Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно! узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем! узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами! узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому! прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках... прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики. прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ... прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы. прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину... прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию... прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла... прочитать полностью >>
Допустим, что в распоряжении архитектора находится строительный камень твердой и мягкой породы; в этом случае архитектор должен быть чрезвычайно заинтересован в том, чтобы поместить тот и другой на подобающие места.
От этого не только зависит качество сооружения, но это и вопрос экономии. Само собой разумеется, что цоколь всегда должен быть построен из камня твердой породы: 1) потому что он оказывает большее сопротивление давлению и ударам, чем камень мягкой породы, 2) потому что он менее порист и менее подвержен выщелачиванию. Но для укладки в цоколь некоторые твердые породы негодны, - они хуже выдерживают вредные воздействия атмосферы, чем мягкие породы; а кроме того, бывает, что камни твердой народы служат причиной разрушения камней мягкой народы, вместо того чтобы их предохранять. Это явление можно наблюдать в целом ряде наших зданий. Некоторые породы известняка в выступах фасада, образующих пояса и карнизы, сохранялись на открытом воздухе целыми веками; тогда как, будучи расположены под каменной плитой твердой породы, эти известкяки в конце концов снашиваются, но не разрушаются; они постепенно уменьшаются в объеме, но не крошатся и не превращаются в пыль. Эт происходит оттого, что эти каменные породы вследствие своей пористости просыхают так же быстро, как и пропитываются сыростью. Поэтому дождевая вода не задерживается в их толще достаточно долго для того, чтобы они разрушились вследствяе промерзания или образования солей. Но когда эти выступающие камни покрыты каменной плитой твердой породы, даже очень плотной, эта плита действует, как фильтр, и таким образом постепенно
пропускает сырость в лежащий под ней камень мягкой породы, который, не имея возможности просохнуть, раарушается от образующяхся в нем солей или от промерзания. Вот как это происходит (рис. 9): А - карниз из известняка, покрытый плитой из вамня твердой породы СВ. Влага, проникающая в камень мягкой породьг вследствие медленной фильтрации камня твердой
породы, не может быть поглощена воздухом; она образует внутри кладки соли, которые начинают выкристаллизовываться на ее нижней поверхности в G, и вскоре появляются следы разрушения под слезником, сначала в виде выветривания, затем в виде лишаев и, наконец, в виде выслаивания. Тот ж карниз, не покрытый камнем твердой породьт, обтерся бы, пострадал от действия дождя, но не был бы разрушен. В таких случаях металл гораздо лучше, чем камень твердой народы, поскольку он совершенно не проводит влаги. То же явление наблюдается и под желобами из камня твердой породы помещенных непосредственно на стенах. Если камень доброкачественный то эти желоба не подвергнутся никаким изменениям, но в лицевой поверхности стены под ними скоро появятся признаки разрушения. Следовательно нужно очень осторожно применять камки твердой породы для защиты камней мягкой породы. Принцип, по которому очерчиваются профили, имеет большое значение для сохранности каменной конструкции, и всегда следует применять те из них, которые обеспечивают быстрый сток дождевой воды. В этом отношении профили, применяемые в наши дни и считаемые подражанием античным профилям, очень плохи, так как они почти всегда имеют горизонтальные плоскости, которые задерживают дождевую воду, препятствуют ее быстрому стоку и способствуют ее разбрызгиванию по стенам, возвышающимся над этими горизонтальными плоскостями. Тем самым стенам ваносится существенный вред, ибо дождевая вода, заливающая поверхность ВС (рис. 9), отскакивает в виде мелкой пыли на поверхность СD, пропитывает ее влагой и разрушает. Вообще все камни мягких и пористых пород должны быть помещены там, где они вполне защищены от сырости, или же изолиронаны так, чтобы им была обеспечена возможность быстрого высыхания; укладка камней твердых пород над камнями мягких пород ускоряет разрушение последних, особенно если эти камни твердых пород при всех своих великолепных качествах весьма гигроскопичны, каковы, например, камни вв Шеранса, песчаники, бургундские известняки, известные под названием анстрюдских камней, а также камни из Манса и Равьер. Каждый может видеть карнизы, которые хотя и недавно сделаны из камня, добытого в Сен Ле, но, будучи покрыты плитами из шеранского камня, уже разрушены.*
Если можно, не придерживаясь непременно профилей, принятых в качестве "античных", избежать разрушений, появляющихся под горизонтальными поверхностями, то в желобах все же приходится укладывать горизонтально ряды камней твердой породы. Эти желоба следует либо помещать на кронштейнах так, чтобы их нижняя постель оставалась открытой, либо между этой нижней постелью и поверхностью камня мягкой породы, находящегося под ней, делать продушины на некотором расстоянии друг от друга, как это показано на рис. 10. Средневековые строители, так часто применявшие желоба и наружные переходы на половине высоты зданий, всегда заботливо изолировали каменные ряды, расположенные под ними, помещая их либо на кронштейнах, либо на двойных стенах, как, например, в верхних галлереях церквей (см. А на рис. 10).
Древние римляне, выполнявшие каменную кладку на-сухо, без раствора, сохраняли, так сказать, независимость каменной кладки облицовки от бетонного заполнения и таким образом обеспечивали сохранность лицевых поверхностей стен, особенно когда употребляли гидравлическую известь в заполнении, так как в этой извести в изобилии образуются соли, и швы, заполненные раствором, очень часто вызывают разрушение граней камней. Это разрушение обнаруживается вокруг камня, соприкасающегося с раствором, в виде выветривания, а потом в виде выслаивания, и, по истечении столетия, стена приобретает вид, изображенный на рис. 11. Слои раствора А оказывают сопротивление, лицевые поверхности камней в В сохраняются, а в С обнаруживается глубокое разрушение. Это явление можно наблюдать во многих средневековых постройках, в которых, как известно, между каждым
* Например во дворце Государствевного совета в Париже.
рядом кладки уложены толстые слои раствора. Но почти все средневековые постройки возведены из бутового камня, и, следовательно, раствор играет в них важную роль; иначе обстоит дело с современными зданиями, которые строятся из тесаного камня и в которых поэтому должны были бы придерживаться римского способа. Кстати, трудности, сопряженные с каменной кладкой на-сухо, сильно преувеличивались. Совершенно не нужно, как это утверждали иные авторы, тереть постели камней одну о другую, чтобы достигнуть вполне прочного смыкания. К тому же, если даже допустить, что древние пользовались этим приемом для постелей, то спрашивается, как же
они могли применять его для вертикальных швов. Между тем, в вертикальных швах античных зданий достигнута такая же точная пригонка, как и в постелях; достаточно отесать эти постели и вертикальные швы очень точно по линейке и уложить камни вплотную при помощи волчьей лапы (подъемное приспособление). При внимательном рассмотрении постелей и боковых швов в каменной кладке больших римских сооружений можно прекрасно заметить следы отески, произведенвой при помощи инструмента, похожего на зубило; и если во многих античных римских сооружениях лицевые поверхности камней грубо отесаны, а иногда просто стесаны начерно, то постели и боковые поверхности неизменно обработаны с чрезвычайной точностью. Это явление можно наблюдать даже в зданиях эпохи упадка. И действительно, вся устойчивость римских конструкций из крупных отесанных каменных блоков основывается на точной пригонке постелей в боковых граней. Не довольствуясь применением этого способа, древние римляне считали необходимым скреплять ряды кладки металлическими (железными или бронзовыми) шипами или скобами в виде ласточкина хвоста во избежание сдвига рядов. Во всех сооружениях древнего Рима, возведенных из камня или мрамора, у ребер каждого камня имеются гнезда для металлических шипов. В средние века множество этих шшпов было извлечено, и вот почему на лицевых поверхностях этих зданий видно множество дыр, сделанных ломом или медведкой. Обычно эти шины имеют форму, изображенную на рис.12; часть А помещается в верхней постели нижнего ряда кладки, а часть В - в нижней постели верхнего ряда (см. чертеж С).
В кладке из мрамора эти шипы часто были бронзовые; в каменной кладке (травертин) они обычно делались из железа. Их полезное действие было, впрочем, спорно, поскольку лицевые поверхности, из которых их вырвали все же не нарушились.
Римские сооружения были достаточно прочно выполнены, бетоны, из которых они состояли, достаточно плотны и однородны, каменная кладка - из достаточно высоких рядов, и поэтому не было необходимости в их анкеровании или скреплении; и действительно, эта роскошь в виде металлических шипов встречается только в пышных зданиях античного Рима и не распространена в других местах. Между тем, древние римляне иногда скрепляли между собой камни одного и того же ряда кладки железными юкобами в виде ласточкина хвоста, залитыми свинцом. Это, действительно, было необходимо при возведении некоторых бетонных сооружений для поддержания фризов и карнизов над портиками. Нам иногда попадались такие ласточкины хвосты даже из дерева.*
Но от анкерования, в собственном смысле этого слова, не осталось следов. В средние века, т. е. с конца ХII века, для плотного соединения камней одного ряда усиленно пользовались железными скобами, залитыми свинцом. По этому поводу интересно отметить следующее замечательное явление. Когда железо соприкасается только с камнем, безразлично - залито оно свинцом или нет, то происходящее в нем окисление незначительно, и оно, следовательно, не раздается и не вызывает трещин в каменной кладке. Но если рядом с железом находится раствор, т. е. если над этими скобами, соединяющими собой камни одного ряда кладки, лежат толстые слои раствора, то эти скобы, залиты они свинцом или нет, весьма быстро окисляются, раздаются и вызывают трещины в камнях. Окисление происходит еще быстрее в том случае, когда швы заполнены гипсом.
Итак, древним римлянам, применявшим иногда металл для укрепления каменной кладки, при кладке камней без раствора, не приходилось опасаться действия окисления, тогда как в зданиях, возводимых нами теперь, нужно прежде всего остерегаться наличия металла в каменной кладке, поскольку мы всегда помещаем между камнями слои раствора или гипса.
Но мы еще вернемся позднее к применению металла в каменных конструкциях.
* Например. в фундаментах арки в Сенте.
Древние римляне, не считавшие упругость непременным условием в конструкции, поступали логично, производя кладку на-сухо или заполняя бетонными массивами оболочку из кирпича или околотого бутового камня.
Средневековые строители, признававшие, наоборот, одним из условий конструкции упругость, поступали не менее логично, укладывая ряды камней в своих зданиях на толстые слои раствора. В самом деле, разумнее всего выбрать один из этих путей: если мы подражаем древним римлянам, давайте строить, как они; если же мы строим, как наши предшественники в средние века, т. е. вводя в каменную кладку раствор, то в таком случае не будем придерживаться римских форм, которые не согласуются с подобной конструкцией. Если мы не признаём, что конструкция должна обладать известной упругостью, то давайте строить по римским способам, обеспечивающим определенную устойчивость; но если программы принуждают нас учитывать известную упругость в наших постройках, то не будем стараться подражать, к тому же грубо, внешнему виду римской конструкции. Словом, мы должны гармонично сочетать наши строительные приемы с теми формами, которые мы желаем применять, или же, если наши строительные приемы признаны отличными, мы не должны стремиться к воспроизведению форм, противоречащих этим приемам. У нас, в общем, создалось несколько преувеличенно выгодное мнение о наших строительных приемах в каменных работах. В действительности мы строим довольно плохо, дорого и не учитываем свойств строительных материалов. Если в наших общественных сооружениях и не появляются трещины и дефекты, то это объясняется тем, что мы употребляем наполовину больше материала, чем это строго необходимо, но ясно, что этот избыток стоит денег. С точки зрения экономии и разумного применения материала наши жилые дома строятся значительно лучше, чем общественные сооружения. В частных домах очень разумно используют литье, чугун или кованое железо и камень или кирпич, тогда как в двух шагах от этих домов мы вддим, как в общественных зданиях без всякого смысла нагромождаются оiпромные массы камня, а металл применяется лишь для междуэтажных перекрытий и кровель. Древние римляне, если бы в их распоряжении была возможность получения крупного чугунного литья, несомненно использовали бы его. Средневековые строители были бы счастливы, обладая этим материалом; мы видим, что они все сделали для того, чтобы заменить его камнями очень твердых пород, поставленными стоймя, на ребро, когда им требовалось подпереть тяжелые массы тонкими опорами. Странно, что наши архитекторы, располагающие такими разнообразными материалами, такими новыми в вместе с тем уже такими испытанными, имея под руками репродукции памятников всех архитектурных эпох, начиная с самых древних и кончая самым последним временем, считают себя все же обязанными, располагая столь богатыми средствами, всегда придерживаться там, где дело касается общественных сооружений, конструктивной системы, применявшейся в ХVII веке, когда писали очень хорошим стилем, но строили весьма плохо. Не прибегая даже к чугуну в качестве опор, разве мы не имеем теперь камней твердых пород, равных во качеству самым плотным мраморам? очему не употреблять этих материалов, придавая им хрупкие формы, допускаемые их высокой прочностью? Зачем - я снова возвращаюсь к этому важному пункту применять кладку из цельного камня там, где достаточно было бы бетонных массивов? Почему лауреаты Академии никогда не привозят с собой из Рима или из Греции и не используют во Франции ни одного из замечательных способов, врименявшихся древними рвмлянами, и придерживаются рутины строителей ХVII века, значительно менее искусных, чем их предшественники? Зачем так восхвалять искусство древнего Рима и периодически посылать молодых архитекторов вдохновляться зданиями, которые он нам оставил, если изучение этих памятников приводит лишь к подделыванию форм, смысла которых не стараются искать, и если мы не берем в этих обширных в прекрасных сооружениях самого существенного из всего, что в них есть, их конструкции, чтобы применить то, что из нее применимо для наших потребностей и нашего времени? Уже давно перестали даже пытаться объяснять эти противоречия; но камни нагромождаются попрежнему так же бессмысленно, новые материалы изобилуют и не вносят в строительные приемы никаких перемен. Механизмы совершенствуются и начинают легко пзоднимать на большую высоту огромные каменные глыбы, чтобы разделить их зрительно ва архитектурные членения, чтобы создать впечатление, что они выполнены из камней мелкого размера, подобных тем, которые поднимались вручную. Можно было бы с честью использовать эти великолепные материалы, - что не преминули бы сделать древние римляне, между тем как у нас, наоборот, прилагают все усилия, чтобы скрыть их
под множеством деталей, обломов, делающих самые большие камни в здании похожими на деревянные резные ящики или на постройки бутового камня, покрытые штукатуркой. Среди груды обломов, среди раскреповок, пилястров, наличников, тощих архивольтов, поясов и щедро разбросанных скульптур ищешь хотя бы один из тех огромных камней, которые на наших глазах поднимались на любую высоту, и различаешь только мелкие поверхиости, формы, изрезанные во всех направлениях, - колоссальные блоки исчезли. В таком случае почему же не строить, как строили в ХVI веке, из материалов небольшого размера?
Чтобы еще лучше подчеркнуть это отсутствие логики, господствующее, повидимому, в наших монументальных сооружениях, я отмечу здесь один факт, который поможет понять, куда нас завел отказ от логического рассуждения в использовании материалов. В начале ХVII века, когда много строили из кирпича и камня, этот способ имел свои основания. Из камня выкладывалв углы зданий и вертикальные столбы, т.е. элементы, которые должны были нести наиболее тяжелую нагрузку; из камня делали наличники окон и пояса, одни - чтобы облегчить пригонку оконных коробок, другие-
чтобы выравнивать и перевязвать стены в горизонтальном направлении; кирпич служил тогда только наружной оболочкой конструкция из бутового камня, так как убедились, что в нашем климате наружная штукатурка по бутовому камню недолговечна. Этот принцип каменной конструкции был очень хорош, мудр и экономичен, к тому же он ясно обнаруживал для глаза избранную конструкцию. Но вот в последнее время случайно возымели вкус к этим постройкам и, желая подражать их внешнему виду, начали выдалбливать в цельном камне простенки для того, чтобы инкрустировать в них... мрамор?.. бронзу?.. Нет, кирпич. Это примерно то же самое, что вышивать шерстью или бумагой атласное платье. Если наши правнуки будут более разумны в строительных приемах, чем мы, то они будут весьма удивлены, найдя тесаный камень за облицовкой из кирпича, настоящее назначение которой - скрывать бутовую кладку и заменять штукатурку; это наведет их на мысль, что кирпич был в наше время очень дорогим, редким и высоко ценившимся материалом.
Мы, повидимому, считаем строительный камень естественным продуктом, который можно расточать без всякой меры, настолько его много; а между тем, мы видим, что наши карьеры после нескольких лет эксплоатации истощаются. В долине Монрук и Банье, в течение нескольких веков снабжавшей материалами Париж, уже нет камня, пригодного для строительства. В нескольких лучших карьерах в бассейнах Уазы и Эны эксплоатация приходит к концу. В наши дни приходится добывать камень твердых пород в Бургундии, в Юре, в районе верхней Соны; и при всем том выбор материала определяется его наличием в карьерах. Архитекторы и не позаботятся сами посетить наши департаменты и нанести в каждой местности справки относительно камня, пригодного для строительства. Почему мы не применяем в Париже овернские лавы, которые можно было бы так успешно использовать; вогезские песчаники несравненного качества, если их умело выбрать; анжуйские или отэнские (Аutun) сланцы, которые были бы так полезны в кладке очень низкими рядами, так как препятствовали бы явлению капиллярности; вогезские и морванские граниты, которые позволили бы нам возводить очень прочные и очень тонкие монолиты? Почему в наших больших зданиях, в тех случаях, когда мы считаем нужным применять архитектурные перекрытия, всегда придерживаются способа клинчатой кладки, поддерживаемой железными стержнями, а не используют монолитные блоки, которые нам доставили бы карьеры Шовиньи в Пуату, карьеры Анстрюд в Бургундии, да и другие? Нам возразят, что это потребует расходов; но разве нельзя экономить на бесполезных массивах из цельного камня с тем, чтобы употреблять тесаный материал только там, где он действительно нужен, и иметь возможность выбирать его когда нужно? древние римляне были великими строителями, но зато как тщательно они выбирали свои материалы! Как они умели использовать их в зависимости от их качеств в никогда их не расточая! Почему же мы, обладая во Франции самыми разнообразными и самыми лучшими сортами строительнопо камня, более того, имея в своем распоряжении то, чего не имела римляне, быстрый подвижной транспорт, почему мы ниже их в этой важной отрасли строительного искусства? Повторяю, не возражайте мне, что это дорого, ибо еще раз говорю, что мы совершенно бесполезно теряем огромные суммы в больших зданиях на это нелепое нагромождение камней, как будто у нас нет такой же великолепной извести, щебня, прочного бутового камня и кирпича, как у древних римлян.
Нужно сознаться, что в искусстве каменных работ все предстоит создать заново; нужно забыть все способы, применявшиеся в течение трех веков, и перейти к новым, опираясь на опыт, накопленный древними и средневековыми строителями и учитывая огромные возможности, предоставляем вашей эпохой. Но для достижения этого результата необходимо выполнить некоторые условия: надо было бы потребовать от архитекторов, чтобы они занимались конструкцией по крайней мере столько же, сколько формами, и не были на поводу у рутины, столь дорогой сердцу большинства подрядчиков; чтобы они в достаточной степени были проникнуты убеждением в доброкачественности и разумности применяемых ими приемов, дабы иметь возможность внушить и объяснить их исполнителям (ибо у нас, к счастью, всякий толково объясненный новый способ тотчас же усваивается строительными рабочими); чтобы они сами составляли чертежи каменной кладки подобно тому, как это делали средневековые мастера, чаще всего хулимые именно теми, кто неспособен им подражать; чтобы они знали материалы и сами наводили о них справки; чтобы они чаще советовались со своим рассудком, чем со своим альбомом, и считали, что мудрая экономия служит в архитектуре признаком знаний и вкуса. Бесполезно поглощать средства, которые могли бы быть использованы для нужных вещей, - это поистине не доказательство ни здравого ума, ни совершенного вкуса.
Всякое каменное строение должно быть разложимо на составные части так, чтобы каждый камень в отдельности, если это кладка из тесаного камни на-сухо, или каждая часть, выложенная из бутового камня на растворе, ясно указывали бы на свою функцию. Нужно, чтобы каждое здание так же легко было разобрать, как складную игрушку, и чтобы при этом исключена была всякая возможность ошибки относительно места и функции каждой из частей. Пример нам подают древние: когда мы находим развалины какого- либо из их сооружений, то всегда можем, благодаря соблюдению этого принципа, безошибочно восстановить здание. Средневековые мастера строже - если не древних греков то, во крайней мере, римлян - приненяли этот строительный метод, для них каждый камень в кладке представлял собой необходимую составную часть, законченную саму по себе, нечто, подобное органу, место и функцию которого, по внимательном его исследовании, всегда можно определить. Вот почему задуманное по такому принципу каменное сооружение полно очарования не только для того, кто его компонует, но и для тех, кто его выполняет и кто на него смотрит. Поскольку каждый камень имеет самостоятельную функцию, постольку их комбинирование, которое определяет их сочетание, требует работы ума, оставляющей неизгладиный отпечаток на сооружении и облекающей его в очень отчетливые и характерные формы; рабочему это внушает сознание ответственности за работу, пользу которой он понимает, желание превзойти других и удовлетворение; прохожий, рассматривающий законченное произведение, чувствует в нем единство вдохновенного замысла, имеющего в виду достижение определенного впечатления; здесь единство во всем целом, ибо здесь соблюдено точное и необходимое соотношение между всеми частями. Никто не будет утверждать, что единство - дело случая. Единство - это результат комбинирования частей. Всякий живой организм един потому, что все его различные органы скомбинированы для одной цели; то же самое должно иметь место в архитектурной композиции. Изъяв одну из частей здания греческого храма, мы вызовем его разрушение; вынув один камень из средневекового сооружения, мы сократим его долговечность. Нельзя сказать того же о зданиях, построенных в наши дни. Сказано ли этим, что нам необходимо придерживаться конструктивных принципов греков или средневековых мастеров? Разумеется, нет, но мы можем поступать так же, как поступали они, и воспользоваться их уменьем.
Охотно веря, что багаж архитектора не очень тяжел и занятия архитектурой - дело легкое, некоторые знатоки, начиная с эпох ренессанса, стали корчить из себя архитекторов и смело говорить об ордерах, о пропорциях, симметрии; стали высказывать мнения, цитируя Витрувия и рассматривая здания так, как разглядывают картинки в альбоме, и претендуя после этого на руководство вкусом в области архитектуры. В наше время эти знатоки, пользуясь отсутствием солидного образования у архитекторов, стали выдавать себя почти за мастеров искусства; они обнаружили склонность критиковать принципы, традиции, практические приемы и вскоре начали принимать свои фантазии за выражения прогресса. Один решает, что нужно замаскировать перекрытия; другой рассматривает здания только как красивый вид и всецело стоит за симметричные расположения; третий объявляет, что контрфорсы, обычно применявшиеся в средние века и в римскую эпоху для воспринятия распора сводов, являются лишь признанием бессилия; что новая индустрия должна заменить эти массы, инертные на вид, новыми конструкциями. Если вы прижмете такого знатока к стене вопросами о способах, которые он предлагает, то каждый из них неизменно отвечает, что, взяв себе в помощь рабочего-каменщика или какого- нибудь английского садовника, он выстроил себе замок или особняк, прочный, удобный, где все великолепно расположено, настоящий сказочный дворец. Через несколько месяцев вас, аркитекторов, призывают в эту прекрасную резиденцию, чтобы скрепить или связать стены, давшие трещины, переделать трубы каминов, отремонтировать фундамент, сменить прогнившие перекрытия и дырявые кровли. Действует ли этот урок?.. Нисколько... Через две недели тот же знаток, промахи которого нам пришлось исправить, человек, занимающий важное положение, сам сделает сотню замечаний по поводу переданного ему на рассмотрение проекта; здесь он требует от вас сводчатого перекрытия там, где вы поместили деревянный потолок, тут у вас стены чрезмерно толсты, там - крепление, которое ему не нравится, в другом месте необходимы проемы, или, наоборот, сплошные стены и т. д.
Снабдили ли нас, дав нам серьезное, широкое и критическое архитектур ное образование, средствами борьбы с этими капризами знатоков архитектуры, в руках которых часто находится наша судьба? Отнюдь нет. Против этих нелепых нападок у нас чаще всего нет иного оружия, кроме рутины. Эта болезнь сейчас только ухудшилась, но началась она не вчера, ибо в свое время еще Филибер Делорм энергично указывал на ее наличие, и с тех пор некоторые мудрые умы восставали против деспотизма и лжи в области архитектуры. Весьма поучительно прочитать то, что говорил в 1702 году человек, питавший страсть к архитектуре, вносивший в ее изучение оченъ редкий в то время дух критики и беспристрастия.
В своих "Мemoiras critiques d'architecture" Фремэн (Frumin), государственный казначей Франции,* так высказывается по поводу строительства нескольких церквей в Париже: «Вы увидите в церквах Нотр дам и Сент Шапелль два здания, построенных в соответствии с заданием, с темой и с местом, я вы увидите в церквах Сент Эсташ и Сен Сюльпис два здания, в которых нет ни смысла, ни решения, ни осмотрительности. В здании Нотр дам архитектор, задумавший его композицию, сначала взял его общий вид, потом, вникнув в каждую часть, необходимую для осуществления задания, принялся о них размышлять. Он подумал о том, что эта церковь, которая не должна была быть очень обширной, - поскольку этого не требовали общие условия жизни в его время, ибо Париж в то время был весьма тесен и очень мал, - когда-нибудь, как на это можно надеяться, должна будет сделаться обширной: он решил, что поскольку она должна быть кафедральной церковью, в ней нужно предусмотреть совершенно особые пространства и расположение, потому что такая церковь должна отличаться от приходской церкви. Он подумал, что если он ограничится в своем плане просто площадью отведенного ему участка, то не даст тех пространств, которые нужны были для вмещения большого количества людей.
Он понял, что церковь, где почти беспрерывно идет пение, должна иметь конструкцию, которая задерживает звук я препятствует его рассеиванию;
* "Мemoiras critiques d'architecture". Рагis 1702, letrre VI.
знал, что литургия совершается с тем, чтобы ее видели все, и поэтому не только нельзя отвлекать от нее внимание и загораживать зрелище колоннами, но необходимо еще создать условия, способствующие и благоприятствующие ее созерцанию. Что же делает этот архитектор? В связи с мыслью о будущем он строит большой неф, он удваивает его вместительность галлереями; а что касается гармоничности пения, которое становится более полнозвучным и мелодичным, когда оно концентрировано, он понижает своды боковых нефов; что касается требований освещения, то при понижении сводов он увеличивает пролеты и умножает число светопроемов; что касается зрелища богослужения, он доводит столбы до незначительной толщины, делает их круглыми, дабы взгляд не задерживался на углах, как он задерживается там, где столбы квадратные. Зная, что свод, подпертый контрфорсами, никогда не давит на свои опоры только вертикально, потому что давление свода никогда не воспринимается полностью вертикальными опорами, как в плоских перекрытиях, архитектор делает небольшими опоры, несущие спаренные своды боковых нефов, и несколько толще столбы, несущие большой свод; он придает, однако, и тем и другим не большую толщину, чем это необходимо; вот это значит правильно решить поставленную задачу, подойти к своей теме со знанием дела и правильно использовать участок; это называется хорошей архитектурой. Этот человек строит две башни, он понимает, что для их поддержки при той высоте и форме, которые он им придал, достаточно прочных углов, он ставит под ними столбы, которые, образуя двойные двери в боковых нефах церкви, кажутся имеющими лишь необходимую толщину; таким образом, толщина их незаметна благодаря размерам разделяющего их промежутка и придает им пропорции, приятные на вид; итак, во всем виден ум и чутье...» Раскритиковав не без основания здание церкви Сент Эсташ и рассудив, что строивший его архитектор был не более как «очень плохой каменщик», Фремэн переходит к церкви Сен Сюльпис: «Это, - говорит он, - другой вид ложной архитектуры; но он, вместе с предыдущим, подтверждает то, что нагромождение и соединение камней еще не создает здания; ибо поразительно видеть, до чего доходит в наши дни недоверие архитекторов к самим себе; если они не нагромождают, как в церкви Пти Пер... целые карьеры для несения маленького пьедестала, то дрожат, как бы их произведение не обрушилось тотчас по выходе из их рук; этот предрассудок настолько силен и всеобщ, что как только вы предлагаете выполнить какую-нибудь тонкую работу, вас сейчас же обступает с воплями толпа каменщиков. Итак, я говорю, что Сен Сюльпис - это другой вид ложной постройки, во-первых, в основном решении проекта, во-вторых, в его выполнении. В основном решение проекта непонятно. Что это такое? Если бы упразднили архитравные перекрытия, которые приделали к сводам, то почти не осталось бы украшений; карнизы, венчающие пилястры низких сводов, представляют собой части, смысл которых не поддается определению... пилястры, приставленные к квадратным столбам для несения аркад, являются лишними, квадратный устой шириной в девять футов смешон в церкви как по своей форме, ибо углы мешают взгляду скользить вдаль, так и по размеру своего сечевия, так как он занимает слишком много пространства и площади и, следовательно, отнимает место, предназначенное для прихожан...
Рассматривая эти пилястры рядом со столбами, я представил себе сильного человека, очень крепкого стоящего ва ногах, которому вдоль тела приставили бревно, чтобы помочь ему нести подбородок. Я не буду трудиться перечислять все промахи, допущенные в этом здании, я возмущаюсь каждый раз, когда в него вхожу...» Хотя Фремэн и предпочитал здание Нотр дам церкви Сен Сюльпис, он тем не менее был любителем прогресса и во всех своих письмах неустанно выступал против рутины, которая уже в его время стремилась к господству в строительных приемах. Но мы должны вплотную подойти к нашему предмету и приступить к практическим примерам. Я допускаю, что в некоторых случаях нужно попытаться обойтись без этих опорных столбов, какова бы ни была их форма, выступают ли они наивно напоказ или скрыты встроенными ордерами. Но когда мы возводим каменные своды над залом, необходимо все же обеспечить воспринятие распора, иначе мы увидим, как стены раздадутся и свод упадет внутрь. Посмотрим же, каким способом мы сможем возвести каменные своды над нефом, пролет которого в свету 20 м, толщина стен которого в наиболее толстых местах достигает 1 м 40 см, так, чтобы снаружи не было видно контрфорсов, признака беспомощности в глазах некоторых людей. Дадим (на рис. 13) поперечный разрез этого зала; мы выложим из камней твердой породы цоколь АВ, расчлененный на секции размером в 6 м по осям. Мы даже свободно можем уменьшить толщину заполнения стен между опорами до 70 см. На консоли С мы поставим чугунные кронштейны В, укрепленные снаружи анкерами Е. На этих кронштейнах мы поместим, вделав их в стену, каменные полочки Р , затем пяты арок G, изображенные в фасаде в Н; на этих арках мы расположим галлерею К. Поставив чугунные колонны в I так, чтобы они слегка выступали над отвесом тимпанов арок G и расширенными капителями, мы перебросим с этих колонн на устои два каменных архитрава М, причем верхний образует пяту больших подпружных арок N. Мы сможем сделать проем в толще откоса над этими архитравами, подобно тому, как это показано в О. Над этими подпружньгми арками мы выведем цилиндрические своды Р, затем - желобчатые своды Q . Чтобы завершить ограждение зала, нам достаточно будет стены толщиной от 50 до 70 cм, прорезанной широкими проемами над галлереей. Если мы соорудим перекрытие из железных ферм R, вес которых передается несколько вне линии чугунных колонн, то эта нагрузка частично погасит равнодействующую давлений подпружных арок. Предположим, что цилиндрические своды Р выведены из кирпича, желобчатые своды Q - из керамики; тогда равнодействующая давлений будет почти целиком перенесена на чугунную колонну, и если даже допустить неточности в выполнении работ, что может сказаться впоследствии, эта равнодействующая давлений все же никогда не перейдет за пределы А. При этой конструктивной системе вы добьетесь должных условий равновесия и простора; вы обойдетесь без контрфорсов, вы избегнете лишней кубатуры материала и, следовательно, лишних издержек.
Никто, я надеюсь, не усомнится в том, что в мои намерения не входит предлагать здесь образец сооружения; я хочу лишь указать метод работы, обеспечивающий выполнение программы по изложенным выше принципам, с учетом опыта, накопленного нашими предшественниками, и тех средств, которые дает нам наша эпоха. Если мы, например, возведем цоколь из очень тяжелого и прочного камня; если мы выберем исключительно для архитравов М материал очень твердой породы, то все остальное можно будет выполнить из известняка, из сплошного или пустотелого кирпича. Цилиндрические своды Р и желобчатые легкие своды можно будет вывести, первые - по очень легким кружалам, упирающимся в откосы О, вторые - по опалубке, передвигающейся по подпружным аркам. Только для больших подпружных арок потребовались бы деревянные кружала, и, предусмотрев кронштейны в S, чтобы опереть на них эти кружальные конструкции, можно было бы ограничиться бабкой, чтобы облегчить их посредине. На табл. 1 дана внутренняя перспектива секций этого вала и его общий вид. Ясно, что конструкция такого типа только поддается росписи, либо частичной, при которой будут видны части каменной кладки, либо сплошной. Повидимому, только пробудив ум архитекторов, можно будет довести искусство архитектуры до создания произведений, отвечающих эпохе и, следовательно, новых по своему внешнему виду и отличающихся экономичной конструкцией. Для достижения этой цели отправной точкой должна служить продуманная, хорошо разрешенная и даже искусная конструкция, а к древним следует обращаться за советом только для того, чтобы не отставать от них и чтобы воспользоваться их опытом.
Кирпичное дело за последние годы весьма усовершенствовалось. Почему бы не использовать в наших общественных сооружениях те возможности, которые оно нам дает? Зачем употреблять камень, когда мы могли бы с большей экономией применять этот материал, обладающий столькими преимуществами? Его удобно переносить и поднимать, он легок, прочен, отлично принимает штукатурку, сух и необычайно долговечен.
Зачем лишать себя в ваших дворцах, в наших замках применемия поливной терракоты и всегда ограничиваться в наружной отделке облицовкой из камня, грустной и холодной на вид, особенно в нашем климате. Разумно применяя майолику и даже цветную штукатурку в защищенных частях зданий, можно было бы сэкономить на камне достаточную сумму, чтобы окупились дополнительные затраты на эту облицовку. Архитекторы ренессанса в Италии и даже во Франции не стеснялись применять в своих каменных сооружениях эти декоративные и в то же время экономичные средства и настолько ценили камень, что старались не расточать его понапрасну. Я знаю, что легче скомпоновать на бумаге фасад, не учитывая всех этих разнообразных способов, и предоставить искусному мастеру каменных работ воспроизведение этого архитектурного образа при помощи того материала, который у него находится под рукой, т. е. тесаного камня. Но не обязан ли архитектор сам указать различные материалы и выбрать их, избегая избытка и бесполезных потерь? Даже строя исключительно из тесаного камня, можно, при разумном расположении постелей и вертикальных швов, получить значительную экономию на кубатуре использованного материала и на рабочей силе. Всем известно, что тесаный камень известняковых пород, чаще всего применяемый в строительстве, добывается в карьерах пластами разной высоты; иногда эти камни имеют в высоту метр и более, другие же лишь 40- 50 см и даже меньше. Как же поступают в наши дни в мастерской архитектора? Компонуют формы, внешний вид, не справившись предварительно о высоте пластов каменных пород, которые будут использованы на стройке. Выбрав эти формы, начертив образ, начинают соображать, какого рода камень следует взять для постройки здания; после этого более или менее произвольно, стараясь не нарушать выбранных архитектурных форм, наносят на изображение ряды кладки (так поступают наиболее добросовестные архитекторы). Но когда дело доходит до осуществления проекта, приходится отесывать слишком высокие камни и браковать слишком низкие, так как очень немногие камни имеют точно такую высоту, как ряды кладки, вычерченные на чертеже. Все это, разумеется, стоит денег. Мне кажется, что разумнее было бы поступать так, как поступали древние, которых нам предлагают как образец, и строители средневековья, методы которых отвергают, а именно: прежде чем начертать образ, выяснить, при помощи каких материалов можно будет его воспроизвести. Это всем было бы выгодно, а архитектура ничего бы от этого не потеряла; наоборот, она бы выиграла, так как разнообразие в размерах и качестве материалов непременно создало бы разнообразие во внешнем виде здания. Мы теперь получаем известняки, например юрский камень и некоторые каменные пласты из Бургундии, которые безбоязненно можно ставить на ребро. Почему бы нам не использовать эту возможность? Зачем выполнять из рядов камней, распиленных с большим трудом, архитектурные части, которые легко можно было бы осуществить из одного цельного куска?
Следовательно, было бы очень полезно, если бы архитектор, прежде чем приступить к постройке здания, навел справки о природе и размерах камня, который дадут ему карьеры, и притом еще не полагался бы в этом на подрядчиков, в достаточной мере склонных следовать привычным способам и делать сегодня то же, что они делали вчера, а потрудился бы сам посетить карьеры к ознакомиться с их различными залежами. Далее было бы хорошо, если бы он при компоновке своего здания на бумаге сообразовал различные части своей композиции с размерами камней, которые ему будут доставлены ва строительную площадку. Таковы те элементарные принципы, которым должны учить в школе, когда во Франции будет настоящая школа архитектуры.
Подкрепим эти последние замечания примером, но не придавая, разумеется, особого значения тем формам, которые мы возьмем, ибо здесь речь идет не об архитектурвых формах, а о конструктивных приемах. На табл. II дан фасад дворца, который должен представлять собой каменную постройку, состоящую из подвального этажа, сводчатого первого этжа и второго зтажа с мансардами. Мы хотим устроить галлерею или широкий балкон во втором этаже. Мы возведем цокольный этаж, выполнив толстую облицовку из больших камней твердой породы, а массив стены - из бутового камня. Перед этим цокольным этажом мы поставим монолитные столбы; стены за этими столбами, ва исключением первого ряда, выкладываются из бутового камня или кирпича. На этих столбах мы помещаем поперечные балки из камня твердой породы, поддерживаемые со стороны основного массива кронштейнами. На этих архитравах мы ставим арки из мраморных блоков. Мы воспользуемся тем, что эта каменная порода добывается большими кусками и удобна для получения очень высоких пятовых камней, а также клинчатых камней с отесанной наружной поверхностью, небольшой высоты, поскольку они не несут нагрузки, но довольно большой толщины вглубь. Мы выполним тимпаны между арками из камней кладки, слегка отступя назад для размещения облицовки из майоликовых плит. На кладке, выровневной по уровню наружной поверхности арок, мы помещаем карниз из камней твердой породы, образующий балкон. Второй этаж будет опираться целиком на ту нижнюю часть здания, которая выложена из бутового камня. В простенках между проемами первый ряд будет выложен из камня твердой породы, хорошо сопротивляющегося воздействию дождевой воды, разбрызгиваемой с балкона, затем пойдут ряды кладки из местного известняка или мрамора, в зависимости от высоты пластов. На этих простенках мы поместим одинаковые пяты, но только вровень с верхом панно, к арки, такой же толщины, как и кладки простенков и косяков. Остальное будет сделано из бутовой или кирпичной кладки. Обломы из поливкой терракоты будут обрамлять пяты и арки с наружной стороны, а над ними будет облицовка из майолики, покрывающая кладку из неотесанного камня: мы выровним верхнюю линию таким же рядом плит из поливкой терракоты, на котором будут помещаться каменные кронштейны, несущие карниз с лежащим на нем свинцовым желобом. Промежутки между кронштейнами будут заполнены каменной кладкой, облицованной майоликовыми плитами. Затем
пойдет верхний ряд из крупных камней, несущий крышу со слуховыми окнами, устройство которой изображево на таблице. Поскольку аркады первого этажа служат опорами, они позволят сделать в этом этаже своды из бетона или пустотелото кирпича. Каменная конструкция, находящаяся за этими аркадами, может быть покрыта цветной штукатуркой, поскольку она отлично защищена. Итак, внутри здания у нас будет тесаный камень только против простенков второго этажа, иначе говоря, в части, которая будет иметь деревянную обшивку. Все остальное будет представлять собой конструкцию из неотесанного камня и позволит применить штукатурку или гипс, что облегчит нанесение стенной росписи, которая плохо держится на камве. Допустим, что мы осуществили бы эту постройку целиком из тесаного камня; это не дало бы нам лишь излишние денежные затраты и невозможность пользоваться теми цветными украшениями, о которых мы только что говорили. Мы получили бы внутренние помещения менее здоровые и менее пригодные для украшения их живописью.
У нас находится под руками драгоценный материал для строительства, а особенно для каменных сооружений; это - железо, как прокатное, так в кованое. Древние применяли железо в своих каменных сооружениях только в виде скоб или шипов, т. е. в виде очень небольших частей, даже средневековые мастера, хотя и предвидевшие те возможности, которые даст применение железа, и употреблявшие его весьма толково, не располагали этим материалом в больших кусках. Между тем, поскольку они ввели систему упругой каменной конструкции, железо служило им могучим подспорьем во многих случаях. В наши дни уже нельзя не учитывать этого мощного фактора, этого материала, которым индустрия снабжает нас по дешевой цене и в размерах, небывалых до сих пор. Следовательно, разумно было бы подумать о согласовании наших конструктивных приемов с этими новыми материалами. Но если в некоторых условиях железо представляет собой отличный материал, то не следует забывать, что оно является для каменной кладки также и очевь активной разрушающей силой. Окисляясь, железо не только увеличивася в объеме к вызывает разрушение самых прочных и плотных материалов, но, кроме того, утрачивает свои качества: из вязкого оно становится ломким и из металла превращается в минерал. Поэтому необходимо, применяя железо, обеспечивать ему такие условия, при которых его окисление не может распространиться дальше его поверхности, если мы не хотим, чтобы по истечении столетия, а может быть, и скорее, этот материал разрушил каменную конструкцию, которой он служит для связи, и утратил все свои качества. Этих недостатков не приходится опасаться в жилых домах, долговечность которых в среднем невелика; но они приобретают большее значение в общественных сооружениях, воздвигаемых с расчетом, что они просуществуют века. Я уже говорил, что кованое и прокатное железо, заделанное в каменную кладку, в которой важную роль играют известь и гипс, быстро доходит до полного химического разложения и вследствие неизбежного вздутия вызывает разрушение камней самых твердых пород. Если железо помещено изолированно и соприкасается только с камнями, почти не обладающими пористостью, то темнеет и окисляется только его поверхность. Тогда его вздутие незначительно. Это явление наблюдается в старых решетках, замурованные части которых совершенно изьедены ржавчинюй, тогда как части, находящиеся на открытом воздухе, сохраняют свой первоначальный вид. Нам приходилось видеть в каменной кладке на расстоянии метра от облицовки совершенно разрушившиеся железные скобы, превратившиеся в углекислое железо, тогда как в том же сооружении шипы внутри колонок диаметром в 15 см сохранили свои металлические свойства. Итак, чем глубже железо заделано в каменную кладку, тем сильнее оно разрушается. Когда не было иных способов крепления, кроме заделки скоб в каменную кладку, было трудно бороться с указанными здесь опасностями, но теперь, когда можно применять в качестве скреп железные стержни длиной от 5 до 6 м и даже длиннее, очень легко уложить их свободно в выемки, где они не соприкасаются вплотную с каменной кладкой. А чтобы избежать результатов, вызываемых полным окислением, достаточен зазор в несколько миллиметров. Во всяком сооружении, построенном с расчетом на длительное существование, железо, примененное в креплениях, должно рассматриваться только как свяки, у которых одни лишь концы должны быть плотно и прочно заделаны. Окраска может быть применена для этих скреп или анкеров лишь как недостаточный паллиатив: необходимо прибегать к гальванизации цинком или медью и к заливке жирной мастикой. Но всегда предпочтительнее помещать анкера снаружи, на открытом воздухе, и непонятно, как можно возражать против этого способа, который дает возможность использовать их, в случае надобности, как декоративный мотив. Трудно объяснить, зачем в наши дни делают продольные и поперечные крепления в сооружениях, построенных по римскому образцу, т. е. в таких, где массивы имеют достаточную толщину, чтобы предотвратить всякий сдвиг. Благодаря своим свойствам железо, примененное в качестве связей в каменной конструкции, допускает большую легкость этой конструкции, уравновешиваемой затяжками. Доказательство тому мы имеем в наших домах, стены которых, имеющие не более 50 см толщины, достигают 20 м в высоту, несут кровли и междуэтажные перекрытия и при этом обладают полной устойчивостью, если они хорошо построены. Почему же нам быть менее искусными и изобретательными в наших общественных сооружениях, чем в жилых домах, и почему, увеличивая эффективность приемов, принимая к тому же все необходимые меры для обеспечения долговечности, нам не строить наши общественные сооружения, широко и плодотворно пользуясь возможностями, доставляемыми нам индустрией? Всегда увлекаемые величественной манерой, введенной в конце ХVII века, мы не можем решиться создавать здания, отвечающие требованиям рассудка, экономии, материальных средств, и жертвуем всем этим, занимаясь вопросами ордеров, которые, говоря по правде, в ходу только в Академии изящных искусств, но совершенно не интересуют публику, платящую и с удивлением смотрящую на то, как изо дня в день нагромождают огромные массы камня, чтобы чаще всего получить результат, удовлетворительный как в отношении выполнения программы, так и производимого зданием впечатления. В вопросах строительства мы как бы оседлали сразу две цивилизации: одна движется вперед, а другая смиренно держится позади. В то время как частные лица стараются находить способы, с каждым днем все более практичные, более экономичные и правдивые, монументальная архитектура как бы не считается с этим и желает сохранить методы, не соответствующие уже ни нашим потребностям, ни нашему духу.
Если прокатное железо, примененное умело и кстати, является большой подмогой в каменной конструкции, то и чугун, в свою очередь, может оказать бесчисленные услуги. Чугун обладает, как всем известно, значительной жесткостью: долговечность его не ограничена, ибо он меньше подвергается химическому разложению, чем прокатное железо; а если поместить его на открытом воздухе в качестве опор, избегая сложных сопряжений и причин, вызывающих разрушение, то его можно рассматривать как материал, почти не поддающийся действию времени. Но ясно, что, применяя этот материал, надлежит придавать ему формы, сообразные с его свойствами, и было бы смешно отливать, например, из чугуна колонны такого диаметра, который пригоден для опор из камня. До сих пор нам не приходилось видеть, чтобы, за исключением очень небольших зданий, в каменных конструкциях применяли чугунные опоры.* А между тем, этим способом можно было бы выполнить прекрасные программы при условии применения уравновешенной конструкции, с таким успехом употреблявшейся средневековыми архитекторами в нашей стране. Действительно, если для железа нельзя найти применения в монументальных каменных сооружениях, построенных по типу, принятому в наши дни, т. е. в основу которых положен принцип устойчивой и монолитной конструкции, то оно отлично могло бы выполнять полезную и логическую функцию в уравновешенных каменных конструкциях либо в качестве жестких чугунных опор, либо затяжек из прокатного железа. Используя эти возможности, можно было бы возводить каменные своды на очень тонких опорах, вещь, которая у нас никогда не делается. Иногда делают своды из грубой бутовой кладки на железных каркасах, но этот смешанный, почти варварский способ обходится дорого и, повидимому, не обеспечивает долговечности конструкции, ибо железо может быть применено в сочетании с каменной кладкой лишь при условии сохранения независимости каждого из этих материалов. Железо к тому же испытывает изменения, вызываемые в нем
* Можно все же назвать несколько сооружений в небольших масштабах, скомпонованных таким образом кое-кем из наших молодых архитекторов.
колебаниями температуры: от тепла оно расширяется, от холода сжимается будучи заделано в каменную кладку, оно передает этой монолитной массе постоянные колебания, служащие причиной возникновения трещин. Но если сочетать с железом, помещенным свободно, систему каменных сводов, обладающих известной степенью упругости, то не пришлось бы опасаться дефектов. Своды, выведенные по аркам с отесанной наружной поверхностью, не соприкасающейся с заполнением, каковы, например, своды, применявшиеся в течение одного из периодов средкевековья, обладают тем преимуществом, что они могут сравнительно хорошо поддаваться деформациям, не трескаясь и не утрачивая своей прочности. Эта система сводов допускает всевозможные комбинации и перекрытие обширных пространств. Почему бы ее не применять? И сколько возможностей дало бы нам железо, если бы мы использовали его в качестве опор или для затяжек?
Заметим, что мы возводим только сооружения целиком из железа, как, например, Центральный парижский рынок, как некоторые большие железнодорожные вокзалы, а рядом с этими зданиями, впрочем хорошо скомпованными, но представляющими собой не более, как сараи, мы строим каменные цитадели; что касается смешанного способа, состоящего в одновременном использовании каменной кладки и железа в одном и том же здании, то такие попытки делаются очень робко и, надо сказать, до сих пор не давали удачных результатов. Между тем, нужно признать, что здание, выстроенное целиком из камня, т. е. имеющее легкие каменные или кирпичные своды, стены, достаточно толстые, чтобы противостоять сырости или большой жаре, обладает во многих случаях такими преимуществами, которые ничем нельзя компенсировать. Неужели же нельзя найти ничего среднего между сводчатой каменной глыбой, какова Мадлэн, и железнодорожным вокзалом? Неужели мы обречены иметь в качестве общественных сооружений одни пещеры или сараи? Нельзя ли для наших дворцов найти какое-нибудь среднее решение между павильонами из железного лома, фанеры или картона и Версалем или Лувром? Заметим еще, что в такую эпоху, когда общественные собрания становятся настолько многолюдными, что невозможно найти для них достаточно поместительного зала, мы не сумели возвести в наших общественных сооружениях и дворцах ни одного нефа, который был бы скомпонован достаточно широко, в котором публика могла бы чувствовать себя удобно, свободно дышать, входить к выходить; и нам все еще приходится обращаться к большим сооружениям средневековвя в тех случаях, когда мы хотим создать крытое помещение для большого скопления людей. Наши залы для празднеств тесны и придавлены, загромождены архитектурными элементами, создающими большие неудобства. Дневной свет проникает в них слабо, а от искусственного освещения задыхаешься . С нашими бесчиленными и мощными
Имеются в виду способы искусственного освещения до изобретения электричества (свечи, керосин). - Ред.
средствами мы приходим к мизерным результатам, как будто мы уже не в состоянии перекрывать большие пространства иначе, как легкими конструкциямк из железа и елового дерева. Искусство каменной кладки стало настолько робким, что мы не решаемся перекрывать пространство в 20-30 м настоящими сводами. Мы умеем только укладывать камень на камень, и при этом если камни не нагромождаются с избытком, то постройка грозит рухнуть до своего завершения и приходится ее подпирать. Это потому, что у нас действительно нет преподавания строительной техники: оно не только не на высоте наших средств и наших потребностей, его просто нет... Архитектор попадает ка строительную площадку, не имея ни малейшего, даже поверхностного, знания практики своего ремесла; он накопляет опыт за свой собственный счет или за счет своих клиентов, и каждый архитектор обычно вынужден при изучении курса строительной техники выезжать на чужом горбе (in аnimа vili). В частном строительстве это отсутствие практических познаний у архитектора возмещается ловкостью и опытностью подрядчиков; кроме того, поскольку все эти постройки единообразны, архитектор, при наличии у него такта, сметливости и ума, быстро осваивается с общеупотребительными приемами. Но общественные сооружения - дело иное. Тут у архитектора должна быть инициатива, он должен твердо знать, чего он хочет и как он хочет выполнить работу, на каждом шагу он встречает трудности. Под тяжестью огромной ответственности он всегда склоняется к избранию способов, уже примененных накануне; в своих сомнениях он предпочитает грешить избытком мощности; не осмеливаясь позволить себе известную вольность, которая кажется ему дерзостью, он прикрывает свою неопытность тем, что он считает правилами искусства, между тем как это чаще всего не более, как правила рутины. Впрочем, нужно сознаться, что вольность, в чем бы то ни было, позволителька лишь тем, кто обладает глубоким знанием своего предмета. Презрение, которое архитекторы, начиная с ХVII века, выказывали к практическим познаниям мастеров предшествовавших эпох, их часто поверхностная манера изучать античные произведения - все это постепенно сократило ту область, в которой они способны действовать. Не имея твердо установленных методов, намеренно игнорируя гибкие в плодотворные конструктивные принципы, которым следовали мастера в средние века, проникнутые предрассудками, они перестали быть настоящими мастерами своего дела: их работа сводится к воспроизведению с каждым днем все более вырождающихся форм, потому что они не черпают нового в правдивых строительных принципах; и если это будет продолжаться, то через некоторое время архитекторы дойдут до роли чертежников - декораторов.
Эту недостающую архитектору инициативу и практические навыки, дающие плодотворные результаты, он должен прежде всего приобрести в искусстве каменных работ. Способ, каким архитектор комбинирует каменную кладку, может привести либо к значительной экономии, либо к бесполезным расходам. Архитектор должен был бы сам составлять чертежи каменной кладки для подрядчиков, между тем как обычно он предоставляет этот труд мастерам каменных работ, а они совершенно не заинтересованы в получении экономии на кубатуре материала или на рабочих руках. Даже среди подрядчиков лишь очень немногие интересуются этими вопросами. Вследствие способов обмера работ, общепринятых во Франции, а особенно в Париже, камень оплачивается не из расчета фактически использованной кубатуры, а из расчета его кубатуры каменотесных работ; кроме того, на этот камень, подвергаемый отеске, накидывается еще плата за рабочие руки. Подрядчики каменных работ заинтересованы в производстве каменотесньгх работ, дело архитектора - ибегать их, если только он стремится строить экономно; и следовательно, дело аркитектора составить чертежи каменной кладки и дать рабочие чертежи каменщикам. Но нужно ли, выбрав определенную архитектуру, подчинять формы этим экономическим соображениям? В этом уже заложены элементы реформы в искусстве каменной кладки. Ниже мы будем иметь случай вернуться к этим вопросам экономии и хорошего руководства работами на строительных площадках.
Быстрый и легкий сток дождевой воды - это проблема, встающая перед нами во всякой постройке и обычно разрешаемая весьма несовершенным способом. Величественная манера в архитектуре не считается с этой необходимостью, а между тем, во Франции бывают дожди, и было бы предусмотрительно подумать о том, как проще всего избавить постройки от небесной влаги. Древние греки, строившие небольшие здания, перекрытые двускатными крышами, избавлялись от воды при помощи отверстий в виде львиных пастей, прорезанвых в желобе, помещавшемся над слезником карниза; незначительная высота их зданий не вызывала необходимости в водосточных трубах: вода падала из желоба на землю через эти разверстые пасти. Римляне, возводившие обширные сооружения, часто с довольно сложными перекрытиями, пользовались вертикальными водостоками, устроенными в толще массивных стен и выходящими в сточные канавы. Их архитектура допускала применение подобной системы, поскольку их монолитные конструкции, достигавшие в некоторых местах значительной толщины, состояли из прекрасного, совершенно водонепроницаемого бетона. В их храмах и базиликах, где они применяли строительные, приемы, аналогичные греческим, дождевая вода отбрасывалась из желобов на землю через пасти. Средвевековые мастера не могли и думать о просверливании сведенных до минимума массивов своих сооружений вертикальными водостоками и поэтому прибегли к совершенно иному способу: они отбрасывали дождевую воду из желобов при помощи отводных желобов наружу, как можно ближе к земле. Там они допускали устройство гаргули, но уже не короткой, как у древних, а выступающей, чтобы вода падала как можно дальше от стен. Часто они пользовались даже металлическими водосточными трубами (из свинца), чтобы избегнуть захлестывания воды на нижние части здания. Но они всегда заботились о способах стока воды и, комповуя свои сооружения, учитывали эту необходимость. Они не запирали воду, а выводили ее наружу и, как всегда, умели использовать эту необходимость для создания декоративвого мотива. В готических зданиях необходимостью дать сток дождевой воде вызваны некоторые композиционные приемы, определяющие видимые формы конструкции. За очень редкими исключениями эти приспособления для стока дождевой воды видны снаружи, за их сохранностью удобно следить и поддерживать ее, их даже очень легко сменить; они идут кратчайшим путем и, проходя по наружным поверхвостям не угрожают долговечности самого тела здания. Административные правила запрещают теперь в наших городах отбрасывание воды с крыши на улицы через гаргули, - вода должна быть отведена на землю и даже под землю, в сточные канавы. Это, несомненно, очень хорошо, но необходимо было бы так компоновать наши общественные сооружения, чтобы тот сток воды не происходил, так сказать, тайным образом. Проводить в завершенном здании чугунные трубы по фасадам сквозь пояса и карнизы - это варварский способ, свидетельствующий о полнейшей непредусмотрительности строителя; проводить их в толще каменной кладки очень опасно, и рано или поздно это вызывает повреждения, причину которых понимают лишь тогда, когда они наделали все те беды, которые только могли сделать. Действительно, как узнать о разрыве трубы, вызванном промерзанием или осадкой, если эта труба наглухо заделана в каменной кладке? Лишь тогда, когда стена пропитается сыростью, можно установить причину катастрофы, но каким способом в этом случае с ней бороться? Все трудности устраняются в зданиях, где стены имеют достаточную толщину, чтобы проделать в них просторные вертикальные каналы, в которых можно поместить спускные водосточные трубы, причем легко следить за сохранностью этих труб и в случае необходимости заменить их новыми. В таких зданиях фасады могут быть очищены от наружных водосточных труб; но такие случаи очень редки, и найдется мало зданий, даже общественных, где можно так неэкономно расходовать место. Следовательно, в большинстве случаев приходится делать водосточные трубы снаружи. Почему же тогда откровенно не приготовить для них место заранее? Зачем прорезать в отстроенном здании карнивы, пояса, цоколя, чтобы разместить эти трубы, как будто первоначально о них забыли, тогда как теперь они разбивают все линии в той композиции, в которой их устройство не было предусмотрено.
Трудно поверить, не убедившись в этом воочию, до чего доходит эта непредусмотрительность архитектора. Существует, например, одно общественное сооружение, недавно построенное, где желоба проходят внутри помещений мансардного этажа, образуя в каждой комвате на уровне мансарды маленький канал, прикрытый дощечкой, из которого можно черпать воду в дождливые дни: водосточные трубы этого здания, уложенные в толще стен, изливают потоки воды в помещения во время оттепели, и все это во имя того, чтобы не нарушать форм некоей классической архитектуры. Если обследовать все эти монументальные фасады, представляющие собой, повидимому, лишь картинки, годные на то, чтобы позабавить толпу, то под этой бесполезной каменной роскошью обнаружится много убожества. Люди, живущие за этими богатыми стенами, быстро замечают это. Там у вас под ногами проходят желоба, здесь - водосточные трубы, периодически затопляющие и оглушающие вас шумом воды, извергающейся в дождливые дни; в другом месте - окна, до которых можно добраться, только приставив лестницу; темные комнаты или комнаты, освещаемые снизу; коридоры, где нет никакой вентиляции и нужно зажигать лампы среди бела дня; огромные проемы для маленьких комнат, глубокие амбразуры, скрадывающие весь прямой свет; темнота или недостаток служебных помещений наряду со значительными пространствами, пропадающими даром; внутренняя планиронка, лишенная масштабов и кажущаяся приспособленной к нуждам какой-то иной, чем наша, породы людей; беспрестанные уступки наружному виду, требованиям монументальной необходимости, и дорогой и ненужной. Ввиду этих странных заблуждений архитектуры, сбивающейся с дороги, особенно важно придерживаться правдивых конструктивных принципов и стараться применять их на практике строже, чем когда-либо.
Еще одной причине значительных расходов в наших монументальных сооружениях архитекторы, повидимому, не уделяют особого внимания: это построечным лесам. При внимательном обследовании крупных сооружений, воздвигнутых древними римлянами, легко убедиться в том, что они старались пользоваться самыми дешевыми лесами. Применяли ли они массивы из бетона, облицованные кирпичом или обколотым бутовым камнем, употребляли ли они тесаный камень, они всегда делали гнезда для пальцев или предусматривали кронштейны для размещения на них подмостей. Эти гнезда потом, при наружной отделке, замазывались Штукатуркой или гипсом, а кронштейны стесывались. Таким образом, подмости, необходимые для работы каменщиков и для переноски материалов, строились одновременно со зданием и держались на нем. Так же строились и наши большие средвевековые сооружения; и можно еще видеть, хотя бы на фасаде Парижского собора, все гнезда для пальцев, служивших для закрепления очень легких подмостей на любой высоте. Кроме этих гнезд, которые так легко замазать при наружной отделке, можно предусмотреть выступы для подкосов и прогонов: этот излишек камня ничто по сравнению с расходами на устройство лесов, идущих от самой земли, возводящихся отдельно в виде временной деревянной постройки вокруг настоящего каменного здания. Нет такого фасада, каким бы высоким и широким его ни задумали, который нельзя было бы построить, пользуясь несколькими площадками и легкими подмостями, держащимися на самом здании в однимающимися вместе с ним. Даже устроив железную дорогу для подвозки материалов, Можно было бы уложить рельсы на мостках, соединяющих площадки самым экономичным способом, хотя бы протянутыми под ними тросами, и не прибегая к этим настоящим деревянным монументам, выгодным только для подрядчиков плотничьих работ. То, что мы говорим здесь о лесах, еще в большей мере относится к кружалам. При сооружении своих самых больших сводов римляне применяли только висячие кружала, т. е. уложенные на выступах, предусмотренных в пятах. Да и эти кружала служили только для арок, а заполнение выкладывалось по очень просто сделанной опалубке.
Средневековые своды также выведены очень экономическим способом с применением незначительного количества дерева. Мы будем иметь возможность рассказать нашим читателям об этих способах выполнения подмостей в кружал, когда будем говорить о плотничыих работах. Здесь мы хотим лишь отметить, что архитектор будучи настоящим хозяином постройки и обладая практическими познаниями по всем видам работ, может избежать значительных расходов и достигнуть неизмеримо большего, чем он достигает в наши дви. Огромные расходы на наши общественные сооружения, расходы, абсолютно непропорциональнье достигнутым результатам, прежде всего доказывают следующее: что архитекторы недостаточно интересуются практическими приемами и обычно всецело полагаются на подрядчиков, которые, разумеется, совершенно не заинтересованы в экономии материалов и рабочих рук. Но, по правде говоря, где же было архитекторам научиться этим практическим приемам, если их этому до сих пор никогда еще не обучали в единственной школе, существующей во Франции? И кого винить в том, что они являются на строительные площадки, которыми призваны управлять, имея в качестве багажа множество предрассудков и очень недостаточную дозу знаний и эрудиции, приобретенных случайно, без критики и без выбора?
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках... прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада. прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные... прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры... прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система... прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности. прочитать полностью >>
Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере... прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении? прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями. прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску... прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности. прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала. прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей... прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом! узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом! узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас! узнать подробности >>