвергаются действию крепкой серной кислоты.
*Пары брома очень вредны для дыхания, поэтому при работе с бромом нужно устраивать хорошую тягу.
Популярные статьи
   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках... прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада. прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные... прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры... прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система... прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности. прочитать полностью >>
Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере... прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении? прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями. прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску... прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности. прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала. прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей... прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом! узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом! узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас! узнать подробности >>