Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

СТОЛЯРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ



Вернуться в оглавление книги...


Вагонный парк железных дорог состоит из пассажирских и грузовых (товарных) вагонов.
Пассажирские вагоны разделяются на пригородные, местные и дальнего следования. В пригородных и местных вагонах оборудование рассчитано на кратковременное пребывание пассажиров и поэтому оно проще оборудования вагонов дальнего следования. Места для пассажиров в них приспособлены только для сидения; полки — для небольшого ручного багажа.
Оборудование вагонов дальнего следования рассчитано на длительное пребывание пассажиров в вагоне и предоставление им в связи с этим всевозможных удобств, поэтому оно отличается разнообразием и значительной сложностью. В частности, диваны устраиваются с подъемными спинками, приспособленными для лежания; имеются верхние полки и ниши для багажа, столики, переносные лестнички (стремянки), а также индивидуальное (для каждого вагона отдельное) электроосвещение, водоснабжение, отопление, специальные устройства для воздухообмена с подачей в вагон профильтрованного и подогретого (в зимнее время) воздуха и т. п. Вагоны подразделяются иа общие с открытыми купе и купейные, жесткие и мягкие.
Грузовые (товарные) вагоны подразделяются на крытые, платформы, полувагоны со стенками высотой до 2 м без крыши (гондолы и хопперы), цистерны для перевозки жидких грузов и изотермические (вагоны-ледники).
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, портящихся от атмосферных осадков (зерно, продукты питания, текстиль и другие изделия промышленности).
На платформах перевозят лес и другие строительные материалы, руду, уголь и всякие иные грузы, не подверженные порче от атмосферных осадков, а также сельскохозяйственные машины, автомашины, различное громоздкое оборудование. Часто грузы, требующие перевозки в крытых вагонах, перевозят на платформах в специальных ящиках — контейнерах. Платформа со всех сторон имеет откидные борта высотой 550 мм.
Полувагоны служат для перевозки массовых сыпучих грузов — руды, угля, кокса и т. п. Наибольшее распространение имеет гондола грузоподъемностью 60 т. Гондола — саморазгружающийся полувагон с вертикальными стенками и горизонтальным полом, в котором имеются люки для разгрузки. В гондолах нередко перевозятся лес, железо, сталь и пр. (при обратном следовании). Для удобства погрузки в лобовых стенках гондолы во всю их ширину устраиваются створные двери, открывающиеся внутрь. Выпускаемые в настоящее время гондолы имеют цельнометаллические стенки.
Хоппер представляет собой полувагон с вертикальными боковыми и наклонными торцевыми стенками и двусторонним люком внизу для разгрузки. Он предназначен для перевозки только сыпучих грузов. В настоящее время хопперы не выпускаются, их вполне заменяют гондолы.
Исправное состояние вагонного, парка имеет исключительно большое значение для нашего железнодорожного транспорта и всего народного хозяйства. Министерством путей сообщения установлены обязательные сроки ремонта вагонов — капитального, среднего и годового. Помимо этих видов ремонта, проводятся еще осмотры и текущий ремонт с отцепкой и без отцепки вагонов.
Всякий ремонт выполняется в сжатые сроки по утвержденному министерством единому графику. Для того чтобы обеспечить качественный ремонт вагонов в короткие сроки, все рабочие, участвующие в ремонте, в том числе и столяры, должны хорошо знать устройство вагонов и отлично владеть наиболее производительными приемами работы.

УСТРОЙСТВО КУЗОВОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ


Основными частями любого железнодорожного вагона независимо от его типа и назначения являются:
1) ходовые части — колесные пары, буксы с подшипниками, рессоры, тележки;
2) рама, опирающаяся на тележки и служащая основанием для кузова;
3) ударно-упряжные приспособления с буферами и винтовыми стяжками или с автосцепкой, прикрепляемые к раме;
4) кузов, оборудованный для пассажиров или для укладки грузов;
5) тормозное оборудование.
Кузов всякого вагона состоят из каркаса (обрешетки), обшивки и внутреннего оборудования.
Кузов грузового вагона. Обращающийся до сих пор на наших железных дорогах двухосный грузовой крытый вагон выпуска до 1925 г. грузоподъемностью 16,5—18 т имеет кузов с деревянным каркасом. Он состоит из 20 стоек (4 угловых, 4 дверных, 4 лобовых и 8 боковых промежуточных), двух верхних обвязочных продольных брусков, двух поперечных боковых фрамуг поперечных потолочных дуг — гнутых или выпиленных. Стойки каркаса дубовые, все другие деревянные детали каркаса из сосны. Внизу стойки прикрепляются к раме скобами и болтами, ввер-w боковые стойки соединяются с обвязочными брусками посредством шипов. Угловые и лобовые стойки соединяются с фрамугами болтами, фрамуги и потолочные дуги связаны с продольными брусками обвязки шипами «ласточкин хвост». Все угловые соединения усилены привернутыми на шурупах железными угольниками.
К продольным брускам обвязки и к наружным сторонам фрамуг привинчивается карниз. Обшивка стен производится с внутренней стороны досками (шелевкой, вагонкой) толщиной 22 мм, сплачиваемыми в шпунт и гребень без клея; гребень всегда обращен кверху. Торцы обшивки прирезаются в фальцы, отобранные в угловых и дверных стойках. В углах прикрепляются треугольного сечения бруски, прикрывающие все стыки. Обшивка начинается от рамы, так что доски пола торцами примыкают к низу обшивки. К деревянным стойкам и дугам обшивка прикрепляется гвоздями, а к металлическим элементам — винтами. Стыки торцев обшивочных досок верха делают вразбежку (в шахматном порядке), обязательно посредине ширины дуги. Ширина обшивочной доски с гребнем 99 мм.
Пол настилается поперек вагона досками толщиной 48 мм и шириной 244 мм, сплачиваемыми в четверть без клея. К обвязке рамы доски пола прикрепляются болтами, а к деревянным брусьям рамы — гвоздями. Примыкание настила к лобовым стенам вагона закрывается треугольным бруском на гвоздях, а примыкание к обшивке — полоской железа сечением 40 X 6 мм, привинчиваемой к обвязке вагонной рамы.
Дверь грузового вагона представляет собой раму, обшитую вагонкой с наружной стороны. Рама состоит из двух стоемных брусков, двух поперечных, одного горизонтального средника и одного раскосного (диагонального) бруска. Доски обшивки располагают вертикально; к горизонтальным брускам их крепят гвоздями, а к раскосу — шурупами.
Внутреннее оборудование кузова грузового вагона исключительно простое. Оно состоит из несъемных настенных досок и подставных брусков, привинченных к продольным стенкам кузова, и служит для настила двухярусных нар и вещевых полок. Поперечное сечение настенных досок 228 X 50 мм.
Грузовые крытые вагоны с деревянным каркасом кузова недостаточно устойчивы, поэтому при капитальном ремонте деревянные стойки каркаса заменяют металлическими из уголкового железа, устанавливают металлические раскосы, а обшивку лобовых стен на 1440 мм от рамы делают толщиной 40 мм. В настоящее время вагоны этого типа реконструируют, т. е. перестраивают только что описанным способом.
У крытого грузового вагона грузоподъемностью 20 т каркас металлический. Обшивка прикрепляется болтами, опалубка для крыши крепится гвоздями к деревянным брускам, вставленным в металлические потолочные дуги. Нижняя часть обшивки стен делается из досок толщиной 40 мм. Обшивка двери деревянная.
С выпуском мощных паровозов малопогрузные вагоны в 16,5—18 и 20 г все больше вытесняются четырехосными грузовыми вагонами грузоподъемностью 50 и 60 т. Каркас большегрузного вагона цельнометаллической сварной конструкции. Деревянная обшивка крепится к каркасу болтами. У лобовых стен до высоты 1870 мм, у боковых - до высоты 1430 мм обшивка делается из шпунтованных досок толщиной 40 мм и шириной 110 мм. Для верхней части обшивки и для опалубки кровли применяют доски толщиной 22 мм.
Рама двери металлическая, обшивка двери состоит из горизонтально расположенных досок, из которых одиннадцать (снизу) толщиной 40 мм, а остальные толщиной 22 мм. Внутреннее оборудование вагона обычно состоит из неподвижных настенных досок.
Столярное оборудование платформ — это пол и откидные борта.
Столярные работы по постройке, внутреннему оборудованию и ремонту грузовых вагонов, тем более вагонов последних выпусков, не являются особенно сложными. Исключение составляют изотермические вагоны, которые по значительной сложности столярных работ сходны с пассажирскими вагонами.
Кузов пассажирского вагона. На наших железных дорогах используется, весь годный подвижной состав, т. е. все годные вагоны независимо от времени их выпуска. Некоторые пассажирские поезда дальнего следования формируются не только из новейших вагонов — цельнометаллических, но и вагонов конструкции 1928 г. В составы местных поездов включаются вагоны еще более старых конструкций. Столяр по ремонту вагонов должен владеть способами столярного ремонта всех типов вагонов, находящихся в эксплуатации, и хорошо знать их устройство.
Каркас деревянного кузова пассажирского вагона состоит из верхних и нижних обвязок, сделанных из продольных и поперечных брусьев, продольных и поперечных балок под настил пола, из стоек и раскосов для стен, из фрамуг и потолочных дуг.
Продольные брусья обвязок — составные по длине; сращивают их в замок с натяжным клином. Соединение усиливается металлическими накладками, стянутыми болтами. Продольные и поперечные балки под настил пола соединяются с брусьями нижней обвязки шипами, причем места соединений дополнительно крепятся металлическими угольниками на глухарях.
Шиповое соединение угловых стоек с обвязками, особенно с нижней, очень сложно как по разметке, так и по выполнению (рис. 116). Разметка производится по шаблонам, выработка шипов и гнезд делается вручную, так как здесь станочная обработка недоступна. Все остальные стойки — дверные, оконные и промежуточные — соединяются с обвязкой прямым глухим одинарным шипом. Рядом с оконными стойками пропускаются длинные болты (струны), стягивающие бруски верхней и нижней обвязки и скрепляющие кузов с рамой вагона. В глухих местах стен кузова, т. е. там, где нет оконных или дверных проемов, между вертикальными стойками ставятся по диагонали раскосы. Раскосы вдалбливаются шипами в дубовые башмаки, привертываемые глухарями в угол между стойкой и брусом обвязки.
Вверху поперек кузова устанавливают металлические потолочные дуги и фрамуги, соединяющиеся с продольными брусьями верхней обвязки. К металлическим дугам прикрепляют болтами и шурупами выпиленные деревянные дуги, к которым крепят гвоздями опалубку для крыши и обшивку потолка. В вагонах выпуска до 1928 г. потолочные дуги делались только из древесины — выпиленными или гнутыми.
Фрамуги располагаются над поперечными внутренними перегородками кузова и соединяются с обвязочными брусьями шипами. По нижней кромке каждой фрамуги пропускается плоский или круглый стальной прут для поперечного стягивания брусьев обвязки.
Все угловые соединения деревянных деталей кузова дополнительно укрепляются металлическими угольниками на шурупах или болтах.
Материал угловых, дверных и оконных стоек, нижней обвязки и брусьев для настила пола — дуб или лиственница; все остальные деревянные детали кузова делаются из сосны.

ДВЕРИ И ОКНА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ


Двери. В пассажирском вагоне различают следующие двери:
1) наружные (входные тамбурные) — для входа пассажиров в тамбур вагона с перрона;
2) лобовые тамбурные — для перехода из вагона в вагон;
3) входные из тамбура в вагон;
4) проходные — в поперечных перегородках вагона;
5) входные из коридора в купе.
Кроме того, отдельные двери ведут в котельное и служебное отделения, в туалеты, а также из входного коридора в общий коридор в купейных, мягких и цельнометаллических вагонах.
Наружная дверь вагона с деревянным кузовом делается из дуба или лиственницы. Она состоит из обвязочной рамы со средником, внешней обшивки внизу из сосны и двусторонней обшивки внизу из листового железа толщиной 1,5 мм; в верхней части дверь имеет опускающуюся оконную раму. Входные двери всегда открываются внутрь тамбура. Для того, чтобы в створы не задувал ветер и не проникала пыль, по периметру двери и в проеме отбираются согласованные фальцы. Дверь навешивают на три петли, в притворной брусок врезают замок.
Лобовые двери тамбура — задвижные. Обвязочную раму делают из древесины дуба или лиственницы. Она состоит из двух стсемных брусков размерами 2000 X 100 X 40 мм, двух поперечных брусков и одного средника размерами 720 X 130 X 40 мм. В нижней части обвязочной рамы имеются два диагональных пересекающихся раскоса, вверху — глухое окно. Оконную раму из брусков толщиной 22 мм вставляют в фальцы стоемных брусков обвязки и закрепляют штабиками сечением 32x15 мм на шурупах. В нижней, глухой части дверь обивается с обеих сторон листовым железом.
Лобовая дверь притворяется (придвигается) к специальному стоемному бруску сечением 55 X 70 мм с фальцем глубиной 10 мм и шириной соответственно толщине двери. Этот брусок крепится болтами к лобовой стене тамбура. В передний стоемный брусок двери врезается замок с откидной ручкой.
Дверь в котельное отделение имеет такое же устройство, как и лобовая дверь, лишь вместо окна в ней делается небольшое смотровое очко, закрытое решеткой. Дверь в котельное отделение нередко изготовляют целиком из металла. Двери из тамбура в вагон имеют обвязку из дуба или лиственницы; толщина брусков обвязки 45 мм.
Все внутренние двери вагона изготовляют из сосны. Они в большинстве случаев филенчатые, толщина обвязочных брусков 40 мм.
В цельнометаллическом вагоне дверь из тамбура в коридор состоит из двух столярных плит, склеенных по толщине и дополнительно скрепленных шурупами. Дверь в туалетное отделение представляет собой одинарную столярную плиту. Обе двери фанерованы дубом. Дверь из коридора в пассажирское отделение вверху остеклена. Ее делают филенчатой или из столярной плиты.
Все двери внутри вагона внизу защищены с обеих сторон алюминиевыми или бронзовыми листами от повреждений ногами.
Окна. Окно пассажирского вагона с деревянным кузовом состоит из двух оконных рам — наружной и внутренней, двух оконных коробок, подоконной рамы, получившей название вилки, и наличника. Оконный проем вверху ограничен надоконным бруском каркаса, внизу — подоконными брусками обшивки. Под окном между 2-наружной и внутренней обшивками располагается ниша, куда при открывании окна опускают оконную раму; подоконная рама выполняет роль направляющей.
Стенки и дно ниши покрываются жидким стеклом для защиты против загорания от случайно попавшей из паровоза искры.
Наружная оконная рама опирается на подоконный брусок обшивки, кромка которого покрыта полосой металла. Набитая металлическая полоса образует под оконной рамой гребень, а во внешнюю сторону — отлив.
Гребень входит в паз, выбранный в кромке нижнего бруска оконной рамы. Чтобы опустить оконную раму в нишу, ее нужно приподнять с гребня и отвести до вилки. Внутренняя оконная рама нижним бруском опирается на кромку вилки. Чтобы опустить эту раму, ее сначала тоже при-; поднимают вверх и немного отводят в сторону внутреннего помещения вагона. Вновь поднятая из ниши рама принимает исходное положение под действием пружинящего наличника.
Оконные рамы, коробки и наличники делают из древесины дуба, ясеня или лиственницы. Вяжут оконные рамы на прямой сквозной шип с присечкой заплечиков и с подсечкой полупотемка. Толщина брусков 22 мм. Стекло, вставляемое в фальцы внутренних кромок рамы, укрепляется штабиками на шурупах.
Окно цельнометаллического вагона шире окна вагона с деревянным кузовом. Оконный блок состоит из коробки, двух оконных рам и внутреннего наличника. Крепление блока в проеме производится снаружи вагона шурупами. Все бруски блока изготовляют из дубового массива.
Оконные рамы пассажирского отделения имеют горизонтальный средник, над которым расположена фрамуга (форточка), навешенная на рояльные петли. Фрамуги наружной и внутренней рам связаны серьгой, поэтому они открываются вниз одновременно и на одинаковую величину. Нижнюю часть внутренней рамы можно отворить вверх на рояльных петлях. Этим пользуются для протирки стекол. Стекло в раме закрепляется деревянной раскладкой на шурупах.
В купейных и мягких вагонах фрамуги окон вдвигаются вверх между внутренней и наружной обшивкой при помощи подъемного механизма. Этот механизм расположен между обшивками и имеет выступающую наружу ручку. С 1951 г. наружные оконные рамы в цельнометаллических вагонах делают из алюминия.

ВНУТРЕННЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ


Внутреннее оборудование пассажирского вагона в основном состоит из диванов, столиков, полок для багажа. К внутреннему оборудованию относятся также перегородки, разделяющие пассажирское помещение на купе, оконные решетки, крышки по трубам отопления.
Внутреннее оборудование вагонов должно быть прочным, удобным по конструкции и габаритным размерам. Предметы оборудования имеют преимущественно округлую форму. Спинки диванов утоплены в стены и на ночь используются для сна, подоконные столики сделаны откидными.
Так как во время движения вагона предметы оборудования подвергаются сотрясению, клеевые соединения деталей обычно усиливаются шурупами, болтами. Из клеев применяют исключительно казеиновые и синтетические, хорошо сопротивляющиеся атмосферным воздействиея. Такой выбор клеев объясняется тем, что вагоны, особенно в поездах дальнего следования, в течение каждого рейса эксплуатируются в различных (меняющихся) климатических условиях. Диваны имеют различное устройство и разное расположение в вагоне в зависимости от его типа и назначения.
В вагонах пригородного сообщения диваны поперечные, без подъемных спинок; предназначены они только для сидения. Основанием дивана (обычно спаренного) служат фигурно изогнутые ножки из полосового железа. К ножкам прикреплены деревянные рамы для сидений и для спинки. На рамы настилаются продольно не склеенные между собой бруски твердой лиственной породы. Габариты: высота спинки от пола 970 мм, высота сидения 470 мм, глубина сидения 475 мм. В вагонах последних выпусков сидение для удобства делается с уклоном к спинке в 3°.
Рама вяжется на шипах с клеем и дополнительно крепится металлическими угольниками; все остальные соединения и крепления выполняются на болтах, глухарях и шурупах. К торцу дивана прикрепляется шурупами с полукруглыми головками сплоченный на клею фигурный щит, соответствующий по очертаниям контуру поперечного сечения дивана. Щит прикрывает железное основание дивана и болтовые соединения.
В каждом открытом купе пассажирского вагона дальнего следования имеются два поперечных трехместных и два продольных одноместных дивана. Диваны обычно спаренные (двойные) и разделяются перегородкой.
Поперечный диван состоит из сидения и поднимающейся спинки; последняя в поднятом положении служит спальным местом. Для сидения устраивается горизонтальная рама из дубовых или лиственничных брусков, опирающаяся с одной продольной стороны на две точеные ножки, а с другой — на стойку, разделяющую двойной диван. Дальний от прохода конец рамы крепится к стенке вагона при помощи вертикальных и горизонтальных опорных брусков. Ножки внизу вставляются в чугунные башмаки, прикрепленные к полу вагона шурупами. Обвязочные бруски рамы стягиваются одним болтом вдоль и тремя болтами поперек. На раму накладывается на клею и шурупах щит, склеенный из сосновых досок толщиной 35 мм.
Вертикальные стойки между спаренными диванами связаны друг с другом брусками и несут обшивку, образующую спинку диванов и одновременно перегородку между смежными купе. Верхняя часть перегородки тонкая, поэтому с обеих ее сторон во всю длину образуются углубления, в которые входят подъемные спинки — подвешенные на петлях щиты. В горизонтальном положении подъемная спинка удерживается со стороны прохода подвижным кронштейном из круглого железа, а у стены — откидным пальцем. Рама подъемной спинки состоит из четырех обвязочных брусков с фальцами на внутренних кромках и двух средников. Щит образуется заполнением рамы в поперечном направлении вагонкой.
Деревянная стойка диванов, расположенная у прохода, скрепляется с потолком посредством вертикального железного круглого стержня, привернутого шурупами к потолку вагона. Пространство между стержнем и боковой стеной вагона заделывается щитом: в купейном вагоне до потолка, в вагоне с открытыми купе — на высоту 300 мм от полок для багажа.
Короткие диваны вдоль второй стены вагона имеют такое же устройство, как и поперечные, у них только меньше ширина сидения и большую длину имеют подъемные спинки. Две парные спинки, поднятые в горизонтальное положение, примыкают кромками одна к другой, образуя верхнее спальное место.
Между диванами к стене привернут на петлях оклееный щит длиной, равной расстоянию между диванами, и шириной, равной ширине диванов. Щит, опущенный в горизонтальное положение. кромками входит в фальцы на концевых кромках сидений диванов и вместе с ними образует нижнее спальное место вдоль стены. В поднятом положении шит удерживается у стены повертывающимися крюками. К нижней поверхности щита, перпендикулярно к ней, прикреплен кромкой на клею и шурупах второй щит меньших размеров. Когда большой щит поднят, меньший шит образует между продольными, диванами столик.
Столик у окна между поперечными диванами прикрепляется на клею и шурупами к двум кронштейнам из деревянных брусков; кронштейны крепятся к стене вагона. Столик представляет собой склееный щит с обкладкой по трем внешним кромкам.
Выше подъемных спинок, на расстоянии 650 мм от них, устраиваются полки для багажа. Под каждую поперечную полку к железному стержню, составляющему продолжение вертикальной стойки диванов, прикрепляется железный кронштейн, а к стене вагона на уровне кронштейна — брусок трапецевидного сечения. Полка крепится к ним шурупами. Она представляет собой склеенный сосновый щит 1800X800x25 мм.
В коридоре купейных вагоноь нет ни диванов, ни полок для багажа — есть только узкие откидные подоконные столики и по стене возле столиков небольшие откидные (на пружинах) сидения.
В мягком вагоне диваны и откидные спинки устраиваются с пружинами, покрытыми суровой тканью, настилом из конского волоса и опять суровой тканью. Сверху диваны покрываются декоративной тканью. Мягкое сидение делается съемным; укладывают его на ящик (рундук), связанный из досок.
В цельнометаллическом вагоне отделение для пассажиров разделено на 10 открытых купе перегородками из фанерованных столярных плит толщиной 25 мм. Каждая перегородка состоит из нижнего прямоугольного щита и верхней фрамуги. Длина фрамуги равна ширине вагона внутри (2936 мм), высота 720 мм; верхняя кромка фрамуги опилена по профилю потолка. Фрамуга крепится к каркасу шурупами на угольниках. Шов соединения фрамуги с потолком закрывается карнизом, а соединение с нижней частью перегородки — раскладкой.
По перегородкам купе установлены два поперечных дивана, над ними подвешены вторые спальные полки, которые в дневное время на шарнирах поднимаются вверх. Продольный диван состоит из двух боковых неподвижных сидений и среднего щита. При помощи шарнирно-рычажного устройства можно средний щит перевернуть и, нацепив на крюки к стене вагона, превратить, его в приоконный столик. Продольная спальная полка подвешена на тягах, между которыми укреплена решетка, ограждающая оконное стекло. На дневное время вторую полку вместе с решеткой поднимают под третью, багажную, полку и таким образом окно не заслоняется.
Сидения диванов имеют рамочную конструкцию. У поперечного дивана передний брусок рамы делают из дубового массива, остальные обвязочные бруски, а также средники изготовляют из сосны. Щит сидения представляет собой 10-миллиметровую клееную фанеру, облицованную дубовой строганой фанерой толщиной 1,2 мм.
Щит плотно, на клею, вставляют в фальц переднего бруса, на остальные бруски обвязки и на средники его наклеивают. Заднюю и боковые кромки сидения оклеивают обкладкой из дубового массива толщиной 6 мм, которую дополнительно крепят шурупами.
Сидение дивана откидное, на трех петлях оно привернуто к специальному петлевому брусу. Для удобства сидение делают вогнутым по ширине, со стрелой прогиба до 40 мм. Опирается сидение на рундук — ящик для хранения вещей. Под продольными диванами рундуков нет.
По бокам диванов со стороны прохода устанавливаются так называемые боковины. Каждая боковина соединяет попарно смежные диваны, расположенные с обеих сторон межкупейных перегородок, и прикрывает торцевые швы, а также соединения, сделанные на болтах и шурупах.
Вторые полки для лежания имеют такую же конструкцию, как и сидения нижних диванов, но у них несколько облегчены детали. Передний дубовый обвязочный брус имеет прямоугольное сечение. Для верхней поверхности полки применяется венированная дубом 7-миллиметровая клееная фанера, для нижней — такая же фанера 3-миллиметровая.
Третьи, багажные, полки опираются на металлические кронштейны. Эти полки делают из столярных плит толщиной 25 мм, фанерованных с одной стороны дубом. Кромки полок, кроме той, которая примыкает к перегородке, облицовывают дубовой обкладкой на клею.
Крышки подоконных столиков изготовляют из столярной плиты, кромки закрывают обкладкой из венированной дубом клееной фанеры толщиной б—8 мм. Верхняя поверхность столиков отделывается линолеумом коричневого цвета. Каждый столик укреплен на металлическом кронштейне.
Внутреннее оборудование купейных и мягких цельнометаллических вагонов отличается частично измененными размерами и улучшенной отделкой. Например, кромки предоконного столика облицовываются металлической планкой, полка для багажа над диваном состоит из металлической рамки с натянутой сеткой, основное место для багажа — надкоридорная ниша. Над нижними диванами и на внутренней стороне двери купе установлены зеркала, диваны несколько шире и длиннее. В мягких вагонах сидения, спинки и вторые полки сделаны на пружинах.
Внутренние стены, двери, окна, диваны, полки и другое оборудование жестких пассажирских вагонов дальнего следования с деревянными кузовами, а также стены вагонов местного сообщения покрываются масляной краской с разделкой под дуб. Потолок окрашивается в белый цвет, пол — в коричневый. В мягких и жестких купейных вагонах внутреннее оборудование часто отделывается лаком. Потолок обивается белой клеенкой, стены — линкрустом с последующей окраской масляной краской. В цельнометаллических вагонах стены и все внутреннее оборудование отделываются лаком.

СТОЛЯРНЫЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ


Общие сведения. На железнодорожном транспорте установлены три вида периодического ремонта вагонов: капитальный, средний и годовой. Капитальный ремонт всех вагонов и средний ремонт пассажирских производятся на вагоноремонтных заводах, годовой ремонт всех вагонов и средний ремонт грузовых — в вагонных депо.
В ремонте вагонов важнейшее значение имеет быстрота выполнения, так как лишний простой каждого вагона дорого обходится государству. Ремонт вагонов, как правило, производится путем замены неисправных частей новыми или заранее отремонтированными. Кроме того, ремонтные работы выполняются параллельно рабочими разных специальностей.
На основании практического опыта установлены твердые сроки ремонта. Например, на текущий отцепочный ремонт грузового вагона отводятся 3 часа 30 мин., на годовой — 8 час., на капитальный.— 20 час. Сроки ремонта пассажирских вагонов несколько больше. Например, на осмотр и полный годовой ремонт пассажирского вагона дальнего следования отводится 4 рабочих дня.
Каждый вагон, подлежащий ремонту, тщательно осматривается начальником вагонного депо, инспектором.приемщиком вагонов и вагонным мастером. На ремонт каждого вагона составляется дефектная ведомость, служащая основанием для выписки необходимых для ремонта частей и материалов.
Подготовка вагона к ремонту. Вагон, поданный в ремонт, сначала «разбирают», т. е. с него снимают все части, требующие замены или ремонта. Снятые части передаются на так называемую инспекторскую площадку, где определяется степень их износа. Негодные деревянные детали направляются на материальный склад.
При разборке вагонов столярам приходится разбирать полностью или частично обшивку стен и настил пола, отнимать стойки, предметы внутреннего оборудования. При разборке обшивки и пола подрубают гвозди подсечкой; гайки обязательно отвертывают, болты вынимают осторожно, чтобы не повредить частей вагона или его оборудования. Снимать обшивку или настил пола при помощи зубила, срубать зубилом болты и гайки не допускается.
Столярные работы при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов. Безотцепочный текущий ремонт выполняется во время стоянки поезда на станции. При этом виде ремонта столярных работ не бывает и в состав поездной бригады столяр не входит.
В текущий отцепочный ремонт поступают (в вагонное депо или на специальные пути) вагону с неисправностями, которые нельзя устранить во время стоянок поезда. Этот вид ремонта может быть вызван также неисправностями деревянных частей вагона, как-то:
1) поломкой буферных брусьев;
2) дефектами стоек и дверных брусьев;
3) изломом потолочных дуг или фрамуг;
4) повреждениями обшивки или досок пола грузовых вагонов.
Поломанный буферный брус заменяют новым с закреплением месте болтами. Отверстия для болтов должны высверливаться по точной разметке. Снятый брус можно использовать как шаблон для разметки.
Треснувшую лобовую или промежуточную стойку исправляют наложением с обеих сторон металлических планок и стягиванием их четырьмя сквозными болтами — по два с каждой стороны излома.
При смене доски пола снимают один из продольных угольников, закрепляющий концы настила; отвертывают гайку и вынимают болт, закрепляющий второй конец сменяемой доски; снимают скобу крепления доски к хребтовой балке, предварительно отвернув гайку и выбив болт. После этого удаляют неисправную доску, вставляют на ее место новую, обработанную точно по размерам и имеющую отверстия для болтов. Щели в обшивке обычно устраняют ее переборкой и уплотнением.
Для смены неисправной доски обшивки отводят от стойки две смежные с нею доски, вынимают негодную доску и ставят новую. После этого все три доски прибивают к стойкам гвоздями. Допускается замена неисправной части доски вкраиванием отрезка. Стык должен проходить посредине стойки. Все деревянчме части, поставленные при текущем ремонте вагона, должны быть окрашены.
Плотность обновленной обшивки кузова и настила пола проверяют осмотром изнутри вагона при закрытых дверях и люках. Никаких, даже самых незначительных, просветов и щелей в стенах и в настиле пола не должно быть. Если обнаруживаются щели, заделывать их нельзя; исправление обшивки или настила допускается только сплачиванием.
Новыми также заменяются брусья и обшивка дверей, пораженные гнилью или имеющие поперечный надлом; настенные несъемные доски с поперечным изломом, с отколами, а также с поврежденными местами на верхней кромке, если эти повреждения захватывают больше половины толщины доски на длину более 125 мм; поломанные дуги, неисправная и ветхая опалубка крыши. Рассохшуюся опалубку сколачивают. Все вновь поставленные части кузова и рамы окрашивают.
Столярные работы при капитальном и среднем ремонте грузовых вагонов. При капитальном ремонте все деревянные брусья рамы, кроме диагональных, заменяются металлическими. При среднем ремонте еловые аппаратные брусья обязательно заменяют дубовыми или металлическими, сосновые аппаратные брусья усиливают швеллером; дубовые и лиственничные брусья оставляют без замены и усиления.
Столярные работы при годовом ремонте пассажирских вагонов с деревянными кузовами. Текущий ремонт пассажирских вагонов из-за неисправностей столярных деталей — явление редкое. При годовом ремонте пассажирских вагонов с деревянными кузовами приходится, в частности, ремонтировать деревянные брусья рамы. Они могут иметь сквозные трещины с выхол дом в торец или поперечные надломы. Если трещины не выходят за половину длины бруса, а надломы — за половину его ширины или толщины, то брус ремонтируют наложением металлических планок на болтах во всю его ширину.
Внутреннюю и наружную обшивку тщательно осматривают и исправляют, расшатавшиеся штабики и раскладку укрепляют. Полы исправляют; в местах глубокого износа (между диванами) их нельзя выравнивать наделками. Протертый или порванный линолеум на полах исправляют наложением заплат на клею заподлицо; заплаты дополнительно прошивают мелкими гвоздями. Потолок промывают и окрашивают, предварительно устранив столярным ремонтом все его неисправности.
Отставшие от стен линкруст, дерматин и обвисшую клеенку на потолке перетягивают. Пробоины от гвоздей и шурупов заделывают шпаклевкой. Допускаются заплаты, но обязательно одного тона с исправляемой поверхностью.
Оконные рамы вынимают и при необходимости ремонтируют. Подоконные ниши очищают. Осматривают и исправляют подъемные устройства рам.
Двери ремонтируют. Осматривают всю арматуру дверей, при этом неисправную арматуру заменяют, недостающую пополняют. Проверяют состояние внутреннего оборудования — диванов, подъемных спинок, подоконных столиков, стремянок, багажных полок; все обнаруженные повреждения устраняют.
В мягких вагонах сидения и подъемные спинки снимают и очищают от пыли. Особенно внимательно нужно проверять в вагонах всех типов исправность приборов для подъема спинок.
Внутреннюю окраску жестких пассажирских вагонов при ремонте промывают и подправляют. Затем наносят лаковое покрытие. Чаше производят полную одноразовую окраску. Лакированные и полированные стены и предметы внутреннего оборудования вагонов освежают политурой.
Столярные работы при годовом ремонте цельнометаллических вагонов. В цельнометаллических вагонах столярному ремонту подвергается только внутреннее оборудование. Здесь довольно часты повреждения облицовочной фанеры, отставание раскладки. Фанеру исправляют вставками на казеиновом клее, раскладки закрепляют подвертыванием шурупов. Поврежденную раскладку заменяют новой. Перенастил пола может потребоваться в служебном отделении, в последнем купе и в тамбурах, так как здесь уложенные в пол столярные плиты больше подвергаются изменениям влажности и температуры.
Особенно часты неисправности оконных рам и форточек. Наблюдаются перекосы, повреждения, а иногда и утеря уплотни-тельной резины, недостаточно плотное примыкание рам к сторонам проема, неисправности арматуры. Все это устраняется ремонтом, для чего оконную раму и форточку вынимают из проемов.
На предметах внутреннего оборудования, особенно на бортовых (передних) брусках диванных сидений, часто обнаруживаются забоины, царапины, потертости. При небольшом износе этих деталей их можно исправить зачисткой с последующей отделкой; при большом износе производится замена брусков или всего сидения.
Особое внимание при ремонте нужно уделять осмотру, очистке, исправлению и отрегулированию шарнирно-подъемных приспособлений у подъемных спинок и столиков. Это необходимо потому, что указанные приспособления имеют довольно сложное устройство.
После ремонта внутреннее оборудование вагона очищают от пыли (это обычно делают путем промывки) и все открытые поверхности покрывают лаком.
Организация ремонта вагонов. Наиболее рациональной является поточная система ремонта с последовательным передвижением вагона по рабочим местам-позициям. На каждой позиции в установленный срок выполняются определенные работы. Каждая ремонтная позиция обеспечивается необходимым оборудованием и приспособлениями, которые не приходится переносить из загона в вагон. При необходимости устанавливают на ремонтных позициях стационарное оборудование, включая и деревообрабатывающие станки. Члены специализированных бригад имеют постоянные рабочие места.
Объем работ на каждой позиции называется циклом. Время выполнения каждого цикла работ называется ритмом ремонта. Одновременно ремонтируемые на потоке вагоны составляют фронт работы.

Продолжение книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна